Коль скоро обучение, развитие и удобство (комфортность) обслуживания мы ставим на первое место, следует подумать о том, как облегчить читателям возможность самостоятельно ориентироваться в книжном фонде. Это одно из условий свободного доступа к нему.
Легкость ориентирования в фондах открытого доступа обеспечивается системой подсказок – наглядных, доступных ребенку символов, надписей, указателей, рисунков. Все они должны быть хорошо видны и гармонировать с другими элементами интерьера.
На минутку представьте, что вы юный читатель и впервые попали в свою библиотеку. Обратите внимание:
§ присутствуют ли в отделах библиотеки информационные стенды;
§ не придется ли вам плутать между стеллажами, теряя логическую нить расстановки книг на полках;
§ как наглядно представлены в фонде новые книги и издания;
§ раскрывается ли фонд абонемента с помощью выставок и тематических полок;
§ удобно ли подойти к кафедре библиотекаря;
§ чем можно занять себя, ожидая своей очереди;
§ можно ли обратиться к библиотекарю по имени;
§ имеются ли в фонде путеводитель, подсказки;
§ как организовано освещение;
§ удобно ли пользоваться каталогами и картотеками.
С этой целью библиотекарь использует ряд опробованных приемов.
Один из них – создание схем размещения книжных фондов, или, если говорить более привычно для нас, – путеводители по фонду. Они могут быть разными – в виде чертежа, в котором отображение соответствующего раздела фонда отличается от другого не только местом на схеме, но и цветом (как в схеме линий Московского метрополитена). Возможны и другие, «игровые» варианты. Например, яркий, метафоричный рисунок в виде дерева, каждая веточка которого соответствует конкретному разделу книжного фонда (Ивановская областная библиотека для детей и юношества), или карта «Страна Читалия».
|
Пример путеводителя по библиотеке:
Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска. Детская библиотека № 19. Проект «Детская библиотека Изумрудный город».
Абонемент библиотеки – своеобразное путешествие по Волшебной стране А. Волкова, где для детей младшего возраста организованы такие зоны обслуживания, как:
§ «Полянка гномов» – книги для дошкольников,
§ «Дремучие дебри» – отраслевая литература для младших школьников,
§ «Замок Гуррикапа» – художественная литература для младших школьников.
§
Читальный зал представлен в идее детской гостиной, где выделены зоны:
§ «Почта Изумрудного города» – диалоговая интерактивная зона,
§ «Музей Изумрудного города» – зона игр и детского прикладного творчества,
§ «Совет мудрейших» – выставки.
Путеводителем по библиотеке является настенная карта-путешествие по библиотеке. В каждом отделе – своя карта. На абонементе, например, – это цветная карта, где каждый раздел фонда обозначен определенным цветом и символом.
Цветовая гамма выступает одним из индикаторов содержательных различий отраслевых отделов фонда. Поэтому желательно использовать ее и при оформлении стеллажей, а также разделителей. Какой для них выбрать цвет, зависит от привычных ассоциаций (биология, экологические проблемы – зеленый, науки о Земле – голубой и т.п.), а также от воображения библиотекаря, его эрудиции. Можно заимствовать дизайнерские решения у художников, оформляющих хорошо иллюстрированные, красочные отраслевые и тематические справочники для детей, но при этом надо учитывать законы психологии визуального восприятия.
|
Хорошо, когда цветовая гамма, используемая при оформлении фонда, для маркирования его разделов, сочетается с общим цветовым стилем, принятым в библиотеке.
Желательно, чтобы содержание стеллажа раскрывали, а если быть более точным, рекламировали броские заголовок и/или рисунок на его торце. Иногда муниципальные библиотеки размещают здесь планшеты или мягкие холщовые сумки со своим логотипом. В них вкладывают аннотированные закладки с кратким рекомендательным списком документов (книг, статей, адресов сайтов в Интернете) по какой-либо теме, буклеты, приглашения на библиотечные и общешкольные праздники.
Разделители на стеллажах – еще один способ помочь сориентироваться в фонде свободного доступа. В библиотеках для взрослых они чаще всего содержат строгую информацию в виде наименования раздела/подраздела. При отраслевой расстановке также указывают индекс таблиц ББК, обычно укрупненный по сравнению с каталогом.
В детских библиотеках это разделитель-маркер. Его задача – притягивать внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу – чаще всего видному писателю или ученому, о которых в библиотеке имеется немало книг. Поэтому разделители здесь могут быть цветные или с крупными рисунками, портретами, фотографиями и пр. Иногда ребята под руководством преподавателя изобразительного искусства или технологий помогают библиотекарю сделать их объемными. Тогда они принимают форму домика, животного, героя сказки. И хотя такие разделители, порой сотворенные из ватмана, недолговечны, но рекламно-информационную задачу свою выполняют.
Составитель: Ксенофонтова Татьяна Владимировна, зав. организационно-методическим отделом НГОДБ (по материалам профессиональной литературы)