Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.
W Наука о самом сложном – о психике
W В психологии объект и субъект познания сливаются
W Уникальные практические следствия. Познавая себя, человек будет себя изменять. Психология – наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека
1879г – немецкий ученый В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Психология возникла на пересечении естественных наук и философий.
Основные отрасли психологии:
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. В этих областях психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма высвечивает его структуру и организацию
Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
Житейские психологические знания
W Конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям и задачам. Но к задачам довольно прагматическим. То есть задачи, ситуации и лица, на которые распространяются эти знания ограничены.
W Носят интуитивный характер, что связано с особым методом их получения: путем практических проб и прилаживаний
W Возможность передачи этих знаний весьма ограничена из-за конкретности и интуитивности их характера
W Ограниченность методов: наблюдение и размышления
W Ограниченность доступного фактического материала
Научная психология
W Стремится к обобщениям. Для этого используются научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения; они четко определяются, соотносятся друг с другом и связываются в законы.
W Знания рациональны и осознанны
W Знания аккумулируются и эффективно передаются во всем своем объеме. «Представители науки – пигмеи, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах». Передача знаний возможна, так как они кристаллизируются в понятиях и законах; фиксируются в научной литературе, передаются с помощью вербальных средств (речи и языка).
W Кроме наблюдений и размышлений возможен эксперимент
W Обширный, разнообразный и часто уникальный фактический материал, не доступный в полном объеме ни одному носителю житейской психологии
Разработка специальных отраслей психологии – метод общей психологии. Житейская психология его лишена. Однако для того, чтобы быть хорошим психологом, нужно совмещать 2 типа психологических знаний.
Методы психологии, их классификация и основная характеристика
1. Метод интроспекции – главный (Д. Локк), т.к.
W Фундаментальное свойство процессов сознания открываться субъекту
W «закрытость» этих процессов для внешнего наблюдателя
Локк:
-существует возможность раздвоения, или «удвоения», психики. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях:
Процессы первого уровня* восприятия, мысли, желания
Процессы второго уровня*наблюдение, или созерцание, этих восприятий, мыслей, желаний
-деятельность души первого уровня есть у каждого человека и даже ребенка. Душевная деятельность второго уровня требует специальной организации. Это специальная деятельность. Без нее знание о душевной жизни невозможно.
v Психолог может проводить психологические исследования только над самим собой. Если он хочет знать, что произойдет с другим, то должен поставить себя в такие же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить о содержании сознания другого человека
v Поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой деятельности, то в ней надо долго упражняться
Преимущества метода интроспекции: в сознании отражается причинная связь психических явлений, интроспекция поставляет психологические факты без искажений.
Описательные
Как показывает их название, описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя. Он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, а ограничивается тем, что описывает его как можно более объективно.