Второй этап SWOT-анализа




Методика SWOT-анализа

Результаты анализа внутреннего состояния компании и состояния внешней среды позволяют оценить соответствие возможностей предприятия рыночным запросам, на основе чего разрабатываются обоснованные программы развития компании и ее поведения на рынке, принимаются решения по набору стратегических зон хозяйствования. На основе анализа факторов, характеризующих внутреннюю среду фирмы, с учетом результатов исследования внешней среды можно оценить состояние компании, ответив при этом на следующие вопросы.

1. Насколько эффективна действующая стратегия?

2. Каковы сильные, слабые стороны компании, какие у нее есть
возможности и что представляет для нее угрозу?

3.Являются ли цены и издержки компании конкурентоспособными?

4.Насколько прочна конкурентная позиция компании?

5.С какими стратегическими проблемами сталкивается компания?

Чтобы ответить на эти вопросы, можно использовать различные аналитические инструменты, к которым, в частности, относится SWOT-анализ.

SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы (ее силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз.

Первый этап SWOT-анализа

На первом этапе исследования организация составляет список своих
слабых и сильных сторон.

Сила — это то, в чем компания преуспела, или какая-то особен­ность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сла­бость — это отсутствие чего-то важного для ее функционирования или то, что не удается компании (по сравнению с другими) или нечто, ста­вящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона фирмы, в зави­симости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может, нет.

Анализ внутренней среды проводится по основным направлениям деятельности предприятия (таблица 1).

Таблица 1

Методика определения

сильных и слабых сторон предприятия

 

Главные направления деятельности предприятия Исследуемые факторы  
Производство Техническая эффективность мощностей и их загруженность. Величина издержек и экономия от масштаба производства. Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками. Система контроля запасов и их оборот. Контроль качества выпускаемой продукции
Маркетинг Система сбора информации о рынке и проведения маркетинговых исследований. Доля рынка. Номенклатура производимых товаров (услуг) и потенциал расширения, их качество и имидж. Организация сбыта и каналы распределения. Ценовая политика. Продвижение товаров на рынок и их реклама
Финансы Возможность привлечения заемного капитала и инвестиций. Возможность использования альтернативных финансовых стратегий. Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли. Отношение к налогам. Отношение к владельцам, инвесторам и акционерам
Персонал   Кадровая политика. Квалификация, опыт и моральные качества работников. Уровень заработной платы и система стимулирования труда. Текучесть кадров и трудовая дисциплина. Управленческий персонал
Система управления   Организационная структура. Организация системы коммуникаций и использование АСУ. Интересы и стиль управления высшего руководства. Система стратегического планирования. Организационная культура

 

Когда внутренние сильные и слабые стороны компании выявлены, Доставляется таблица «Сила — слабость» (таблица 2).

Таблица 2

«Сила — Слабость»

Внутренние сильные стороны Внутренние слабые стороны
1. 2. 3.  

 

Второй этап SWOT-анализа

На втором этапе исследования компания составляет список воз­можностей и угроз, заключенных во внешней среде.

Рыночные возможности во многом определяют стратегию компа­нии. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными, изменяясь от очень привлекательных (абсолютно необходимо их использовать) до интере­сующих фирму в последнюю очередь (в самом конце списка приоритетов компании).

К потенциальным внешним возможностям, выявленным в про­цессе анализа внешней среды, можно отнести способность обслуживать дополнительные группы клиентов или выходить на новые рынки, расширять ассортимент выпускаемой продукции, использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции, осуществ­лять вертикальную интеграцию (вперед или назад), а также возмож­ность быстрого развития в связи с резким ростом спроса, снижение ба­рьеров вхождения на привлекательных рынках, слабые позиций фирм-конкурентов и т.д. [16, с. 238].

Угрозу могут представлять: по­явление более дешевых технологий, внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта, выход на рынок новых конку­рентов с низкими издержками, неблагоприятная политика государст­венного регулирования при спадах и колебаниях уровня деловой ак­тивности, возможность поглощения более крупной фирмой, неблаго­приятные демографические изменения, неблагоприятные изменения курсов иностранных валют; политические перемены (переворот) в стране, где компания осуществляет свою деятельность; растущая сте­пень влияния поставщиков и покупателей, замедление темпов роста рынка и т.п.

Когда внешние возможности и угрозы выявлены, составляется таблица «Возможности — угрозы» (таблица 3).

Таблица 3

«Возможности — угрозы»

Потенциальные внешние возможности Потенциальные внешние угрозы
1. 2. 3.  

Для выявления возможностей и угроз внешней среды может использоваться PEST-анализ (таблица 4).

Таблица 4

Методика PEST (STEP) - анализа

Политико-правовые факторы: - правительственная стабильность; - налоговая политика и законодательство в этой сфере; - антимонопольное законодательство; - законы по охране природной среды; - регулирование занятости населения; - внешнеэкономическое законодательство; - позиция государства по отношению к иностранному капиталу; - профсоюзы и другие группы давления (политического, экономического и т. п.) Экономические факторы: - тенденции валового национального продукта; - стадия делового цикла; - процентная ставка и курс национальной валюты; - количество денег в обращении; - уровень инфляции; - уровень безработицы; - контроль над ценами и заработной платой; - цены на энергоресурсы; - инвестиционная политика
Социокультурные факторы: - демографическая структура населения; - стиль жизни, обычаи и привычки; - менталитет; - социальная мобильность населения; - активность потребителей Технологические факторы: - затраты на НИОКР из разных источников; - защита интеллектуальной собственности; - государственная политика в области НТП; - новые продукты (скорость обновления, источники идей)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: