Методические рекомендации для подготовки




К семинарским занятиям

Семинары — один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать, аргу­ментировать и отстаивать свою позицию, правильно и доходчи­во излагать свои мысли перед аудиторией, овладевать культу­рой речи, ораторским искусством, являются также действен­ной формой активизации самостоятельной работы студентов, формой ее учета и контроля.

Главными задачами семинарского занятия являются:

- закрепление, расширение и всемерное углубление знаний, ко­торые получены на лекциях, добытых самостоятельно при работе с основными и дополнительными источниками, правовыми актами, материалами практики и др. источниками;

- проверка и текущий контроль усвоения программного материа­ла (отвечающего требованиям государственного образовательного стандарта), оценка знаний обучаемых по конкретной теме (темам) изучаемой дисциплины (курса);

- формирование у студентов умений, навыков работы с различ­ными источниками знаний и информации; развитие творческих способ­ностей при подготовке аргументированных выступлений и научных со­общений; письменного оформления рефератов, докладов с точным соб­людением требуемой культуры исполнения; логически правильного и грамотного построения своих мыслей и передачи их вслух; умения убедительно и грамотно говорить, высказывать свое мнение, аргументированно вести спор, отстаивая свою позицию, дискутировать, уметь находить компромиссы.

Подготовка студента к семинару. Основное в подготовке и проведении семинаров — это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара.

Семинарские занятия проводятся по специальным планам-
заданиям, которые содержатся в учебно-методических материалах.

Студент обязан точно знать план семинара либо конкрет­ное задание к нему. В плане-задании семинарского занятия содержатся основ­ные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготов­ке каждого вопроса, выполнению задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были, предметом рассмотрения в лекции.

Могут быть и специальные задания к той или иной теме се­минара, например, прочитать какую-либо книгу или ее раздел, статью для обсуждения на занятии.

План-задание дополняется списком рекомендуемой основ­ной и дополнительной литературы.

Готовиться к семинару нужно, естественно, заранее, а не накануне его проведения. Необходимо внимательно ознакомить­ся с планом-заданием семинара и другими материалами, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал (через библиотеку, учебно-методический кабинет и др.).

Но прежде всего студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекций и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению основной и дру­гой специальной литературы, нормативного материала, а также ознакомиться с публикациями в периодических журналах: «Государство и право»; «Правовая политика и правовая жизнь»; «Журнал российского права»; «Юридический мир»; «Законность»; «Закон и право»; и др.. Изуче­ние всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы; нужно законспекти­ровать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины. Вся эта работа должна найти отражение в выписках, замет­ках на полях конспектов лекций, в закладках текстов произ­ведений, сборников норматив­ных актов и др. В среде студентов существует заб­луждение, что для положительной оценки на семинарском занятии до­статочно изучить лекцию и раздел учебника. Лекция и учебник — на­чальный путеводитель в сложном мире научных знаний. Поэтому только их изучения явно недостаточно.

Завершающий этап подготовки к семинару состоит в состав­лении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть го­товы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к
семинарам по каждой учебной дисциплине либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради по каждому предмету.

При подготовке к семинарам следует чаще обращаться к справочной литературе, полнее использовать консультации (групповые и индивидуальные) с препо­давателями, которые читают лекции и проводят семинары.

Участие студента в работе семинара.

Порядок проведения семинарского занятия:

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение вопросов темы – до 20 мин. по каждому вопросу.

3. Заключение преподавателя – до 10 мин.

Семинарские занятия по проблемам государства и права проводятся в следующих формах, дополняющих друг друга:

- Устные доклады (научные сообщения) по актуальным вопросам теории государ­ства и права с последующим их обсуждением. Они не являются повто­рением «Теории государства и права», которая изучается на первом курсе. Это совершенно иной уровень анализа теории и практики по государственно-правовой проблематике. Доклады делаются устно (8-10 мин.), разрешается обращаться к за­писям (конспекту, выпискам из книг), к первоисточникам, тек­сту Конституции и др. Однако, нужно избегать сплошного чте­ния написанного текста. Следует стремиться к выражению мыс­лей своими словами, путем свободной устной речи. Докладчику задаются вопросы. После ответов на них же­лающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Преподаватель может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в пла­не развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы.

- Обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных ос­тальными студентами до семинара. Доклад или реферат могут быть поручены не одному, а двум-трем студентам. Помимо основного докладчика могут быть назначены содокладчики и оппоненты по основным докладам. Студенту-докладчику может предоставляться не вступи­тельное, а заключительное слово по вопросу, обсуждаемому в поряд­ке развернутой беседы.

- Обсуждение сложных теоретических вопросов и проблем, по­лезных для углубленного изучения отдельных тем курса, затронутых в монографиях. Студентам дается задание изучить проблемы, подни­маемые в монографии и быть готовым к обсуждению на занятии.

Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.

Для полноцен­ного освоения курса на занятиях важно принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов, внимательно и критически выслушивать выступления своих коллег, одно­временно уточняя свои знания и ведя поиск новой постановки проблемы, ее решения. Дискуссия, возникшая в ходе обсужде­ния проблемы, должна быть направлена на глубокое и всесто­роннее усвоение темы занятия в целом.

Обязательным компонентом семинарского занятия по про­блемам теории государства и права является подготовка по наиболее актуальным и сложным темам рефератов, в которых на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные точки зрения авторов и определяется собственная позиция, подкрепленная системой аргу­ментов.

Активность каждого участника семинара проявляется и в том, как внимательно он слушает всех выступающих, стремит­ся ли понять логику их рассуждений, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждае­мому вопросу, поправить или дополнить других выступающих. Важно обращать внимание на материал, который является для студента новым. Следует задавать вопросы выступающим как для уточнения их позиций, так и своих собственных. На семинаре рекомендуется вести записи.

Обсуждение заканчивается заключением преподавателя, которое необходимо внимательно прослушать, усвоить и записать данные им рекомендации, советы.

Следует предостеречь от кажущейся иногда на первый взгляд простоты тех или иных изучаемых вопросов, в особен­ности, если студент встречался с ними раньше (например, при изучении философских, общеполитических и других дисцип­лин). Эта кажущаяся простота может ввести в заблуждение, отвлечь от углубленной проработки вопроса. Действительно, при изучении ряда дисциплин используются одни и те же по­нятия, факты, примеры. Но дело заключается в том, что один и тот же объект, например государство и право, каждая юри­дическая наука изучает с позиций своего предмета. Важно уло­вить, понять специфику предмета каждой науки и с позиций предмета этой науки углубить свои знания относительно объек­та изучения. Пробел в знаниях по конкретному предмету может выявиться на экзамене.

Работа студента после семинара. Вполне естественно, что у студента и после семинара могут остаться невыясненными отдельные вопросы. Целесообразно продолжить поиск ответов на них. Для этого следует обратиться на консультации к лектору или преподавателю, ведущему семинар, прочитать дополнительную литературу по данному вопросу. Полученный дополнительный материал, прочитанные рабо­ты должны быть законспектированы.

Последствия непосещения семинарских занятий. В случае пропуска семинарского занятия студент обязан подготовить материал семинара и отчитаться по нему перед преподавателем в обусловленное время. Преподаватель может предложить отдельным студентам, ввиду их слабой подготовки, более глубоко освоить материал и прийти на индивидуальное собеседование.

Студент не допускается к экзамену, если у него есть задолженность по семинарским занятиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: