Пенсионному обеспечению муниципального служащего и членов его семьи посвящена статья 24 комментируемого Закона, в соответствии с ч. 1 которой в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
Гарантия муниципальному служащему пенсионного обеспечения за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионного обеспечения членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, закреплена в п. 5 ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона.
Следует отметить, что по не вполне понятной причине в ч. 1 комментируемой статьи говорится не о всех правах муниципального служащего, гарантии которых закреплены в ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона. Речь идет о следующих гарантиях, предоставляемых муниципальному служащему:
медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в т.ч. после выхода муниципального служащего на пенсию (п. 4);
обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей (п. 6);
обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей (п. 7);
защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами (п. 8).
|
2. Как говорилось выше (см. введение), одной из новелл комментируемого Закона является исключение ограничения на занятие муниципальным служащим иной оплачиваемой деятельностью, нежели исполнение обязанностей по должности муниципальной службы. Ранее в подп. 1 п. 1 ст. 11 Закона об основах муниципальной службы устанавливалось, что муниципальный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Часть 2 комментируемой статьи предоставляет муниципальному служащему право с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено комментируемым Законом. Данное положение закреплено по аналогии с нормой ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе, согласно которой государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Содержащаяся в ч. 2 комментируемой статьи оговорка "если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом" подразумевает необходимость соблюдения муниципальным служащим запретов, предусмотренных частью 1 ст. 14 комментируемого Закона.
В ч. 2 указанной статьи установлено, что муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. По сути, к этой норме отсылает исключение, сделанное в ч. 2 комментируемой статьи из общего правила о праве муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу в отношении муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту.
|
Понятие конфликта интересов на муниципальной службе и порядок его урегулирования определены в ст. 14.1 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).
Статья 12. Основные обязанности муниципального служащего
1. В комментируемой статье определен перечень основных обязанностей муниципального служащего. Как и при определении в ст. 11 комментируемого Закона перечня основных прав муниципального служащего в комментируемой статье речь идет лишь об основных обязанностях муниципального служащего. Подразумевается, что на муниципального служащего возлагаются и иные обязанности, предусмотренные законодательством о муниципальной службе и муниципальными правовыми актами (о законодательстве о муниципальной службе см. комментарий к ст. 3 закона). Это объясняет то, что в комментируемой статье закреплен закрытый перечень обязанностей муниципального служащего.
Определение перечня основных обязанностей муниципального служащего (как и перечня его основных прав) является новеллой комментируемого Закона. Статья 10 Закона об основах муниципальной службы лишь предусматривала лишь то, что обязанности (как и права) муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с названным Законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ.
|
Перечень основных обязанностей муниципального служащего определен в комментируемой статье во многом по аналогии с перечнем основных обязанностей государственного гражданского служащего, определенным в ст. 15 Закона о государственной гражданской службе, и в целом согласуется с перечнем основных обязанностей работника, определенным в ч. 2 ст. 21 ТК РФ.
Обязанность соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение (п. 1).
Обязанность соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы прямо установлена в ч. 2 ее ст. 15 в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, т.е. всех субъектов правоотношений. Равным образом на всех субъектов правоотношений распространяется обязанность соблюдать и иные нормативные правовые акты - нормативные правовые акты РФ (не являющиеся законами), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты.
Ключевым же моментом обязанности муниципального служащего, установленной в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, является не просто соблюдение нормативных правовых актов, но и обеспечение их исполнения. Закрепление данной обязанности предопределено тем, что муниципальные служащие выступают представителями местного самоуправления - публичной власти, а в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - и государственной власти.