Теории мотивации можно разделить на 2 группы:
1. Содержательные теории мотивации: основываются на определении внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
2. Процессуальные теории мотивации – базируются на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания.
Содержательные теории мотивации
Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу
Маслоу из всего разнообразия потребностей выделил пять:
1. Физиологические потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.
3. Социальные потребности (принадлежности к коллективу, поддержка в коллективе).
4. Потребности в уважении.
5. Потребности самовыражения.
.
Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными или потребностями низших уровней.
Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т.е. приобретенными, или потребностями высших уровней.
Согласно теории А. Маслоу, если у человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, т.е. определяющей его поведение, является потребность более низкого уровня.
Теория потребностей Дэвида Макклелланда
Основной упор он делает на потребности высших уровней, согласно с чем, выделяет три типа потребностей:
Потребность власти – желание воздействовать на других людей.
Потребность успеха удовлетворяется не признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, т.к. работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений.
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга
|
Согласно этой теории все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
1. Факторы – мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой, к которым относятся:
- возможность достижения и признания успеха;
- интерес к данному виду деятельности;
- ответственность;
- продвижение по службе;
- возможность профессионального роста.
2. Гигиенические факторы, определяющие неудовлетворенность человека своей работой:
- способ управления и политика администрации;
- условия труда;
- межличностные отношения на рабочем месте;
- заработок;
- степень непосредственного контроля за работой;
- влияние работы на личную жизнь.
Теория человеческого фактора Дуглага Макгрегора – Х и Y
Теория X – средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.
Теория Y – люди не являются от природы пассивными, они стали такими в результате работы в организации. Человек, относящийся к такой категории не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, т.к. способен сам себя контролировать.
Процессуальные теории мотивации
В рамках этих теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Имеются три основные теории:
Теория ожиданий
Основная мысль состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:
|
1. Затраты труда – результаты;
2. Результаты – вознаграждения;
3. Вознаграждения – валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Теория справедливости
Здесь речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение и снижается работоспособность.
Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее.
Основной вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.
Модель Портера – Лоулера
Авторы разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, т.е. в их модели фигурирует пять переменных:
1. Затраченные усилия.
2. Восприятие.
3. Полученные результаты.
4. Вознаграждение.
5. Степень удовлетворения.
Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также осознания им своей роли.
Функция контроля
Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды.
|
Целью контроля, с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и производимыми мероприятиями.
Контроль выступает как функция обратной связи в процессе управления: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления.
Требования, предъявляемые к контролю:
1. Эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
2. Эффективность влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые ситуации;
3. Выявление задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений;
4. Определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии.
Виды управленческого контроля:
- предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Его цель - определение оптимальности разработанных планов посредством моделирования будущей деятельности;
- текущий контроль осуществляется от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов;
- заключительный контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрять за достигнутые результаты.
Этапы осуществления контроля:
1. Разработка планов, нормативов и стандартов.
2. Совершение действий по выполнению планов.
3. Получение фактических показателей деятельности.
4. Сопоставление фактических показателей деятельности с нормативами и стандартами.
5. Определение отклонений.
6. Анализ отклонений.
7. Разработка программы корректирующих действий.
1. Менеджмент – это:
А) процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
Б) особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
В) эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.
2. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:
А) Ч. Бебидж;
Б) М. Вебер;
В) Ф. Тейлор.
3. Первый учебник по управлению был написан английским предпринимателем М. Веберов в:
А) 1850;
Б) 1790;
В) 1832;
4. Функции менеджмента бывают:
А) общие, индивидуальные;
Б) групповые, специфические;
В) конкретные, расширенные;
Г) правильного ответа нет.
5. Выберите правильные функции менеджмента:
А) планирование;
Б) коодинирование;
В) распределение;
Г) стимулирование;
Д) все ответы верны.
6. Сформулируйте задачи планирования:
А) перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
Б) обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.
В) создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей.
7. По форме планирование бывает:
А) тактическое;
Б) конкретное;
В) перспективное.
8. Необходимость планирования заключается в определении:
А) конечных и промежуточных целей;
Б) задач, решение которых необходимо для достижения целей;
В) средств и способов решения задач;
Г) правильного ответа нет.
Список литературы
1. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.:ФБК-ПРЕСС,1998.
2. Менеджмент организации: Учебное пособие. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. – М.:ИНФРА-М,1995.
3. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.
4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: – Ростов-н/Д: «Феникс»,1998.
5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: – М.: Инжинирингово-Консалтинговая Компания «ДеКА»,1996.