Теоретическое занятие № 47
Тема: «Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. Характеристика основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль»
План:
1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
2. Характеристика основных функций менеджмента
В конце лекции ответьте на тестовые задания для закрепления пройденного материала!
Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
Функция менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также это соответствующая организация работы и контроль деятельности.
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание, могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными.
Впервые функции управления были выделены Анри Файолем.
Различают следующие функции управления:
1. Планирование.
2. Организация.
3. Мотивация.
4. Контроль.
Для того, чтобы обеспечить устойчивое будущее своей организации, профессиональный менеджер постоянно должен осуществлять все управленческие функции. Его деятельность должна начинаться с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, необходимо проконтролировать процесс труда, т.е. все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.
|
Характеристика основных функций менеджмента
Функция планирования
Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.
Задачи планирования:
1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.
3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.
4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт - план».
5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий - объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.
6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
|
Таким образом, планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается самой главной их них.
Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации:
Стратегическое планирование (высший уровень): главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.
Стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким будет поведение конкурентов.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.
Планирование, осуществляемое на нижнем уровне, называется оперативным планированием. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ вписывается в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Все типы планирования составляют общую систему, которая называется генеральным или общим планом функционирования организации.
Принципы планирования:
1. Полнота планирования – должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значения для развития организации.
2. Точность планирования – необходимо использовать современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.
|
3. Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.
4.Непрерывность планирования.
5. Экономичность планирования– расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
Функция организации
Организация – это совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации.
В организационной деятельности можно выделить три основных направления:
1. Определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель.
2. Установление взаимоотношений полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных.
3. Формирование организационной структуры.
Функция мотивации
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Менеджеры ежедневно сталкиваются с проблемой мотивации деятельности сотрудников, т.е. как направлять их энергию на имеющуюся работу.