Индивидуальное развитие психики человека




Возникновение и развитие психики человека

Изменение среды обитания для высокоразви­тых организмов было толчком для изменения принципа приспособ­ления. Теперь выживали не самые сильные, быстрые, с когтями и гребнем на черепе, а группы с совместной деятельностью. Труд огра­дил стадо от вымирания. Общественный труд породил серьезные из­менения в психике человека: глаз стал более заметливым, рука стала и органом познания, внимание становилось произвольным, форми­ровалось внимание к собственной деятельности и, как следствие те­оретическое мышление, развивалось предвидение и планирование и инструмент планирования - язык и многое другое. Все это про­изошло революционным путем. Совместная деятельность укрепи­ла способность подражать, способность к невербальному общению, способность к кооперации и передаче опыта. Результатом всех этих изменений явилось развитие сознания и деятельности

Развитие психики человека

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Инстинкт – это видовой опыт (не индивидуальный), он генетически заданный, врожденный.

Навык – это индивидуальный опыта, это гибкое приспособление к условиям среды. Это целостное представление о поведении.

Разница между навыком и интеллектом, навык вырабатывается постепенно, интеллектуальный акт свершается внезапно.

 

 

Индивидуальное развитие психики человека

 

Таким образом, психика по­явилась как результат противоречий между усложняющимися услови­ями обитания организмов и необходимостью выживания, приспособ­ления. Из всего вышесказанного мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение).

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происхо­дят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической пред­расположенностью.

Современная отечественная психологическая наука решая проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира.

Индивидуальное развитие психики называется онтогенезом.

Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).

К биологическому фактору относятся наследственность и врожденность, т.е. то, с чем появляется младенец на свет. Прежде всего по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств; физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое человеческое строение речедвигательного аппарата и др.

О значении наследственных задатков свидетельствуют многочисленные факты раннего проявления у детей специальных способностей, например к изобразительному искусству, музыке.

Человек как личность так же формируется под определяющим воздействием социальной среды. Среда как фактор психического развития — понятие сложное, многогранное, включающее и природные, и социальные влияния на психическое развитие.

Отечественные психологи, признавая значение наследственности и утверждая определяющую роль социальной среды в психическом развитии ребенка, подчеркивают, что ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности. При реализации своей активности человек будет испытывать влияние окружающей среды, и лишь при этом условии проявятся особенности его наследственности. По существу, в активности ребенка обнаруживается и биологическое, и социальное в их единстве.

Монографии, посвященные анализу основных, ведущих типов деятельности в онтогенезе, в особенности книги Майи Ивановны Лисиной (1929 - 1983), Василия Васильевича Давыдова (1930 - 1998), Даниила Борисовича Эльконина(1904-1984) и др., стали достоянием мировой науки. Понятие ведущей деятельности так же раскрыто в трудах А.Н.Леонтьева. Каждому возрастному периоду, подчеркивает ученый, соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. В процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности.

автор Чем детерминируется развитие личности возрастные этапы формирования личности
Артур Владимирович Петровский процессом развития группы, в которой она интегрирована и которая доминирует на данной возрастной ступени - ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3), развитие в семье. - детсадовское детство (3-7), - младший школьный возраст (7-11), - средний школьный возраст (11- 15), - старший школьный возраст (15-18).
Алексей Николаевич Леонтьев вид деятельности ♦ новорожденный (от рождения до 1–2 месяцев); ♦ ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев); ♦ поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев); ♦ преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет); ♦ дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); ♦ младший школьный возраст (от 7 до 11–12 лет); ♦ подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет). Опираясь на классификацию А. Н. Леонтьева, можно выделить 10 этапов онтогенеза психики человека.
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина Ведущая деятельность Эпоха раннего детства (до 3 лет). - Младенческий - Раннее детство Эпоха детства (3-11 лет). - Дошкольный возраст - Младший школьный возраст Эпоха подростничества (11-17 лет) - Подростковый возраст - Юношеский возраст  
З. Фрейд преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной, энергии. 1. Оральная стадия (0-1 год). 2. Анальная стадия (1-3 года) 3.Фаллическая стадия (3-5 лет) 4.Латентная стадия (5-12 лет) Генитальная стадия (12-I8 лет)
Л.С. Выготский, движущая сила психического развития - обучение.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: