Всем известно, что человек не может концентрироваться на работе в течение всего рабочего дня, не секрет также, что большинство сотрудников тратят то или иное количество рабочего времени на решение личных вопросов. Как показывают исследования исследования[10], проводимые компаниями GMI (Global Market Insite, Inc.) и Cisco Systems, что почти две трети сотрудников ИТ (65 %) проводит весь рабочий день за компьютером, поэтому везде (кроме Индии и Китая) все «личное», как правило, связано с использованием сети Интернет.
К примеру, около половины используют рабочие компьютеры для покупок через Интернет. Так, в Великобритании использование служебных компьютеров в личных целях допускает лишь 27% опрошенных, но зато почти вдвое больше — 53% признались, что совершают таким образом покупки в Интернете. Больше половины участников опроса (55%) заказывают через интернет канцелярские товары; 49 % — готовую еду; более 45 % респондентов покупают авиабилеты, компьютеры, комплектующие и книги. Популярны также покупки подарков (41 %), билетов на мероприятия (40), сотовых телефонов (37), аудиовидеодисков (33 %). Реже всего через интернет покупают предметы искусства (0,41), автомобили (0,83), а также животных и растения (2,07%).
5 наиболее характерных высказываний в своё оправдание: «Компании нет до этого дела», «У меня для этого нет другого времени, кроме рабочего», «Сомневаюсь, что мою компанию это волнует», «Покупки через Интернет не создают проблем для безопасности», «Думаю, мой служебный компьютер надёжнее домашнего».
21% всех опрошенных удалённых сотрудников позволяет друзьям, домочадцам и прочим посторонним лицам использовать свой служебный компьютер для доступа в Интернет. В Китае в этом признались 42% опрошенных. В Японии же, например, процент тех, кто предоставляет посторонним доступ к своему рабочему компьютеру — 13%, выше доли сотрудников, использующих его сугубо для своих личных целей (12%).
|
Каждый четвёртый опрошенный удалённый сотрудник заявил, что открывает электронные письма от неизвестных адресатов при работе за служебным компьютером. В Китае так поступает более половины респондентов — 57%. В Индии 20% опрошенных удалённых сотрудников заявили, что открывают и электронные письма, и прикреплённые файлы от неизвестных адресатов. В Бразилии так поступает 12% опрошенных.
Тайное подключение к чужой беспроводной сети и предоставление посторонним доступа к служебным компьютерам создают серьёзный риск для специалистов по информационным технологиям во всём мире. Например, в США неосторожное поведение удалённых сотрудников компании может полностью вывести из строя корпоративную сеть, вызвать утечку конфиденциальной информации и персональных данных. К этому приводит всего одна брешь в системе безопасности. Крупные предприятия, насчитывающие десятки тысяч сотрудников, особенно те, где работают люди из разных стран мира с разной корпоративной культурой, подвергаются ещё большему риску.
У 81 % опрошенных есть возможность просматривать на работе развлекательные сайты. Традиционной популярностью пользуются сайты знакомств, анекдоты и эротика. При этом лишь около 20 % работодателей пытаются ограничить подобную активность; в остальных случаях ограничения связаны лишь с необходимостью делать основную работу.
|
Последствия активного веб-серфинга таковы: 30 % сотрудников офисов ежедневно, а 25 % почти каждый день обмениваются интернет-ссылками на не относящиеся к работе темы со своими друзьями и знакомыми. Делают это редко или не делают вообще лишь 16 % респондентов. При этом примерно треть сотрудников посылает знакомым от 1 до 5 ссылок ежедневно, получая тот же объем «входящего трафика».
Огромной популярностью пользуется общение в сети. Так, 82 % офисных сотрудников просматривают на работе бесплатный почтовый ящик (для сравнения, корпоративной почтой пользуется 74 %). Программы обмена мгновенными сообщениями (ICQ, Miranda и т.д.) отрывают от работы 11% опрошенных; форумы и чаты в интернете посещают в рабочее время 45 % сотрудников ИТ.
Остается удивляться, как у народа остается время на paботу...
Заключительные выводы
Прогресс информационного общества XXI века во многом определяется прогрессом информационных технологий. Именно с их помощью разрабатываются системы, позволяющие реально общаться многим людям в удаленных частях нашей планеты, а также создаются сложнейшие программные комплексы, обеспечивающие слаженную работу большого числа промышленных производственных цепей, которые тем самых оказываются способны заменить труд многих тысяч рабочих.
Особенности поведения сотрудников ИТ играет первостепенную роль в успешной деятельности любой современной организации. Это определяется сложностью мотивации специалистов сферы информационных технологий, которая обусловлена прежде всего особенностями их труда. Он, в высочайшей степени творческий, связан с созданием нового продукта и поэтому требует максимальной мобилизации интеллектуальных ресурсов. Его трудно измерить и планировать, он почти не поддается текущему внешнему контролю, традиционному денежному стимулированию. Результаты труда и, прежде всего, его качество, в большей степени, чем в других отраслях экономики, зависят от сознательности сотрудников, их внутреннего желания эффективно работать, создавать столь важную для информационного общества продукцию.
|
На нынешнем этапе развития рынка информационных технологий произошел переход от преимущественно индивидуального изготовления программного обеспечения к его массовому производству. В этих условиях доля вклада отдельного исполнителя в трудозатратах на весь проект уменьшается. Это приводит к снижению значимости усилий отдельных специалистов для общего успеха и, как следствие, ослаблению чувства личной сопричастности к коллективным результатам. Однако последствия от одиночных ошибок могут быть весьма ощутимыми для всей организации.
В целом можно сделать вывод, что успешная работа современной организации очень сильно зависит от эффективной и слаженной работы сотрудников информационных технологий, при максимальных отдачах от каждого члена ИТ-команды, его высокой мотивированности.
Литература
1. Dickerson С. In praise of laziness //
2. Thomsett R. Clients and computing professionals: An evolutionary perspective // Professional Computing. Australian Computer Society. — July 1992.
3. Thomsett R. Out of the Pit //
4. Громкова М.Т. Организационное поведение. — М., 1999.
5. Гудзенко Д. Оценка эффективности обучения персонала в области информационных технологий // Управление персоналом, 2007, № 11. С. 72—75.
6. Дьяконов В.П. и др. Новые информационные технологии. — М.: СОЛОН-Пресс, 2005.
7. Исследование поведения сотрудников в рабочее время // Маркетинговые исследования в Украине, №6, 2006. С. 77.
8. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. — М., 1999.
9. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. — М., 1998.
10. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПБ.: Питер, 2004.
11. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Теоретические подходы к курсу "Организационное поведение". — М.: 2007. — 81 с.
12. Управление персоналом // Энциклопедический словарь. — М., 1998.
13. Шалманов С. Неурожай умов // CNews. — Июль 2005. — №4. — С. 28-30.
[1] Управление персоналом // Энциклопедический словарь. — М., 1998. С. 218.
[2] Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Теоретические подходы к курсу "Организационное поведение". — М.: 2007. С. 8.
[3] Дьяконов В.П. и др. Новые информационные технологии. — М.: СОЛОН-Пресс, 2005. — С. 21.
[4] Шалманов С. Неурожай умов // CNews. — Июль 2005. — №4. — С. 28-30.
[5] Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПБ.: Питер, 2004.
[6] Thomsett R. Out of the Pit // https://www.thomsett.com.au/main/articles/hot/hotoutofpit.htm
[7] Dickerson С. In praise of laziness // https://www.infoworld.com/article/02/02/15/020218opconnection l.html
[8] Thomsett R. Clients and computing professionals: An evolutionary perspective // Professional Computing. Australian Computer Society. — July 1992.
[9] Гудзенко Д. Оценка эффективности обучения персонала в области информационных технологий // Управление персоналом, 2007, № 11. С. 72.
[10] Исследование поведения сотрудников в рабочее время // Маркетинговые исследования в Украине, №6, 2006. С. 77.