Запрет прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора (п. 14).




Ранее в подп. 10 п. 1 ст. 11 Закона об основах муниципальной службы устанавливалось, что муниципальный служащий не вправе принимать участие в забастовках. Понятие забастовки определено в ч. 4 ст. 398 ТК РФ: временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Как следует из п. 14 ч. 1 комментируемой статьи, муниципальному служащему в настоящее время запрещено прекращать исполнение должностных обязанностей в целях разрешения не только коллективного, но и индивидуального трудового спора. Право же муниципального служащего на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством предусмотрено в п. 11 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона.

Запрет входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ (п. 15).

Запрет заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ (п. 16).

Как говорилось выше, установленный в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи запрет муниципальному служащему состоять членом органа управления организации по общему правилу распространяется только на коммерческие организации. В то же время пункт 15 ч. 1 статьи дополнительно устанавливает запрет на членство муниципального служащего в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений (если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ).

Как определено в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ)*(81), под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в названном Законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории России в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Согласно п. 5 указанной статьи иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории России через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.

Следует отметить, что запреты в п. 15 и 16 ч. 1 комментируемой статьи установлены на основании общих положений ст. 30.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" об ограничениях на участие отдельных категорий лиц в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций:

в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Указанные ограничения, новые для федерального законодательства, введены в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ*(82), внесшим изменения в целый ряд федеральных законов, в целях обеспечения безопасности государства и для устранения возможного конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

Необходимо обратить внимание на то, что пункт 16 ч. 1 комментируемой статьи допускает возможность осуществления муниципальным служащим деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Для этого необходимо письменное разрешение представителя нанимателя (работодателя). Причем в отличие от нормы п. 10 ч. 1 комментируемой статьи не обязательно получение письменного разрешения именно главы муниципального образования.

Следует отметить, что перечень запретов, связанных с муниципальной службой, определен в ч. 1 комментируемой статьи как закрытый. Однако, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, которые установлены не только комментируемым Законом, но и другими федеральными законами. Иначе говоря, определенный в ч. 1 комментируемой статьи перечень запретов, связанных с муниципальной службой, не является исчерпывающим, но может быть расширен только федеральным законом.

Также следует отметить, что в комментируемой статье не закреплена норма, аналогичная положению ч. 4 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, согласно которому ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных данной статьей, устанавливается названным Законом и другими федеральными законами. Однако, то, что виновное несоблюдение муниципальным служащим установленных комментируемой статьей запретов, связанных с муниципальной службой, влечет наступление юридической ответственности, представляется очевидным. В п. 3 ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона установлено, что в случае несоблюдения установленных комментируемой статьей запретов, связанных с муниципальной службой, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя). Об административной и уголовной ответственности, которая может наступить в случае нарушения запретов, установленных частью 1 комментируемой статьи, говорилось выше, при рассмотрении конкретных запретов. О дисциплинарной ответственности муниципального служащего см. комментарий к ст. 27 Закона.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает дополнительный запрет, связанный с прохождением муниципальной службы на должности главы местной администрации по контракту.

По общему правилу, установленному в ч. 2 ст. 11 комментируемого Закона, муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено данным Законом. Однако, там же прямо установлено, что данное правило не распространяется на муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту.

Согласно ч. 2 ст. 37 Закона 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (о порядке замещения должности главы местной администрации по контракту и порядке заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, см. комментарий к ст. 17 Закона).

В ч. 9 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ) и установлены запреты, связанные с замещением должности главы местной администрации (в независимости от того, является ли данное лицо главой муниципального образования или муниципальным служащим, с которым заключен контракт), которые продублированы в ч. 2 комментируемой статьи в отношении муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту:

глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Как говорилось выше, указанные запреты, новые для федерального законодательства, введены в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ, внесшим устранения возможного конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

2.1. В ч. 2.1 комментируемой статьи предусмотрен запрет, адресованный муниципальному служащему, замещающему должность главы местной администрации по контракту: в случае, когда владение указанным муниципальным служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ. Точно такой же запрет, адресованный государственному гражданскому служащему, содержится в ч. 2 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе.

Данная часть введена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, принятом в составе пакета антикоррупционных законов, т.е. одновременно с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"*(83). В ч. 6 ст. 11 названного Закона и содержится общая норма, на которой основаны часть 2.1 комментируемой статьи и ч. 2 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе: в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ. В целом же статья 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" определяет порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Говоря о законодательстве, к которому отсылают рассматриваемые нормы, следует отметить, что доверительное управление имуществом регламентировано положениями гл. 53 части второй ГК РФ. В ст. 1012 данного Кодекса в отношении договора доверительного управления имуществом предусмотрено следующее:

по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1);

осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом (п. 2);

сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.". При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом (п. 3).

3. В ч. 3 комментируемой статьи установлен запрет гражданам, уволившимся с муниципальной службы, разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Нарушение данного запрета, который установлен также в п. 8 ч. 1 комментируемой статьи в отношении муниципального служащего, при наличии вины гражданина влечет ответственность, о которой говорится в ч. 4 ст. 15 комментируемого Закона.

Следует отметить, что норма ч. 3 комментируемой статьи закреплена по аналогии с положением п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе. В то же часть 3 комментируемой статьи не содержит положений, аналогичных норме п. 1 ч. 3 данной статьи, согласно которой гражданин после увольнения с государственной гражданской службы не вправе замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

 

Статья 14.1. Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе

1-2. Комментируемая статья, регламентирующая урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе, введена Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 267-ФЗ. Однако, новым является только сам механизм урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе. Понятия "конфликт интересов на муниципальной службе" и "личная заинтересованность муниципального служащего" ранее были определены в положениях ч. 2 ст. 11 комментируемого Закона. Эти положения исключены тем же Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 267-ФЗ.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 267-ФЗ принят почти одновременно с Федеральным законом "О противодействии коррупции", в котором и содержатся общие нормы, определяющие понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а также порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" определено следующее:

под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в названном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (ч. 1);

под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (ч. 2).

Необходимость введения понятий, определяемых в указанной статье, обусловлена наряду с прочим и международными обязательствами России, вытекающими из Конвенции ООН против коррупции*(84) (Конвенция принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г., ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ*(85)). В частности, согласно п. 4 ст. 7 "Публичный сектор" названной Конвенции ООН каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов. Понятие "коллизия интересов" используется и в таком документе, к которому отсылает названная Конвенция ООН, как Международный кодекс поведения государственных должностных лиц*(86) (принят Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1996 г.).

На приведенных положениях ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" и основаны данные в ч. 1 и 2 комментируемой статьи понятия "конфликт интересов на муниципальной службе" и "личная заинтересованность муниципального служащего". Аналогичные по сути определения понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность государственного гражданского служащего" даны в ч. 1-3 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе.

3. В ч. 3 комментируемой статьи в рамках регламентации механизма урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе указано, что представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы. Аналогичная норма в отношении случая возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, закреплена в ч. 4 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе.

Статья 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", определяя порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, содержит более подробное регулирование:

государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1);

государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2);

представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3);

предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4);

предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ (ч. 5).

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 14 Закона), статья 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" также содержит часть 6, применение которой рассчитано на случаи, когда государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В ч. 5 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе аналогично предусмотрено, что для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Но, как видно, в комментируемом Законе в отличие от Закона о государственной гражданской службе говорится о возможности, а не об обязательности образования соответствующих комиссий по урегулированию конфликта интересов.

Как установлено в ч. 6 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе, комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Согласно ч. 7 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе составы комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

В ч. 8 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе установлено, что положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликтов интересов утверждается указом Президента РФ. Соответствующим актом является Указ Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов"*(87), которым утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Этим же Указом на основании ч. 6 ст. 71 названного Закона установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов РФ по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные названным Положением, выполняются федеральными государственными органами и государственными органами субъектов РФ, в которых образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов, самостоятельно в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

 

Статья 15. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего

1. В ч. 1 комментируемой статьи говорится об обязанности гражданина при поступлении на муниципальную службу, а также муниципального служащего представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (такие сведения в комментируемом Законе согласно п. 8 ч. 1 его ст. 12 именуются "сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"). Обязанность муниципального служащего представлять такие сведения закреплена в п. 8 ч. 1 ст. 12, а обязанность гражданина, поступающего на муниципальную службу, - в п. 10 ч. 3 ст. 16 комментируемого Закона. В случае непредставления таких сведений или представления заведомо ложных сведений в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе.

Необходимо обратить внимание на то, что норма ч. 1 комментируемой статьи является новеллой законодательства о муниципальной службе. Статья 12 Закона об основах муниципальной службы предусматривала обязанность гражданина при поступлении на муниципальную службу, а также муниципального служащего представлять сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения, не представителю нанимателя (работодателю), а в органы государственной налоговой службы. Следует также отметить, что положения комментируемой статьи закреплены по аналогии с положениями ст. 20 Закона о государственной гражданской службе.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представителю нанимателя (работодателю) ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Указанная дата определена в ч. 1 комментируемой статьи (как и в ч. 1 ст. 20 Закона о государственной гражданской службе) с учетом нормы п. 1 ст. 229 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ, определяющей дату представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц: налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за истекшим календарным годом.

В части порядка и формы представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера часть 1 комментируемой статьи отсылает к порядку и форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов РФ, в связи с чем необходимо отметить следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о государственной гражданской службе (здесь и далее в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Как определено в ч. 7 указанной статьи, под членами семьи гражданского служащего в данной статье понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

В ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" содержится более общее регулирование: гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Соответствующим актом является Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557*(88), которым утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Этим же Указом Президента РФ органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано определить должности государственной гражданской службы субъектов РФ и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов РФ и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно ч. 2 ст. 20 Закона о государственной гражданской службе положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента РФ или нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом требований данной статьи. В ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено лишь то, что порядок представления указанных в этой норме сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Соответствующим актом является Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"*(89), которым утверждены:

а) Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

б) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

в) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

г) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего;

д) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

Этим же Указом органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. В соответствии с нормой ч. 2 комментируемой статьи, которая аналогична норме ч. 3 ст. 20 Закона о государственной гражданской службе (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальным служащим в соответствии с комментируемой статьей, относятся к сведениями конфиденциального характера. При этом предусмотрено, что данные сведения могут составлять государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну (о государственной и иной охраняемой федеральными законами тайне см. комментарий к ст. 12 Закона). Подобная более общая норма содержится в ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Запрет муниципальному служащему разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, предусмотрен в п. 8 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона. В соответствии с ч. 3 указанной статьи гражданин не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц такие сведения и после увольнения с муниципальной службы. Нарушение данного запрета при наличии вины влечет ответственность, о которой говорится в ч. 4 комментируемой статьи.

3. Часть 3 комментируемой статьи по аналогии с ч. 4 ст. 20 Закона о государственной гражданской службе (здесь и далее в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ) устанавливает запрет использования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, представляемых муниципальным служащим в соответствии с комментируемой статьей:

для установления или определения платежеспособности муниципального служащего;

для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды религиозных или других общественных объединений, иных организаций, а также физических лиц.

Нарушение данного запрета означает использование представляемых муниципальным служащим сведений в целях, не предусмотренных законодательством РФ, и влечет при наличии вины ответственность, о которой говорится в ч. 4 комментируемой статьи.

Подобная рассмотренной, но более общая норма содержится в ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции".

4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится об ответственности муниципального служащего, виновного в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством РФ. Данное положение закреплено по аналогии с нормой ч. 5 ст. 20 Закона о государственной гражданской службе (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ) об ответственности государственного гражданского служащего. Подобная более общая норма содержится в ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции".

В части определения ответственности часть 4 комментируемой статьи, как и часть 5 ст. 20 Закона о государственной гражданской службе отсылает к действующему законодательству РФ, в связи с чем необходимо отметить следующее.

Как предусмотрено в ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об информации, информаци<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: