Анализ и динамика кредитных операций банка как один из видов банковских услуг




 

Одно из приоритетных направлений в анализе экономической деятельности банка занимает анализ его кредитных операций, а именно анализ их динамики и структуры. Рассмотрим анализ динамики выданных кредитов физическим лицам ОАО «Сбербанком России» за 2010 - 2012 годы в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3

Анализ динамики выданных кредитов физическим лицам ОАО «Сбербанк России» за 2010 - 2012 годы

Вид кредита Данные на 2010, млн. руб. Данные на 2011, млн. руб. Данные на 2012, млн. руб. Прирост за 2011, % Прирост за 2012, % Прирост за 2010- 2012, %
Потребительские и прочие ссуды физическим лицам       12,64 12,14 26,31
Жилищное кредитова-ние физических лиц       17,74 16,83 37,56
Автокредитование физических лиц       -20,05 22,94 -1,71
Всего кредитов физическим лицам       12,08 14,94 28,82

Источник: Отчетные данные ОАО «Сбербанк России» за 2010-2012гг.


Из таблицы 2.3. видно, что объем выданных кредитов физическим лицам на протяжении всего анализируемого периода увеличился на 28,82% за счет увеличения потребительских ссуд на 26,31% и жилищного кредитования на 37,56%. Потребительские ссуды, выданные физическим лицам в 2011 году увеличились на 12,64%, однако в 2012 году наблюдается снижение до 12,14%. Наблюдается положительная тенденция увеличения объемов жилищного кредитования физическим лицам в 2011 году на 17,74% по сравнению с 2010 годом. Однако в 2012 году по сравнению с 2011 годом наблюдается снижение выданных жилищных кредитов на 0,91%. На протяжении анализируемого периода наблюдается негативная тенденция снижения объема выданных автокредитов физическим лицам на 1,71%. Однако в 2012 году наблюдается увеличение выданных автокредитов на 22,94%. Проведем анализ структуры выданных кредитов физическим лицам ОАО «Сбербанком России» за 2010 - 2012 годы в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4

Анализ структуры выданных кредитов физическим лицам ОАО «Сбербанком России» за 2010 - 2012 годы

Вид кредита Данные на 2010, млн. руб. Данные на 2011, млн. руб. Данные на 2012, млн. руб. Структура в 2010, % Структура в 2011, % Структура в 2012, %
Потребительские и прочие ссуды физическим лицам       47,93 48,17 46,99
Жилищное кредитование физических лиц       43,54 45,75 46,51
Автокредитование физических лиц       8,53 6,08 6,5
Всего кредитов физическим лицам            

Источник: Отчетные данные ОАО «Сбербанк России» за 2010-2012гг.

 


Из таблицы 2.4. видно, что на протяжении всего анализируемого периода потребительские ссуды и жилищное кредитование занимают наибольший удельный вес в структуре выданных всего кредитов физическим лицам ОАО «Сбербанк России». Наблюдается увеличение потребительских ссуд, выданных физическим лицам в 2011 году на 0,24% по сравнению с 2010 годом. Однако в 2012 году наблюдается снижение на 1,18%. Объем выданных жилищных кредитов увеличился с 43,54% в 2010 году до 46,51% в 2012 году. Наблюдается снижение удельного веса выданных автокредитов в общем объеме кредитов на протяжении всего анализируемого периода на 2,03%. Далее рассмотрим структуру портфеля кредитов корпоративным клиентам по отраслям экономики в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5

Структура кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» по отраслям экономики за 2010-20011 гг.

Отрасль, млн. руб. 2010 г % к итогу 2011 г % к итогу 2012 г % к итогу
Физические лица 1 177 539 21,7 1 319 732 21,3 1 805 527 21,5
Торговля 960 385 17,7 1 008 025 16,3 1 134 763 13,5
Услуги 748 240 13,7 1 001 330 16,2 1 658 527 19,8
Пищевая промышленность и сельское хозяйство 511 658 9,4 585 394 9,5 703 863 8,4
Строительство 408 307 7,5 404 601 6,5 451 261 5,4
Машиностроение 347 222 6,4 317 588 5,1 355 574 4,2
Металлургия 273 814 5,0 300 806 4,9 299 424 3,6
Химическая промышленность 186 790 3,4 216 833 3,5 340 211 4,1
Энергетика 172 623 3,2 208 797 3,4 379 891 4,5
Телекоммуникации 164 934 3,0 168 042 2,7 331 954 4,0
Транспорт, авиационная и космическая промышленность 109 211 2,0 147 540 2,4 285 364 3,4
Государственные и муниципальные учреждения 94 004 1,7 153 280 2,5 268 087 3,2
Нефтегазовая промышленность 157 078 2,9 177 495 2,9 164 663 2,0
Деревообрабатывающая промышленность 43 955 0,8 49 609 0,8 50 388 0,6
Прочее 88 085 1,6 132 838 2,0 152 610 1,8
Итого кредитов и авансов клиентам (до вычета резерва под обесценение кредитного портфеля) 5 443 845 100,0 6 191 910 100,0 8 382 107 100,0

Источник: Отчетные данные ОАО «Сбербанк России» за 2010-2012гг.

 

В отрасль «Услуги» включены кредиты, выданные финансовым, страховым и прочим компаниям, предоставляющим услуги, а также кредиты, выданные холдинговым и многопрофильным компаниям.

Удельный вес торговых организаций за анализируемый период сократился с 17,7 % в 2010 г. до 13,5% в 2012 г. Это произошло в основном за счет увеличения доли кредитования услуг на 6,1%, а также увеличение кредитования государственных и муниципальных учреждений на 1,5% и отрасли транспорта, авиационной и космической промышленности на 1,4%. Одновременно сильно сократилось доля кредитования строительства с 7,5 до 5,4 % и машиностроения с 6,4 до 4,2 %. Портфель кредитов физическим лицам за анализируемый период практически не изменился и составил 1 805 млрд. руб.

 

Рис. 2.3 Структура кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» по отраслям экономики за 2012 г.

Структура кредитов по отраслям за 2012 год представлена на рисунке 2.3. Отраслевая структура кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» достаточно диверсифицирована: доля самой крупной отрасли составляет 19,8% от совокупного кредитного портфеля банка.

Еще одним важным этапом в анализе кредитного портфеля является анализ структуры кредитов по срокам предоставления (рис.2.4.).

 

Рис. 2.4 Структура кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» по срокам до погашения за 2010-2012 гг.

 

Анализ структуры кредитов по срокам предоставления показал, что наибольшую долю занимают долгосрочные кредиты. Это благоприятно для банка, так как процентные ставки по долгосрочным кредитам высокие, и, соответственно, они более прибыльны. Доля кредитов на срок более 3 лет в 2010 и 2011 годах составляла 29,1 %, а в 2012 году возросла до 35,0 %. Это произошло за счет снижения до 16,1% доли кредитов, предоставленных на срок от 6 месяцев до 1 года. За анализируемый период удельный вес кредитов на срок от 1 года до 3 лет к 2011 увеличился, а к 2012 сократился. Кредиты, предоставленные на срок менее 6 месяцев, значительно снизились и их удельный вес в общем объеме уменьшился с 19,3 % в 2010 году до 16,8 % в 2012 г.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что динамика и структура кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» соответствует общим тенденциям развития банка и банковской системы в целом. Анализ кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» показал, что общий объем кредитного портфеля за последние три года увеличился. В структуре кредитного портфеля наибольший удельный вес на протяжении всего анализируемого периода занимают кредиты, предоставленные юридическим лицам - 67 % и около 27 % занимает кредитование физических лиц. Анализ структуры кредитов по срокам предоставления показал, что наибольшую долю занимают долгосрочные кредиты. Это благоприятно для банка, так как процентные ставки по долгосрочным кредитам высокие, и, соответственно, они более прибыльны.

 

Анализ доходности кредитного портфеля банка

 

Управление кредитным портфелем ОАО «Сбербанк России» построено на определенных критериях и системе показателей деятельности банка в области кредитования клиентов. Важнейшим показателем деятельности банка является доходность, в которой наибольший удельный вес занимает кредитование. Рассмотрим доходность кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» за 2010-2012 гг. в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6

Доходность кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» за 2010-2012 гг.

Показатель 2010 год 2011 год 2012 год
Проценты, полученные от заемщиков, тыс. руб.      
Проценты, уплаченные по депозитам и межбанковским кредитам, тыс. руб.      
Объем кредитного портфеля, тыс. руб.      
Общий капитал банка, тыс. руб.      
Доходность кредитного портфеля, % 7,31 8,77 11,83
Доходность банковского капитала, % 4,94 5,71 7,04

Источник: Отчетные данные ОАО «Сбербанк России» за 2010-2012гг.

 

На основе рассчитанных данных, построим графики доходности кредитного портфеля и банковского капитала ОАО «Сбербанк России» (рисунок 2.5.). Доходность кредитного портфеля за последние три года увеличилась с 7,31 % до 11, 83 %, что благоприятно для банка. Рост в основном произошел за счет увеличения процентов, полученных с заемщиков. Показатель доходности банковского капитала также увеличился с 4,94% в 2010 г. до 7,04 % в 2012 г., что также можно признать положительной тенденцией.

 

Рис. 2.5 Доходность кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» за 2010-2012 гг.

 

ОАО «Сбербанк России» уделяет пристальное внимание контролю уровня концентрации крупных кредитных рисков, который в настоящее время оценивается как приемлемый. Изучим концентрацию кредитного риска ОАО «Сбербанк России» в 2010-2012 гг. в таблице 2.7.

 


Таблица 2.7

Концентрация кредитного риска ОАО «Сбербанк России» в 2010-2012 гг.

Показатель, % 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Доля ссуд крупнейшему заемщику в кредитном портфеле до вычета резерва под обесценение 3,1 3,5 4,4
Доля ссуд 10 крупнейшим заемщикам в кредитном портфеле до вычета резерва под обесценение 15,8 15,8 16,9

Источник: Отчетные данные ОАО «Сбербанк России» за 2010-2012гг.

 

Из таблицы 2.7. следует, что доля кредитов десяти крупнейшим заемщикам (группам связанных заемщиков) на 31 декабря 2012 года составила 16,9% кредитного портфеля. Среди крупнейших заемщиков банка - предприятия различных отраслей экономики. Таким образом, кредитный риск в ОАО «Сбербанк России» в достаточной степени диверсифицирован. Применяемые методы и процедуры управления кредитным риском позволили Банку по итогам 2011 года сохранить высокое качество кредитного портфеля. В дальнейшем кредитные риски ОАО «Сбербанк России» могут быть эффективно снижены путем создания специальных проектных классеров, обеспеченных региональными и отраслевыми фондами, договоренностями и иными условиями с учетом географии промышленного производства. Увеличение резерва на возможные потери за последние три года положительно для деятельности банка и говорит о том, что ОАО «Сбербанк России» стал проводить более успешную политику защиты от рисков.

Качество управления кредитным портфелем характеризуется показателями кредитной активности, использования ресурсов на кредитование и коэффициентом качества ссуд. Проведем анализ качества управления кредитным портфелем Сбербанка за 2010-2012гг. в таблице 2.8.


Таблица 2.8

Анализ качества управления кредитным портфелем Сбербанка за 2010-2012гг.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Сумма выданных кредитов, тыс. руб.      
Чистые активы (собственные средства), тыс. руб. 3 988 641 545 5 331 899 713 5 161 302 697
Величина клиентской базы, тыс. руб. 3 872 732 738 4 802 831 486 5 396 960 205
Просроченная задолженность банков и клиентов, тыс. руб.      
Сумма кредитов, предоставленных банкам и клиентам с учетом простроченной задолженности, тыс. руб.      
Коэффициент кредитной активности 0,84 0,82 0,82
Использование ресурсов на кредитование 0,86 0,91 0,78
Коэффициент качества ссуд 0,99 0,98 0,95

Источник: Отчетные данные ОАО «Сбербанк России» за 2010-2012гг.

банковская услуга кредитный

Из проведенного в таблице 2.8. анализа видно, что коэффициент кредитной активности > 0,6. Это говорит о том, что ОАО «Сбербанк России» на протяжении анализируемого периода проводит агрессивную политику, то есть большую часть активов он направляет на кредитование. Из расчета коэффициента использования ресурсов на кредитование видно, что в 2012 году данный показатель равен 0,78, что говорит об оптимальной кредитной политике, т. е. на кредитование банк направляет необходимую долю клиентских ресурсов. Удельный вес просроченной задолженности в кредитном портфеле показывает коэффициент качества ссуд. На протяжении анализируемого периода этот показатель не менее 0,95, что говорит о хорошем качестве кредитного портфеля, предполагающем долю «невозвратов» не более 5%. Просроченная задолженность по кредитам за анализируемый период увеличилась за счет увеличения задолженности, как физических лиц, так и юридических лиц. Зачастую возникновение просроченной задолженности связано с некачественным анализом кредитоспособности заемщика и низким уровнем кредитного мониторинга. Следовательно, ОАО «Сбербанк России» нужно усовершенствовать методику оценки заемщика и качество проведения кредитного мониторинга.

Что касается анализа деятельности ОАО «Сбербанк России» за 2013г., то из отчетности Сбербанка по РСБО, прибыль "Сбербанка" за июль составила 28,5 млрд. руб., снизившись на 19% м/м и на 3% г/г. ROAE составило лишь 19,0% из-за отчислений на риск в размере 224 б. п., самых высоких с 2011 г. Тем не менее, мы считаем отчетность позитивной для банка ввиду хорошего основного дохода, который вырос на 21% г/г и не изменился в месячном сопоставлении несмотря на сезонно высокую NIM в июне. NIM снизилась на 29 б.п. м/м. Это снижение оказалось меньшим, чем ожидалось, а сам показатель после июньского оказался самым высоким за 2013 г. По коэффициентам 2013П P/TBV 1,2x и P/E 6,1x банк оценен весьма привлекательным в сравнении с большинством российских аналогов и банков на развивающихся рынках.

Кредиты выросли, а депозиты не изменились. Банк продемонстрировал хороший рост кредитов на 2,3% м/м (корпоративные кредиты выросли на 2,0%, а розничные - на 3,0%), однако депозиты снизились на 0,1% (корпоративные счета снизились на 2,0%, а частные вклады повысились на 0,7%). Отношение валовых кредитов к депозитам выросло до 102% с 100% в июне, однако снизилось с 105% в конце 2012 г. Совокупные активы выросли на 1,3% м/м. Коэффициент достаточности капитала снижается второй месяц подряд, что заставляет пересмотреть тренд 2013 г. Коэффициент достаточности капитала по российским стандартам (N1) снизился на 30 б.п. м/м, однако вырос на 50 б.п. с начала года, так как взвешенные на риск активы выросли на 3,3% м/м.

Основной доход высокий благодаря сезонно сильным данным за июнь. Чистый процентный доход в июле снизился на 1% м/м, однако вырос на 20% г/г до 63 млрд. руб., так как NIM на основе совокупных активов снизилась на 29 б.п. до 5,2% после роста на 110 б.п. в июне. Чистый комиссионный доход вырос на 2% м/м и на 26% г/г до 19 млрд. руб. Операционные расходы снизились на 23% м/м и на 5% г/г до 32 млрд. руб., а отношение расходов к доходам находится под контролем и составило в июле 36%.

Высокие отчисления в резервы в размере 224 б.п. на фоне незначительного снижения качества активов. Просроченные кредиты выросли на 4,2% м/м в номинальном выражении и до 2,4% валовых кредитов с 2,3% в июне. Отчисления в резервы банка в июле составили 224 б.п. (19,9 млрд. руб.) после 55 б.п. месяцем ранее. Это самые высокие отчисления с 2011 г., однако столь высокие отчисления не привели к снижению показателей ввиду хорошего основного дохода и низких операционных расходов. Чистая прибыль Сбербанка за 2013 год по РСБУ выросла на 13% - до 392,6 млрд. рублей. Сбербанк России опубликовал результаты финансовой деятельности в 2013 году по РСБУ (неконсолидированные данные).

Как сообщается, чистая прибыль банка в 2013 году составила 392,6 млрд. рублей (без учета событий после отчетной даты) против 346,2 млрд. в 2012 году (с учетом событий после отчетной даты). Таким образом, годовая прибыль кредитной организации выросла на 13%.

Доналоговая прибыль за 2013 год достигла 480,5 млрд. рублей.

Чистый процентный доход Сбербанка по итогам прошедшего года составил 721 млрд. рублей, что на 17,1% больше показателя предыдущего года. Уточняется, что процентные доходы увеличились на 236,1 млрд. за счет роста портфеля кредитов. При этом стабильно растет доля доходов от кредитов физическим лицам: за 2013 год - до 35%. Процентные расходы возросли на 130,6 млрд. рублей, в том числе 80,9 млрд. приходится на расходы по средствам физических лиц. Чистый комиссионный доход равен 227,5 млрд. рублей (23% всех операционных доходов банка). Годовой рост составил 16,7%. Основной прирост обеспечили комиссии, не связанные с кредитованием (210,2 млрд. рублей, или плюс 20,4%, в том числе 94,3 млрд. приходится на операции с банковскими картами и операции эквайринга).

Чистый доход от торговых операций на финансовых рынках снизился за декабрь на 0,9 млрд. рублей до 22 млрд.. «Отрицательный результат в декабре объясняется валютной переоценкой вложений в дочерние банки», - поясняется в релизе. Операционные доходы до совокупных резервов увеличились до 991,4 млрд. рублей (плюс 17%). Операционные же расходы замедлили рост вдвое - до 9,7%. Отношение операционных расходов к доходам улучшилось с 44,5% до 41,7%. Расходы на совокупные резервы составили 97,3 млрд. рублей против 29,9 млрд. годом ранее. Уровень покрытия просроченной задолженности резервами - 2,2 раза. Восстановление резервов в декабре связано с урегулированием просроченной задолженности, поясняется в релизе Сбербанка. Активы Сбербанка превысили 16,3 трлн. рублей (плюс 19,9% за год, плюс 5,3% в декабре). Совокупный объем кредитов клиентам (основа роста активов) приблизился к 12 трлн. В декабре банк предоставил предприятиям кредиты на рекордную сумму около 1,4 трлн. рублей, всего за год - 7,3 трлн. (против 5,9 трлн. в предыдущем году). Годовой прирост корпоративного кредитного портфеля составил 15,1%.

В сообщении банка отмечается, что «частным клиентам в декабре выдано порядка 190 млрд. рублей. В результате за месяц портфель розничных кредитов вырос на 3,1% до 3,3 трлн.. Прирост за год составил 31,8%. Опережающими темпами развивалось жилищное кредитование. Портфель жилищных кредитов увеличился за год на 37,4% до 1,4 трлн. рублей, а его доля в структуре розничных кредитов возросла до 42%. За год банком выдано порядка 650 млрд. рублей жилищных кредитов».

Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле Сбербанка сократилась за декабрь на 0,26 процентного пункта до 2,24%. За год доля просрочки снизилась на 0,45 п. п. Объем средств физических лиц в декабре вырос на 644 млрд. рублей и превысил 8 трлн. Прирост за год - 20,6% (против 17,4% годом ранее). Средства юридических лиц составили около 3,2 трлн. рублей (плюс 13,7% за год). Капитал банка на 1 января 2014 года равняется 2,003 трлн. рублей. Достаточность капитала по российским правилам бухучета оценивается в 12,7%. Итоги 2013 года будут уточняться в рамках последующего раскрытия информации, подчеркивается в релизе Сбербанка. Для быстрого и качественного проведения анализа кредитного портфеля необходимо ввести в ОАО «Сбербанк России» автоматизированный учет заключения и закрытия кредитных договоров, а также условий, на которых выдается кредит, заключения и расторжения договоров залогов и поручительств. Автоматизированная система должна анализировать кредитный портфель по различным направлениям. Банку необходимо проводить ранжирование всех кредитов по их качеству, производить расчеты коэффициентов, характеризующих размер кредитного риска и т.д. В качестве рекомендаций по совершенствованию управления кредитным портфелем ОАО «Сбербанк России» также можно предложить усовершенствовать нормативные и структурные ограничения по кредиту, совершенствовать систему ипотечного кредитования, проводить презентации новых кредитных продуктов.

В рамках управления качеством кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» необходимо постоянно диверсифицировать свою деятельность, прилагать усилия к освоению новых видов кредитных продуктов. Формирование и постоянный анализ кредитного портфеля позволит более четко разработать тактику и стратегию банка, определить возможности кредитования клиентов банка и развития деловой активности на рынке.


Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковских услуг ОАО «Сбербанк России»

 

3.1 Проблемы и пути совершенствование рынка банковских услуг

 

В последнее время учеными и практиками обсуждаются перспективы развития финансовых, в том числе и банковских, услуг в России.

Современные тенденции развития рынка банковских продуктов и услуг обусловлены главным образом следующими основными процессами:

- интенсивным развитием современных информационных технологий, использование которых позволяет учреждениям банков расширить спектр одновременно предоставляемых услуг, приблизить их к клиенту, снизить затраты времени клиентов и банковские операционные издержки;

- эволюционным развитием финансового рынка, появлением новых его сегментов и инструментов;

повышением требований клиентов к качеству банковского обслуживания и усилением конкуренции банков в отношении качественных характеристик предоставляемых услуг.

В связи с переходом России к рыночной экономике, банков становится все больше, а проблема взаимоотношения и взаимодействия кредитных учреждений становится все острее. Россия не имеет такого богатого опыта индустриально развитых стран Запада, поэтому заимствует у них их технологии, идеи и т.д.

Главной особенностью развития банковской деятельности в РФ является то, что экономика нашей страны несравнима с экономиками других высокоразвитых стран, поэтому не все «заимствования» становятся эффективными. Большую роль также играет менталитет народа, большинство которого, длительное время с недоверием и осторожностью относилось к различным новшествам. Несмотря на все это, банковская деятельность в нашей стране развивается все быстрее, спектр оказываемых услуг становится все шире и население постепенно адаптируется к новым услугам.

Использование опыта иностранных банков может быть полезно при формировании российского рынка производства, и сбыта банковских услуг по таким направлениям как открытие и ведение банковских счетов, налаживание электронных расчётов и платежей, финансовое консультирование клиентов, страхование рисков, поиск и нахождение наиболее благоприятного рынка сбыта банковских продуктов и так далее.

Особое значение в условиях глобализации экономических отношений приобретает расширение пространства рынка сбыта банковских услуг, что достигается путём определения сегментов банковского рынка. Сегментирование рынка означает разделение рынка на отдельные, конкретные части (сегменты). Сегмент рынка - группа потребителей со сходными потребностями и характеристиками.

Сегментация банковского рынка предполагает выявление в общей массе потенциальных потребителей банковских услуг относительно обособленных клиентов - целевых групп клиентов, на которых должны быть сконцентрированы сбытовые условия банков.

У банков существуют свои способы, обеспечивающие продажу специфических продуктов и услуг на рынке. Среди них наиболее доступными можно считать:

отслеживание «критических точек» у потенциальных покупателей;

поиск неудовлетворенных потребностей у клиентов;

правильный выбор типа кредитной организации;

разработка системы материальных и моральных стимулов работников банка в продаже наибольшего количества услуг;

организация наиболее эффективных видов рекламы банковских продуктов;

выбор отрасли и тактики работы банка на определенном сегменте рынка и т.п.

Среди перечисленных способов, благоприятствующих ускорению реализации банковских продуктов, особое значение имеет отслеживание «критических точек», то есть периодов времени, когда у клиента банка возникает особая потребность в услугах банка.

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции банк не может полагаться только на существующие банковские продукты. Реальные и потенциальные клиенты хотят и ждут новых и усовершенствованных продуктов. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить этими новинками. Следовательно, у каждого банка должна быть своя программа разработки новых форм банковских услуг [17, С. 127]. Говоря о такой программе, имеется ввиду не разработка совершенно новых видов кредитов или условий по ним, а скорее поиск и совершенствование форм предоставления уже имеющихся. Разработка чего-то нового всегда начинается с поиска идей для новинки. Поиски эти должны вестись систематически, а не от случая к случаю. Также вышестоящим руководством должно быть определено, на какие продукты и рынки следует обратить особое внимание, какую именно цель преследует банк с помощью новинок: повышение уровня качества обслуживания, доминирующего положения на рынке или какие-то иные цели.

Существует много источников идей для создания новинок. Наиболее мощной стартовой площадкой в поиске таких идей являются клиенты банка. За их нуждами и потребностями можно следить с помощью опросов, поступающих писем и жалоб. Перспективным в этом плане является изучение потребностей с помощью, уже упомянутого «листа обратной связи»: телефонные опросы постоянных клиентов и недавно проконсультировавшихся. Кроме того, Банку необходимо следить за банковскими продуктами конкурентов - других коммерческих банков, выявляя среди них наиболее привлекательные для клиентов. Еще одним хорошим источником идей служит обслуживающий персонал, находящийся в повседневном контакте с клиентами. Количество кредитуемых клиентов с каждым годом увеличивается, причем все большим спросом среди населения пользуются такие кредитные программы как «Автокредит», «Жилищные кредиты» и д.р.

Поэтому, для привлечения клиентов можно предложить банкам создать консультативные отделения, где потенциальный клиент сможет получить полную консультацию по интересующей программе и получить ответы на свои вопросы. Так как количество людей, использующих пластиковые карточки, с каждым днем растет, целесообразно увеличить число банкоматов и касс, особенно в местах массового скопления народа (торговые и развлекательные центры, вокзалы и т.д.).

Банки будут увеличивать объемы кредитования населения, расширяя ассортимент кредитных продуктов. Наиболее перспективными в этом плане являются целевые кредиты (образовательные, туристические), а также накопительные схемы, предполагающие выдачу кредита клиенту после накопления им определенной суммы на депозитном счете. Уже сейчас банки начинают привлекать клиентов за счет сервиса, а не снижения ставок. Большинство из них ориентированы на упрощение процедуры. Российские банки значительно отстают от банков развитых стран. Но уменьшить этот разрыв возможно благодаря заимствованию идей и технологий. Однако, необходимо, чтобы они соответствовали условиям нашего рынка.

В настоящее время российский рынок банковских услуг уже «вбирает» в себя новшества. Эффективно развиваются электронные виды услуг. Теперь необходимо поддержать этот уровень и постепенно повышать интерес населения к новым видам услуг. Главной проблемой рынка банковских услуг в РФ на данный момент является неинформированность населения, а решить ее возможно путем применения вышеперечисленных методов.

В современных условиях экономики мы можем предложить новый продукт для рынка банковских услуг. Этим продуктом будет являться портативное электронное устройство, которое будет хранить в себе информацию всех видов пластиковых карт пользователя, сберегательных книг и сможет осуществлять операции со счета самим пользователем. Данный продукт позволит человеку сэкономить свое время и проводить расчеты по всевозможным операциям с отдельного устройства, что повысит безопасность. Данное устройство позволит пользователю, не выходя из дома, проверять свои счета, баланс на пластиковых картах и т.д.

Все эти характеристики являются важными для потребителя, поэтому мы считаем, что продукт будет по достоинству оценен.

 

Проблемы и приоритетные направления развития Сбербанка РФ

 

К проблемам развития Сберегательного банка России относятся следующие, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:

низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания. Проявлениями этого являются низкий уровень перекрестных продаж, низкий уровень доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной клиентской базы;

низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов;

исключительно низкий уровень производительности труда. По этому показателю Банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий; низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда; децентрализация операций и функций поддержки. В результате многие из систем и процессов Банка плохо масштабируемы, а рост объемов бизнеса не приводит к росту эффективности;

недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками. Большинство из них сегодня являются распределенными, недостаточно формализованными и плохо масштабируемыми. Также в ряде случаев баланс между контролем рисков и доходностью слишком сильно смещен в сторону недопущения рисков. В результате Банк несет высокие расходы на осуществление контроля, которые не дают ожидаемой отдачи, и недополучает доходы;

слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.

Также основными проблемами Сбербанка России - сквимминг, хищение терминалов и кибермошенники

Приоритетные направления развития Сбербанка РФ:

. Принципиально важным направлением развития Банка станут максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности Банка в области продаж и обслуживания, которые обеспечат поддержание и развитие этих отношений, станут важной основой конкурентного преимущества Банка.

. Реализация выбранного сценария «модернизации» предполагает комплексную перестройку процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков. Построение промышленных систем и процессов во многих случаях подразумевает консолидацию или централизацию функций как инструмента повышения управляемости и снижения затрат, а также пересмотр многих основных процессов, большую формализацию методик работы (например, оценку рисков) и построение современных систем электронного документооборота, способных работать в масштабах всего Банка. Это также потребует существенного развития информационных систем.

. «Индустриализация» позволит повысить эффективность, управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз». Руководство Банка глубоко убеждено, что этого недостаточно для выполнения стратегических целей и миссии Банка. Важнейшим элементом стратегии развития Банка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Задача, которую ставит перед собой Банк, - сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника в каждом подразделении, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями. Для достижения этого третьим направлением изменений станет формализация Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком. Разрабатываемый на базе технологий Lean, этот подход предполагает интегрированную работу по оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям «снизу вверх», создание в Банке систематической способности к обновлению и самосовершенствованию, а также изменение менталитета и ценностных установок сотрудников. Первым направлением работы Банка, которое будет затронуто этим процессом, станет организация работы розничных отделений и внутренних структурных подразделений (ВСП), однако поэтапно ПСС получит повсеместное распространение.

. Осознавая важность и приоритет российского рынка банковских услуг для развития бизнеса, Банк ставит перед собой задачу стать значимым участником мировой финансовой системы, поэтому выделяет развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений. При этом Банк понимает, что развитие его международного присутствия и повышение его значимости (не только с точки зрения размера, но и степени участия в мировом ф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: