Вот несколько советов психологов и социологов, которые можно применить и в библиотечном деле, в том числе.




Организация книжного фонда в детской библиотеке

Свободный доступ

Современное понимание «свободного доступа» к ресурсам предполагает, что с учетом преимуществ бывшего «открытого» он является нечто большим, чем одной из форм библиотечного обслуживания. Но для этого нужны определенные предпосылки:

§ Во-первых, профессионалам важно осознавать библиотеку как социально-культурный институт, созданный и реально функционирующий для пользователей. Свободный доступ подразумевает свободный выбор любого документа, найденного в фонде самостоятельно или по рекомендации библиотекаря. Недаром свободу ученые идентифицируют, прежде всего, с правом самостоятельного выбора. Недопустимо отказывать в издании только потому, что ребенок, например, до выбранной им самим книги «еще не дорос». Искусство библиотечной рекомендации состоит в том, чтобы, выдвинув на первый план самое-самое, привлечь внимание к изданиям, которые могут привлечь внимание читателей, найти соответствие между книгой и пользователем. Сегодня библиотеки стремятся создать условия для максимально широкого выбора информации: – используя зарубежный опыт, отечественные библиотекари все чаще объединяют фонды абонемента и читального зала, выделяя индикаторами книги, не выдаваемые на дом; - возможности выбора расширяются за счет виртуального пространства. Так в свободном доступе многих продвинутых библиотек сегодня активно используется система отсылок к соответствующим сайтам Интернета. Названия сайтов помещают в планшеты, которые используют в разных ситуациях. Например, прикрепляют в соответствующих отраслевых отделах фонда, на тематических стеллажах и выставках;

– и все-таки главным фактором, определяющим информационную значимость свободного фонда, остаются контакты с «живой книгой». О колоссальных эвристических возможностях свободного доступа, который не только отменяет, но наиболее ярко высвечивает эпоха информатизации, можно говорить бесконечно. У свободного доступа есть уникальное свойство – он создает условия для проявления читателями поисковой интуиции. В свою очередь, усвоение ее механизмов составляет одну из основ обучения библиотечно-библиографической культуре. Но комфортность непосредственного доступа к информации оказывается неполной, если пользователь предоставлен сам себе. Совет и квалифицированная рекомендация специалиста в библиографическом поиске, по-прежнему, востребованы даже в самым крупных научных библиотеках. Что касается небольших библиотек, особенно детских, то в них сегодня наблюдается настоящий «издательский» бум библиографических пособий малых форм. Все эти издания ставят целью помочь в отборе и оценке информации. При этом право выбора всегда остается за читателем.

 

§ Во-вторых, свободный доступ предполагает, что не только посетитель - сам сотрудник библиотеки не вправе сводить ее роль «к месту, где выдают книги». Доступными ресурсы библиотек становятся тогда, когда одновременно с получением конкретного документа обеспечивается межкультурная и, как часть ее, межличностная коммуникация. Это означает, что открытые полки нужны не только как относительно полный источник информации об имеющихся в фондах документах. Для многих пользователей свободный доступ – это также возможность встретиться и пообщаться не только с книгой, но и друг с другом, в том числе и по поводу прочитанного.

 

§ И, наконец (это третье), давайте вспомним о роли свободного доступа как средства уединения - разговора с самим собой.

Итак, свободный доступ – это инструмент диалога: с книгой, с библиотекарем, с друзьями. Он также предполагает свободу выбора пользователем всего богатства ресурсов, услуг и возможностей библиотеки. Их спектр широк и включает наряду с информационным обслуживанием выбор человеком приемлемых для него сценариев поведения. А это означает умелую организацию комфортной библиотечной среды: дизайн и фитодизайн; игру объемами, цветом, светом, позволяющую визуально распахнуть пространство библиотеки; наличие элементов «зимнего сада» с релаксационными зонами и т.д.

Свободный доступ не сводится только к доступу к фондам, к самостоятельному выбору информации. Тем более он не сводится к созданию условий, при которых пользователь может обойтись без помощи библиотекаря. Смыслы понятия «свободный доступ» гораздо глубже. Наиболее значимо его понимание как развивающей и одновременно развивающейся культурно-информационной системы. Свободный доступ к библиотечным ресурсам и услугам – это всегда ценностно-значимый выбор (книги, информации, участии в мероприятии). Это всегда открытие не только книг, но и личностей (помощника-библиотекаря, единомышленников, друзей). И тогда к человеку приходит понимание библиотеки как важнейшего интеллектуального ресурса общества, источника приобщения к вечным духовным ценностям.

Размещение стеллажей

Такой аспект организации фонда, как размещение стеллажей, относят к технологическим и даже сугубо техническим. Между тем он впрямую связан с содержательными вопросами: уровнем комфортности обслуживания и формированием образа библиотеки в глазах ее пользователей. Тесные помещения и узкие проходы между стеллажами, расставленными строгими параллельными рядами, вызывают и у взрослых, и у детей ощущение несвободы (при свободном доступе!). Но долгие годы такая расстановка официально признавалась наиболее оптимальной, поскольку позволяла, во-первых, обеспечить контроль за поведением читателей, и, во-вторых, якобы позволяла вместить наибольшее количество стеллажей.

Важное значение имеют размеры площади, занимаемой стеллажами свободного доступа. В соответствии с нормами на одного читателя на абонементе должно приходиться по 1,5 кв.м. При этом нормальным считается и расстояние между стеллажами в 1 м или чуть более. Но это означает, что двое детей, одновременно стоящих в проходе между стеллажами, будут просто мешать друг другу. Кроме этого, пресловутые полтора квадратных метра на читателя не учитывают так называемых «уголков отдыха» с креслами, фонтанчиками или аквариумами и даже зимним мини-садом.

В практике используются различные приемы расстановки стеллажей, исходя из отведенного места:

§ «ёлочкой» - стеллажи стоят парами под постоянным углом друг к другу;

§ коллеги из города Новокузнецк (Библиотека. – 2001. – № 3) в стремлении увеличить пространство и найти оптимальное решение, чтобы читателю было удобно, предлагают оригинальную расстановку стеллажей «звездочками»: стеллажи шириной 1 метр поставили по три, торцами друг к другу. Оказалось, что при обычной расстановке – рядами, при норме между стеллажами в 1 м, три стеллажа занимают больше места, чем одна «звездочка» (а одна «звездочка» – это шесть сторон метровых стеллажей. Кроме экономии пространства, появилась возможность действительно побыть наедине с книгой: читатели как бы равномерно распределяются по своим интересам в «звездочках» и не мешают друг другу. В каждой «звездочке» есть банкетка – можно посидеть у стеллажа и при этом не препятствовать доступу других. Литературу в «звездочках» можно расставлять как угодно в зависимости от количества фонда в вашей библиотеке. В результате такой перестановки свободнее стало у каталогов, есть место и для дежурного библиографа, и для библиотекаря.

§ «салонная» или «круговая» – стеллажи стоят под углами друг к другу, в результате чего выстраиваются многоугольные отсеки. Такая расстановка создает эффект уединенности;

§ «веерная» – стеллажи установлены под одним углом в несколько рядов;

§ «радиусная», или «лучевая» – расходятся несколькими радиусами (лучами) от одного центра;

§ «зигзагообразная» – удобно использовать, когда стеллажи стоят вдоль стены. Исходя из отведённого места, стеллажи расставляются в наиболее доступном и освещённом месте. У такой расстановки имеется ряд плюсов, она создает у детей ассоциативные игровые эффекты, а также снимает ощущение монотонности;

§ по мнению немецких коллег, при организации фонда стеллажи предпочтительнее ставить вдоль стен, освобождая середину помещения. Такая композиция действует успокаивающе и приобретает внутреннюю целостность.

Расстановка фонда

Под расстановкой традиционно понимают порядок размещения на стеллажах или в специальных шкафах документов: книг, периодических изданий, мультимедиа. Порядок этот зависит от многих факторов: объема и состава фондов, их целевого и читательского назначения, от конкретной ситуации обслуживания.

К расстановке фонда, тем более, если к нему организован свободный доступ, обычно предъявляется ряд требований. Она (расстановка) должна:

§ быть понятной – и библиотекарю, и читателям;

§ создавать обоим участникам библиотечного диалога максимальный комфорт при поиске нужного документа;

§ обеспечивать читателю свободу просмотра и выбора нужного документа, возможность «рыться в книгах»;

§ все способы раскрытия ресурсов (открытый фонд, каталоги, картотеки) должны быть идентичны;

§ использовать рациональное использование полезной площади книгохранилища;

§ обеспечивать условия для правильного хранения и защиты фонда.

Достаточно один раз принять эти условия, расставить основную часть фонда в соответствии с этими требованиями, ежедневно наводить порядок на полках – и половина проблем будет решена.

И есть еще одно условие, которое надо иметь в виду: читателю важно, чтобы в основе своей расстановка не менялась. Но при этом расстановка фонда должна отвечать требованиям мобильности, т.е. наиболее актуальные в данный момент части фонда должны быть актуально приближены к месту выдачи.

По содержательным признакам различают систематическую, тематическую и жанровую расстановки:

систематическая расстановка предполагает расположение документов по отраслям знания (ББК);

тематическая расстановка – раскрытие фонда по тематическому принципу. Примером может служить стеллаж с литературой по краеведению. Применяется в ряде случаев, чтобы раскрыть перед читателями весь спектр литературы по одному вопросу. Как уже говорилось, выделяются темы, являющиеся ведущими для данной библиотеки (краеведение, экология), ценные коллекции книг (подаренные читателями, с автографами писателей и т.д.).

жанровая расстановка предполагает выделение фондов по читательским интересам: фантастика, детектив и т.д. Сюда же примыкает и серийная литература.

 

Надо серьезно задуматься над тем, как сгруппировать фонд свободного выбора литературы. Фонды эти организуются иначе, чем фонды книгохранилищ, где более удобна расстановка книг по ББК (ее хорошо знают библиотекари, она помогает им быстрее найти востребованную литературу).

В открытом фонде, где читатели сами просматривают и выбирают книги, мы должны «подстроиться» под них. Соответствуют ли разделы, предложенные для просмотра фонда, ожиданиям большинства читателей? Наблюдения показывают, что ребенку, подростку последовательность разделов ББК не нужна, ему все равно, с какой книги начинается расстановка. Читатель не знает и не обязан знать ББК, а потому в условиях свободного доступа тематический принцип расстановки, приближенный к запросам пользователей, более правомерен.

Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в публичных библиотеках. Проявлением доступности нужно считать и иные, по сравнению с закрытым доступом, способы группировки литературы на полках.

Книжные фонды абонемента можно «открыть» путем многоступенчатой расстановки изданий, выделив фонды трех «уровней»:

I уровень – литература моментального спроса, подвижная, быстроменяющаяся часть фонда (новая, «модная», популярная литература);

II уровень – литература активного спроса, устойчивая, относительно стабильная часть фонда, неподвластная моде, проверенная временем «классическая» детская литература.

III уровень – литература редкого спроса. Критерии отбора: литература универсального содержания, разнообразная по темам, жанрам, именам. Виды изданий: художественная, познавательная, справочная, учебная литература, журналы и газеты.

Книги редкого спроса располагаются в закрытом фонде абонемента по ББК.

При объединении первого и второго уровня документы группируются в фонде свободного выбора по блокам – жанрово-тематическим комплексам. Например, на основе изучения читательских предпочтений в каждой конкретной библиотеке, на абонементе для читателей «от одного до десяти» возможны варианты расстановки:

§ по тематическим блокам («Про тебя самого», «Твоя планета Земля», «Твои предки славяне», «Твои соседи по планете», «Ты в компьютерном городе» и др.);

§ жанрово-тематическим комплексам («Как хорошо уметь читать», «Любимые стихи», «Удивительный мир сказок», «Веселые и грустные школьные истории и т.п.);

§ как в «Книге рекордов Гиннеса» – самые-самые-самые («Самые маленькие книжки»; самые новые, самые умные, самые веселые, самые любимые и т.д.).

§ можно использовать и игровые моменты. Например, детективы, ужастики представить в черном ящике: там страшно, туда нужно просунуть руку, чтобы достать книгу (!).

Принцип дифференцированного подхода к обслуживанию подразумевает не просто механическое деление фонда свободного доступа по отраслевому принципу, но и обязательный учет особенностей аудитории пользователей, ее интересов, целей и задач библиотеки. Главной особенностью любого вида специальной расстановки является целевое выделение и объединение материалов, которые при расстановке по ББК оказываются в разных разделах фонда.

1. Расстановка по уровню читательского развития. Определение этого уровня в разных странах имеет разнообразные подходы и, соответственно, несколько различную расстановку фонда. В России принято определять средний уровень читательского развития по возрасту ребенка и классу обучения: фонды традиционно делятся на младший и старший абонементы (иногда – средний). С одной стороны, это кажется логичным и правильным, облегчает поиск и выбор литературы, а с другой создает определенные психологические проблемы для детей, имеющих читательское развитие выше или ниже среднего уровня. В библиотеках некоторых стран уровень читательского развития не связывается с возрастом, а определяется развитием техники чтения и понимания текста. В соответствии с этими уровнями (их существует три, а кое-где - четыре: A, B, C, D) и расставляются фонды открытого доступа. При этом книги компонуются сначала по содержанию (или жанру), внутри раздела - по уровню чтения, внутри каждого уровня – по алфавиту авторов и названий. Уровень «А» соответствует нашему букварному периоду, «В» – тексты небольшого объема с простой грамматикой, «С» – уверенное чтение, но не «взрослый» словарный запас, «D» - практически «взрослое» чтение. Таким образом, на одной полке окажутся книги, например, книги о динозаврах, помеченные на корешке буквами А, В, С, D, и любой читатель выберет для себя ту, которая для него наиболее комфортна.

2. Расстановка по гендерным (социально-половым) характеристикам – «Любимые книги девочек», «Вам, мальчишки» и т.д.

3. Социально-профессиональные характеристики – деление читательской аудитории по социально-профессиональным ролям: учащиеся, руководители детского чтения, родители.

4. Целевая расстановка опирается на:

§ ярко выраженные интересы большой группы пользователей;

§ воспитательные цели библиотеки;

§ ведущие направления в работе библиотеки.

5. Расстановка по типам изданий (например, справочная литература).

Вот несколько советов психологов и социологов, которые можно применить и в библиотечном деле, в том числе.

 

Всех пользователей, которые приходят в библиотеку условно можно разделить на три группы:

1. Пользователь четко знает, за чем пришел.

2. Пользователь примерно представляет, что хочет взять. Возможно, определил жанр или автора.

3. Пользователь совершенно не представляет, на чем остановит выбор. Он сделает свой выбор под влиянием импульса.

Согласно исследованиям маркетологов, процент покупок решения о которых происходит в магазине, (импульсивные покупки) составляет 60-70%. Цифры, согласитесь, большие, игнорировать их непростительная ошибка. С небольшой погрешностью данные исследований можно перенести в библиотеку, люди они везде люди. Все три типа – наши читатели и двум последним важно ненавязчиво помочь сделать выбор. Общаться библиотекарь с читателем не перестанут, разговор не об этом. Выбор информационных носителей и посещение библиотеки должны стать приятнее и продуктивнее, вот в чем суть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: