Особенности поведения сотрудников ИТ в современных
Организациях
Москва 2008
Содержание
Введение. 3
1. Общее понятие организационного поведения. 4
2. Особенности сферы информационных технологий. 5
3. Направления и особенности работы ИТ-специалистов. 6
4. Мотивация и другие характеристики сотрудников ИТ. 9
5. Особенности обучения сотрудников в области ИТ. 13
6. Проблема использования служебных компьютеров в личных целях. 13
Заключительные выводы.. 16
Литература. 18
Введение
Мы живем и действуем в мире организаций. Умение профессионально руководить организацией, эффективно строить свои взаимоотношения с подчиненными, начальниками, другими сотрудниками организации или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний и практических навыков. При этом необходимо учитывать, что каждая организация в чем-то индивидуальна, имеет свою специфику, традиции, права и обязанности, биографию, менталитет, культуру и т.д. Свои особенности есть и у каждого человека, работающего в организации. В то же время есть и много общего в особенностях поведения людей в определенных видах деятельности, так же как есть и общие черты психологии, поведения у сотрудников одной организации.
Каждый из нас в настоящем, прошлом или будущем — часть той или иной организации, мы проводим, проживаем в ней значительную часть жизни. Наши настроение и самочувствие, достижения и разочарования во многом связаны с организациями, в которых мы работаем, учимся, находимся. Наверное, не случайно японцы одним и тем же словом "учи" называют и свою семью, и свою организацию, а в России говорят: "Работа — второй дом".
|
Потребность в изучении и учете в практической деятельности проблем, связанных с индивидуальными и групповыми особенностями поведения сотрудников в организациях, ощущается большинством современных руководителей, менеджеров, специалистов в области связи с общественностью и управления персоналом. Поведение человека в организации определяется определяться не только его индивидуальными особенностями, но и также спецификой группы, в которую он включен, организации, в которой он работает.
Таким образом, существует объективная необходимость изучения проблем организационного поведения персонала, в частности, малоизученной специфики поведения сотрудников в области информационных технологий.
Общее понятие организационного поведения
В энциклопедическом словаре «Управление персоналом» под организационным поведением понимается «совокупность действий и поступков» индивида по его адаптации к условиям и требованиям окружения[1]. Действительно, в целом можно согласиться с этим определением, но вряд ли следует сводить все многообразие поведения человека к его приспособлению (адаптации) к чему-либо. При таком подходе явно занижаются (если вообще учитываются) роль собственной активности человека, его свобода воли, право выбора, возможности развития и самореализации личности. Кроме того, не определено, что понимается под окружением и как это связано с организацией.
По мнению И.А. Скопылатова и О.Ю. Ефремова[2], организационное поведение наряду с поведением кого-либо (отдельного человека и групп людей) подразумевает и поведение, жизнедеятельность, функционирование в целом организации как некой системы, включающей в себя отдельных людей и их группы в качестве элементов, но не ограничивающейся ими, а на основе взаимодействия элементов получающей новое качественное состояние.
|
Научную дисциплину «Организационное поведение» можно определить как междисциплинарную отрасль знаний, изучающую закономерности взаимодействия и активности сотрудников, рабочих групп, обусловленные индивидуальными и групповыми (психологическими, социально-психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими) особенностями сотрудников и организации в целом.
Объектом изучения организационного поведения является организация, предметом — активность сотрудников и организации в целом, обусловленная их индивидуальными и групповыми (психологическими, социально-психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими) особенностями. При этом необходимо учитывать, что данные особенности во многом обусловлены вхождением человека в организацию, взаимодействием в ней с другими сотрудниками и оказывают существенное и многообразное влияние на развитие и функционирование организации, эффективность деятельности и психологическое состояние персонала.
Значительное место при изучении организационного поведения занимают такие вопросы, как психологическая структура и личностные качества работников, отношение к труду, мотивация, социально- психологические особенности и закономерности рабочих групп, межличностное, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие, конфликты, управление и принятие решений, лидерство и власть, организационная культура, управление поведением организации и ее развитие.