Анализ политических факторов эволюции ВПК




 

При анализе политических факторов имеет смысл говорить о недостатках в первую очередь внешнеэкономической политики России. Пересмотр стратегии политики в области оборонного заказа, экспорта продукции ВПК является настоятельным требованием времени. Поэтому к ключевым моментам здесь можно отнести следующее.

 

a. а) Обвальное падение совокупного спроса. Основными отрицательными характеристиками является, во-первых, падение совокупного внутреннего спроса на продукцию как военного (падение оборонного заказа в 5-7 раз за 1988-1995 гг., особенно на почти 70% за год в 1992 году), так и гражданского назначения (с 1994 по 1995 гг. производство отечественных холодильников и морозильников упало на 44%, цветных телевизоров - на 70%, швейных машин — 83%). При этом, как правило, темпы спада в продукции чисто военных отраслей были выше темпов спада в производстве гражданских товаров в оборонной промышленности, и это на фоне самого низкого среднего уровня заработной платы в военном секторе. Причиной снижения спроса на гражданскую продукцию явилось переключение потребителей внешней торговли на более качественный и дешевый импорт. Снижение внутреннего спроса в результате переключения на импорт и инфляции не было компенсировано должным увеличением экспорта. Между тем мероприятия по сокращению бюджетных закупок вооружений в развитых странах всегда сопровождаются мерами государственного стимулирования экспорта. Так, в то время как оборонный заказ СССР(РФ) за рассматриваемый период снизился в 5-7 раза, в США он упал в 2 раза, а в целом же американские военные поставки с учетом экспорта уменьшились всего на 15-20%. С учетом вышеизложенных соображений политика стимулирования экспорта вооружений приобретет весьма значительный вес. Можно выделить два направления в форсировании экспорта:

1.экономический:

a.государственном кредитовании экспортных поставок;

 

b.страхование кредитов;

 

c.применении гибких механизмов взаиморасчетов;

 

d.выпуск вооружения за рубежом по лицензиям

 

2.административно-организационный:

a.проведение выставок, демонстраций;

 

b.помощь в публикации брошюр, деловой информации и их распространение;

 

c.проведение консультационных, маркетинговых услуг;

 

d.постоянный мониторинг конъюнктуры мировых рынков вооружений;

 

e.создание центров по прогнозированию и анализу ключевых тенденций.

 

b. Присутствие на внешних рынках. Период реформ охарактеризовался значительным снижением влияния России в традиционных регионах, равно как и сокращением экспорта вооружений в эти регионы. Однако в последнее время наблюдается стремительный рост экспорта российских вооружений. Так, если в 1992 году объем экспорта составлял 1,5 млрд. долл., то в 1995 он был уже равен 2,8 млрд. долл., а в прошлом году этот показатель достиг отметки в 3,4 млрд. долл. По некоторым оценкам, к 2000 году Россия сможет догнать США в оружейном бизнесе, чья динамика торговли вооружений имеет тенденцию к понижению (У США экспорт понизился за 1995-1996 годы с 9,8 млрд. до 7,5 млрд. долл.)

И хотя сейчас Россия официально продает оружия в 51 стране, рынок крайне монополизирован несколькими крупными покупателями. В 1995-1996 гг. на долю Индии и Китая пришлось 60% экспорта. Это - рынок покупателя, проявляющийся в требованиях по снижению цены, более благоприятных для покупателя сроках оплаты и отсрочки платежа за ранее приобретенную технику. Несмотря на головокружительные успехи в области развития объема экспорта, географическая структура крайне неразвита. Россия действует либо на традиционных (Индия) рынках, либо там, куда западные производители не могут проникнуть в силу политических ограничений (Китай, Иран). Поэтому в среднесрочной перспективе - после модернизации национальных армий и оборонной промышленности стран-контрагентов, прежде всего Индии и Китая - существует весьма большая вероятность резкого сокращения зарубежных закупок вооружений.

В свете вышеочерченных тенденций оптимизация российского экспорта как по регионам, так и по товарной структуре весьма необходима уже сейчас, пока есть задел, выражающийся в благоприятной конъюнктуре. В целом, в развитии экспорта ВПК России могут ожидать следующие трудности:

 

1.Традиционность российской боевой техники. Концептуальные решения, реализованные в большинстве активно продаваемых сегодня образцов вооружений, датируются второй половиной семидесятых годов. Так, первые полеты прототипов Су-27 и МиГ-29 были осуществлены в 77-78-х гг. В то же время проходила отработка ЗРК С-300 и танка Т-80.

 

2.Финансовые трудности.

 

3.Навязывание партнерами условий, по которым предприятия, производящие вооружения, обязуются использовать в процессе разработки и сборки вооружений комплектующие других, иностранных фирм, причем, возможно, страны-контрагента.

 

4.Рост издержек производства (увеличение расходов на энергоресурсы и транспортные услуги). Это может снизить конкурентоспособность российских вооружений по ценам. Сейчас себестоимость приближается к мировой. Некоторые импортные комплектующие уже дешевле.

 

Заключение

 

На основе среднесрочных тенденций можно заключить, что в дальнейшем усилятся проблемы, связанные с динамикой структуры спроса на вооружения, обострится проблема экономической инфраструктуры, проявляющаяся в поиске оптимальных соотношений вертикальных и горизонтальных связей, возрастет влияние макроэкономических факторов на развитие военного производства. В целом можно прогнозировать следующие тенденции в эволюции ВПК на ближайший период:

 

1.Совершенствование институциональной структуры предприятий и их управления, сохранение актуальности проблемы «эффективного» собственника.

 

2.Развитие непрофильных производств, с целью сохранить штаты и предотвратить простаивание оборудования. Это в конечном счете может снизить накладные расходы и сократить себестоимость основного продукта - боевой техники. В то же время будет наблюдаться тенденция расформирования нижних ступеней вертикальных связей - обособление поставщиков и подрядчиков, подключение зарубежных партнеров только приветствуется. Все это будет стимулировать «горизонтальную интеграцию».

 

3.Стимулирование экспорта оружия, в котором воплощена часть интеллектуального, профессионального и производственного потенциала ВПК, особенно в сфере высоких технологий. Предоставление свободного выхода на экспортные рынки, возможно, под контролем государства.

 

Список используемой литературы:

 

 

[1]Исследование данного факта см. в стране Алешин Д.А. «Динамика показателей милитаризации государства и процессы развития» // «Экспорт обычных вооружений», №4-5, 1996.

 

[2]Об анализе роли конверсии и диверсификации на современном этапе см. Новиков А.В. «ВПК России: от конверсии к диверсификации» // Центр АСТ, Экспорт вооружений, №0, 1997.

 

[3]В.В. Шлыков. Угрозы реальные и мнимые. // Проблемы прогнозирования, 4-1996, С 133.

 

[4]Исследование этого феномена см. в: Алешин Д.А. «Роль экспорта вооружений во внешней торговле» // Экспорт обычных вооружений. №7-8, 1996.

 

[5]По оценке вице-президента Лиги содействия оборонным предприятиям Анатолия Долголаптева, Российская Газета, 23.04.97.

 

[6]Более детальное обсуждение этого вопроса см. в предыдущем номере «Экспорта вооружений», «ВПК России: от конверсии к диверсификации» // Центр АСТ, Экспорт вооружений, №0, 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: