Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона.
Следующим свойством восприятия является Константность. Это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы служить средством познания объективной действительности.
Другая особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота.
|
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой.
Память и ее особенности.
Память - психический процесс-восприятие, сохранение, воспроизведение какого-либо материала, действительности. Физиологически мы не можем забыть. Если длительное время связь не возобновляется, то она ослабевает. 2 очага возбуждения одновременно появл усл рефлекс это и есть память.
Что нужно сделать, чтобы запомнить: Повторение – вкл в себя усиление каждого эл-та структуры, который входит в связь ч/з включение в деят-ть различных элементов связанных с этой деятельностью. Я не запоминаю сам стол: я запоминаю как соед неск эл-в стола(ножки,столешница) Мимический прием: слова на каком-нибудь месте.
Память имеет св-во развиваться. Память чел-а(колич-во нерв кл)=17 млрд.
Каждая клетка может участв-ть в запоминании неск-х понятий.
Возможности памяти безграничны. Спиной мозг тоже участвует в процессе запоминания.
Чем сильнее стимул, тем быстрее результат.
Теории памяти.
Психологические теор пам-и. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект ("материал") сам по себе, либо субъект ("чистая" активность сознания), безотносительно к содержательной стороне взаимодействия субъекта и объекта, т. е. безотносительно к деятельности индивида. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.
|
Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие - понятие ассоциации - обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований
Необходимым и достаточным основанием для образования связи м/у двумя впечатлениями ассоциационизм считает одновременность появления их в сознании.
Все многообразие условий, необходимых для возникновения "одновременных впечатлений" было сведено к следующим трем типам: а) пространственно-временная смежность соответствующих объектов; б) их подобие; в) их различие или противоположность.
Соответственно этим трем типам отношений м/у явлениями внешнего мира выделялись 3 типа ассоциаций-ассоциации по смежности, сходству и контрасту
Физиологические теории памяти. Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности.
Понятие подкрепления, соотнесенное с психологическим понятием цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического плана анализа механизмов процесса запоминания. Этот синтез понятий, обогащая каждое из них, позволяет утверждать, что по своей основной жизненной ф-ии память направлена не в прошлое, а в будущее: запоминание того, что "было", не имело бы смысла, если бы не м-б использовано для того, что "будет". Закрепление рез-ов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предстоящих целей.
|
Биохимические теории памяти. Гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологич-е изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, - это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ. Первая стадия длится секунды // минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химич-м изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.
Виды памяти.
Виды памяти делятся в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. (ходить, писать).
Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окруж-м миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, или побуждающие к действию, или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицат-е переживания.(Напр, Способность сочувствовать др-у чел-у, сопереживать герою книги).
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
Содержанием словесно-логической памяти явл наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память специфически человеческая память. Запоминание и воспроизведение, в кот-м отсутствует спец-ая цель что-то запомнить // припомнить, назыв-ся непроизвольной памятью.
В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти (заучивание).
В отличие от долговрем-ой памяти, д/ кот-й характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковр-ая память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые чел-м актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-л сложное действие, например арифметич, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем "в уме" некот-е промежуточные рез-ты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному рез-ту конкретный "отработанный" материал может забываться.
Понятие о мышлении.
Мышление- социальный, неразрывно связанный с речью психический (познавательный) процесс познания и открытия существенно нового. Мышление опирается на чувственное [то,что мы получаем с помощью органов чувств] познание и выходит далеко за его пределы.
Мышление-соц процесс.Может существовать ТОЛЬКО в человеч общ-ве. Не может появиться индивидуально у одного чел-ка, это процесс коллективный по способу происхождения, соц-й по способу передачи, индивидуальный по способу реализации.
Мышление формируется в дошкольный период. Интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев.
Неразрывноо связанный с речью. Речь-сама по себе уже мышление, речь не может существовать без мышления(за одним словом скрывается целый класс);Вся речь-это обобщение.
Речь способ передачи мышления, речевое мышление явл-ся осн-м.
В процессе поиска и создании нового и заключается мышление.
Перерисовывать чужую схему-это НЕ мыслить.
Многие на Земле живут и не думая, т.е. ни разу не создав чего-то нового. Они пользуются лишь памятью.
Отсутствует интенция к придумыванию.