Задание. Изучите лекцию. Запишите в тетрадь основные направления и течения литературно-художественной прозы 1950 — 1980-х годов (дайте их характеристику)




Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980-е годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторства. В.Шукшин. «Срезал», «Чудик».

 

Домашнее задание

1) Составить конспект по теоретической части.

2) Прочитать рассказы В.М.Шукшина «Срезал», «Чудик». Оветить письменно на вопросы по произведениям.

· Есть возможность прослушать рассказы. Аудио информацию найдёте на стене страницы.

3) Срок выполнения письменной части – 13.05.2020 до 18.00

 

Задание. Изучите лекцию. Запишите в тетрадь основные направления и течения литературно-художественной прозы 1950 — 1980-х годов (дайте их характеристику)

ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ-ПРОЗАИКОВ В 1950 — 1980ГОДЫ

Основным качеством прозы второй половины 1950-х годов стало исповедальное начало, в полной мере проявившееся в лирической прозе, и прежде всего в жанре дневника. Жанр лирического дневника позволял автору создать атмосферу доверительных отношений с читателем и выразить субъективную точку зрения на исторически значимые события. Персонифицированный рассказчик, от лица которого ведется повествование в дневнике, создает эффект достоверности изображаемого и задает определенный ракурс повествования: читатель воспринимает все сквозь призму точки зрения героя-рассказчика. «Владимирские проселки* (1957) В.Солоухина, «Дневные звезды» (1959) О. Берггольц, «Ледовая книга* (1958) Ю.Смуула — все эти произведения стали образцами лирической дневниковой прозы. С лирической прозой связано и творчество замечательного рассказчика Ю.Казакова. В его произведениях изображение человеческих чувств доминирует над сюжетностью, именно этим объясняется импрессионистичность стиля, присущая творчеству писателя.

Исповедальностью характеризуется и недолго просуществовавшее в литературе 1960-х годов течение, получившее название «молодежная проза». Эта проза сумела выразить свое поколение, ее герои — обычные старшеклассники, студенты, чаще всего горожане. Исходным импульсом к конфликту героя с окружающей его действительностью было несоответствие реальной жизни, далекой от идеала, романтически наивным книжным представлениям о ней. Лидерами течения стали: А.Гладилин «Хроникавремен Виктора Подгурского* (1956); В. Аксенов «Коллеги* (1960), «Звездный билет* (1962); А.Кузнецов «У себядома* (1964). С молодежной прозой связаны обновление художественной речи, проявление иронического пафоса, романтизация героев и их отношений к жизни и друг другу. Авторы этого течения обращались к литературному опыту зарубежных писателей, среди которых — известный американский писатель Э. Хемингуэй.

На 1960-е годы приходится и новый виток в развитии фантастики. Отечественные писатели-фантасты, прогнозируя возможное будущее науки и техники, уделяли большое внимание человеческой психологии. Огромную популярность получили произведения фантастов И. Ефремова, В. Колупаева, О. Ларионовой, братьев А. и Б. Стругацких, К.Булычева (И.В.Можейко). Кроме того, в СССР издавалась и зарубежная фантастика таких писателей, как Р.Шекли, Р.Брэдбери, С.Лем. Одним из ведущих направлений в литературе второй половины XX века стала деревенская проза (конец 1960-х — 1980-е годы). Истоки деревенской прозы восходят к остросоциальной публицистике В.В.Овечкина (очерки «Районные будни», 1952 — 1956), Е.Я.Дороша {«Деревенский дневник», 1956 — 1970), программной статье писателя Ф. А. Абрамова «Люди колхознойдеревни в послевоенной прозе» (1954), произведениям В. Ф. Тендрякова, лирической прозе Ю. П. Казакова, ранним рассказам В. П. Астафьева, В. А. Солоухина. По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Такие писатели, как В.Ф.Тендряков, Б.А. Можаев, анализировали в своих произведениях социально-исторические проблемы, связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства. Внимание другой ветви деревенской прозы было сосредоточено преимущественно на внутреннем мире деревенских жителей. Именно в этой среде писатели В. И. Белов и В. Г. Распутин видели героя — носителя нравственных ценностей, противостоящего бездуховности и меркантильности обывателя, В полной мере идеология этой разновидности деревенской прозы проявилась в «Привычном деле» (1966) и «Плотницких рассказах» (1968) В.И.Белова, «Прощании с Матерой» (1976) В.Г.Распутина.

Сочетание обеих тенденций характерно для таких писателей, как Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. И. Носов, В. М. Шукшин. Поначалу герои В.Шукшина соотносились с героями писателей- «деревенщиков», затем шукшинские герои получили определение «промежуточных», поскольку от деревни они отошли, а к жизни в городе приспособиться не могут, потому и страдают. Правда, не всех героев писателя можно отнести к категории «промежуточных», встречаются среди них и исключительно деревенские, и исключительно городские. Если же действие в произведениях В. Шукшина происходит в деревне, то вовсе не о деревне и не о деревенском вроде бы мужике идет речь. «Меня больше интересует "история души", и ради ее выявления я сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует» — так писал В.Шукшин, «возражая по существу» тем литературным критикам, которые называли его «бытописателем». Душа человеческая — мятущаяся, страдающая, тоскующая, — это, пожалуй, сквозной образ в творчестве писателя.

Существенную роль в формировании идейно-художественных ориентиров деревенской прозы сыграли ранние произведения А.И.Солженицына «Матренин двор» (1959)и «Один деньИвана Денисовича» (1962). В рассказе «Матренин двор» мужественно переживает все невзгоды, выпавшие на ее «свободную» долю, простая крестьянка Матрена. Произведение же «Один день Ивана Денисовича», главный герой которого — деревенский мужик, стойко сносящий тяготы лагерной жизни, рассматривается как одна из первых ласточек лагерной прозы.

Тема ГУЛАГа — одна из ключевых тем отечественной литературы второй половины XX века, на которую долгое время был наложен негласный запрет. Произведения, посвященные теме сталинских репрессий, доходили до узкого круга читателей через самиздат1 и тамиздат2. Так распространялись произведения А. И. Солженицына «В круге первом» (1955 —1968), «АрхипелагГУЛАГ» (1964 — 1970), мемуары Е.Гинзбург (матери писателя В.Аксенова) «Крутой маршрут», повесть Г.Владимова «Верный Руслан».

С 1966 года в эмигрантских издательствах стали публиковаться «Колымские рассказы» (1954 — 1973) В.Шаламова, писателя, проведшего в сталинских лагерях в целом» 17 лет. В отличие от А. И. Солженицына В. Шаламов рассматривал опыт лагерной жизни как отрицательный, разрушающий человеческую личность как жертв, так и палачей: «"Подземный" опыт не увеличивает общий опыт жизни — "там" все масштабы смещены, и знания, приобретенные "там", для "вольной жизни" не годятся. Мне не трудно вернуться к ощущениям детских лет. Колыму же я никогда не забуду. И все же это жизни разные. "Там" я не всегда писал стихи. Мне приходилось выбирать между жизнью и стихами и делать выбор (всегда!) в пользу жизни». В 1972 году в «Литературной газете» было опубликовано письмо В.Шаламова, в котором писатель выступил с протестом против публикации за рубежом его «Колымских рассказов». Очевидно, это было одно из многих вынужденных писем-покаяний, которые сам Шаламов саркастически называл новым жанром. Однако письмо в кругах интеллигенции было воспринято как предательство В. Шаламова: ему не могли простить собственной веры в него — автора ходивших на родине в списках «Колымских рассказов». Жизненный опыт составил основу произведений и писателя Ю. Домбровского, в общей сложности проведшего 18 лет в тюрьмах, лагерях и ссылке. Его повесть «Хранитель древностей» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1964 году, а роман «Факультет ненужных вещей» (1964 — 1975) впервые увидел

свет в 1978 году в Париже и был удостоен премии за лучшую иностранную книгу года.

Стремлением к исповедальности, субъективизации эпического образа отмечено творчество писателей-фронтовиков, активно заявивших о себе в «оттепельный» период. В связи с их произведениями на рубеже 1950— 1960-х годов литературно-критический лексикон пополнился понятием «военная проза». Именно так было названо художественное течение, объединившее эпические произведения писателей-фронтовиков.

В это время были опубликованы первые повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959); Г.Бакланова «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959); Б.Балтера «До свидания, мальчики» (1961); В.Быкова «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962) и «Фронтовая станция» (1963); В.Астафьева «Звездопад» (1961); В.Рослякова «Один из нас* (1962); К.Воробьева «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой* (1963). Писатели-фронтовики, с одной стороны, восприняли литературно-художественный опыт Виктора Некрасова, повесть которого «В окопах Сталинграда» (1946) была опубликована сразу после Победы, а с другой — выразили те же тенденции, которые были присущи молодежной, исповедальной прозе. Неслучайно излюбленным жанром военной прозы стала лирическая повесть, герой которой — молодой человек, еще не имеющий значительного жизненного опыта, вчерашний школьник, студент или выпускник военного училища. Сквозным сюжетом фронтовой повести является процесс становления характера в трагических обстоятельствах.

В целом теме и жанру остался верен В. Быков, белорусский писатель, чье творчество входило в состав многонациональной советской литературы. Притчеобразие — характерная черта его произведений, на что впервые обратил внимание А.Адамович. Такова и его повесть «Сотников* (1970), заставляющая читателя задуматься о силе и слабости человеческого духа безотносительно к конкретно-историческим обстоятельствам. С другой стороны, с эпическим началом рассказа М.Шолохова «Судьба человека» (1956) связано развитие больших эпических жанров, исследующих тему Великой Отечественной войны. Одним из первых объемных произведений, в котором показан не только воинский героизм, но и трагизм военных поражений начал войны, является трилогия К.Симонова «Живые и мертвые* (1959 — 1971), написанная в жанре хроники.

В произведениях В. Шукшина «Я пришел дать вам. волю* (1971), Ю.Трифонова «Нетерпение* (1973), Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов* (1979) и «Свидание с Бонапартом» (1983), А.Солженицына «Красное колесо* (1971 — 1991)и других получила дальнейшее развитие историческая проза. При этом В. Шукшин и Ю. Трифонов в истории пытались найтиответы на современные вопросы; Б. Окуджава стремился выявитьв прошлом вечные проблемы; А.Солженицын исследовал переломныемоменты отечественной истории, в которых так или иначе проявляются судьбы отдельных людей и народа в целом. С именем прозаика Ю.Трифонова связано развитие городского,или интеллектуального, течения в литературе. Объектом художественного анализа в повестях Ю.Трифонова «Обмен* (1969), «Предварительные итоги* (1970), «Долгое прощание* (1971) и «Другая жизнь* (1975) является.йостепенная деградация личности. В отличие от деревенской прозы, наследовавшей почвенническую традицию, городская проза формировалась на основе интеллектуальной традиции. При этом оба течения поднимали проблемы девальвации нравственности в современном обществе, разрушения «самости» в личности современника. Городская проза также изображала нецельного человека, лишенного позитивного активного начала. В числе близких ему писателей Трифонов называл В.Распутина, Ю.Казакова, А.Битова. Исследователи же творчества Ю. Трифонова отмечают связь психологического реализма писателя с реализмом позднего А. П. Чехова. Проблема «не-своей» жизни в «ненастоящем времени» в полной мере проявилась в прозе А.Битова. Так, характеризуя героя романа «Пушкинский дом* (1964 — 1971), Льва Одоевцева, автор отметил, что Лев «был скорее однофамильцем», чем «потомком» славного рода Одоевцевых. Лишенный собственного «я», Лев лишь к концу романа буквально почувствует собственное лицо, такой метафорой автор обозначил начало рождения личности. Роман А. Битова «Пушкинский дом» примечателен и тем, что в нем писатель независимо от зарубежных авторов использовал литературно-художественные приемы, характерные для постмодернистских1 произведений: авторский комментарий к тексту, эссеизм, вариативность сюжетных ходов, интертекстуальность, демонстрацию вымышленности повествования и т.д.

Постмодернистское мироощущение проявилось и в поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки» (1970), долгое время распространявшейся в самиздате. Посредством постмодернистских приемов смешения разных стилевых и стилистических пластов автор создает амбивалентный 2 образ реальности, в которой поменялись местами верх и низ, добро и зло, Бог и дьявол. Главный герой поэмы, носящий имя самого автора, Веничка — это алкоголик, маргинальная личность. Сознание всегда пьяного Венички, стремящегося постичь смысл существования в искаженной действительности, также искажено, очевидно, поэтому герой не в силах разобраться в окружающем его хаосе, и, более того, он гибнет физически.

На рубеже 1970 — 1980-х годов в русской литературе появляются произведения условно-метафорической прозы, в реалистическое повествование которых вводятся фантастические персонажи, фольклорно-мифологические мотивы и сюжеты. Таковы, например, повести «Белый пароход» (1970) и «Пегий пес, бегущийкраем- моря» (1977) Ч.Айтматова, романы «Белка» (1984) А.Кима и «Альтист Данилов» (1981) В.Орлова, антиутопия Ф.Искандера «Кролики и удавы» (1982) и др. Использование приемов явной художественной условности позволяет соотнести события современности с вневременным планом и дать оценку текущему моменту с позиций вечности. В прозе входивших в литературу на этом этапе ее развития писателей В. Маканина, Р. Киреева, А. Кима и других, получивших в критике определение «сорокалетних», проявилось отличное от традиционного реализма мироощущение, выраженное в таких художественных принципах, как бесстрастность повествования, отсутствие однозначной авторской оценки изображаемых явлений, амбивалентность героя, игровое начало.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: