Современные теории мотивации




Теории мотивации можно разделить на 2 группы:

1. Содержательные теории мотивации: основываются на определении внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

2. Процессуальные теории мотивации – базируются на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания.

Содержательные теории мотивации

Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу

Маслоу из всего разнообразия потребностей выделил пять:

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

3. Социальные потребности (принадлежности к коллективу, поддержка в коллективе).

4. Потребности в уважении.

5. Потребности самовыражения.

.

Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными или потребностями низших уровней.

Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т.е. приобретенными, или потребностями высших уровней.

Согласно теории А. Маслоу, если у человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, т.е. определяющей его поведение, является потребность более низкого уровня.

Теория потребностей Дэвида Макклелланда

Основной упор он делает на потребности высших уровней, согласно с чем, выделяет три типа потребностей:

Потребность власти – желание воздействовать на других людей.

Потребность успеха удовлетворяется не признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, т.к. работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений.

Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга

Согласно этой теории все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:

1. Факторы – мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой, к которым относятся:

- возможность достижения и признания успеха;

- интерес к данному виду деятельности;

- ответственность;

- продвижение по службе;

- возможность профессионального роста.

2. Гигиенические факторы, определяющие неудовлетворенность человека своей работой:

- способ управления и политика администрации;

- условия труда;

- межличностные отношения на рабочем месте;

- заработок;

- степень непосредственного контроля за работой;

- влияние работы на личную жизнь.

Теория человеческого фактора Дуглага Макгрегора – Х и Y

Теория X – средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.

Теория Y – люди не являются от природы пассивными, они стали такими в результате работы в организации. Человек, относящийся к такой категории не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, т.к. способен сам себя контролировать.

Процессуальные теории мотивации

В рамках этих теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Имеются три основные теории:

Теория ожиданий

Основная мысль состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:

1. Затраты труда – результаты;

2. Результаты – вознаграждения;

3. Вознаграждения – валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Теория справедливости

Здесь речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение и снижается работоспособность.

Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее.

Основной вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.

Модель Портера – Лоулера

Авторы разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, т.е. в их модели фигурирует пять переменных:

1. Затраченные усилия.

2. Восприятие.

3. Полученные результаты.

4. Вознаграждение.

5. Степень удовлетворения.

Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также осознания им своей роли.

Функция контроля

Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды.

Целью контроля, с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и производимыми мероприятиями.

Контроль выступает как функция обратной связи в процессе управления: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления.

Требования, предъявляемые к контролю:

1. Эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

2. Эффективность влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые ситуации;

3. Выявление задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений;

4. Определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии.

Виды управленческого контроля:

- предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Его цель - определение оптимальности разработанных планов посредством моделирования будущей деятельности;

- текущий контроль осуществляется от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов;

- заключительный контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрять за достигнутые результаты.

Этапы осуществления контроля:

1. Разработка планов, нормативов и стандартов.

2. Совершение действий по выполнению планов.

3. Получение фактических показателей деятельности.

4. Сопоставление фактических показателей деятельности с нормативами и стандартами.

5. Определение отклонений.

6. Анализ отклонений.

7. Разработка программы корректирующих действий.

 

 

1. Менеджмент – это:

А) процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

Б) особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

В) эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

 

2. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:

А) Ч. Бебидж;

Б) М. Вебер;

В) Ф. Тейлор.

 

3. Первый учебник по управлению был написан английским предпринимателем М. Веберов в:

А) 1850;

Б) 1790;

В) 1832;

 

4. Функции менеджмента бывают:

А) общие, индивидуальные;

Б) групповые, специфические;

В) конкретные, расширенные;

Г) правильного ответа нет.

 

5. Выберите правильные функции менеджмента:

А) планирование;

Б) коодинирование;

В) распределение;

Г) стимулирование;

Д) все ответы верны.

 

6. Сформулируйте задачи планирования:

А) перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;

Б) обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.

В) создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей.

7. По форме планирование бывает:

А) тактическое;

Б) конкретное;

В) перспективное.

 

8. Необходимость планирования заключается в определении:

А) конечных и промежуточных целей;

Б) задач, решение которых необходимо для достижения целей;

В) средств и способов решения задач;

Г) правильного ответа нет.

 

 

Список литературы

1. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.:ФБК-ПРЕСС,1998.

2. Менеджмент организации: Учебное пособие. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. – М.:ИНФРА-М,1995.

3. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.

4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: – Ростов-н/Д: «Феникс»,1998.

5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: – М.: Инжинирингово-Консалтинговая Компания «ДеКА»,1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: