ИТ-персонал сегодня — это многочисленная группа работников, выполняющая важнейшие экономические и другие функции. В 2004 г. во всех ИТ-компаниях, занимающихся в России разработкой программного обеспечения (ПО), трудилось около 40 тыс. программистов[4]. Всего в российской ИТ-сфере занято около 225 тыс. человек.
В настоящее время на российском ИТ-рынке пользуются активным спросом следующие ИТ-профессии[5]: 1) программист; 2) web-дизайнер; 3) оператор ЭВМ; 4) системный администратор; 5) техник по компьютеру.
Несмотря на значительное многообразие ИТ-профессий, профессия программиста в ИТ-отрасли является базовой. В основе работы компьютеризированных систем лежит процесс программирования. Информационные компьютерные технологии породили только одну, ранее не существующую массовую специальность — программист. Нужно отметить тенденцию «размывания» специалистов. К примеру, на российской рынке труда сейчас рынке большое количество людей, позиционирующих себя именно как «программисты», однако знания их, по большому счету, — чистая теория, еще не примененная на практике.
Особенности представителей других компьютерных профессий обуславливаются, в первую очередь, образованием и культурой, сформировавшимися в рамках специального, профессионального образования. В целом понятием «ИТ-специалист» можно обозначить работника сферы информационных технологий, использующего в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей знания и навыки программирования. Поэтому мы употребляли слово "программист" в качестве его синонима.
Все вышеперечисленные профессии предполагают наличие у специалистов достаточно разнообразных и глубоких профессиональных знаний, формирующих кругозор для решения разнообразных специализированных задач. Однако потребность в ИТ-профессионалах в современных российских организациях значительно превосходит мощности высших учебных заведений. Поэтому в процессе приема на работу требования к кандидатам на вакантные должности часто ограничиваются способностью решения текущих технических проблем. Следствием подобной практики является приток в ряды ИТ-специалистов молодежи и представителей других профессий, уровень ИТ-подготовки которых оставляет желать лучшего.
|
Текущая ситуация на рынке ИТ-специалистов характеризуется существенным превышением спроса над предложением. Поиск необходимых узконаправленных специалистов может длиться месяцами, что влечет за собой убытки (порой весьма значительные) из-за вынужденных простоев или не выполненных бизнес-обязательств. Но, даже найдя необходимого специалиста, нет уверенности в том, что он оправдает ожидания компании.
Статистика неумолимо показывает — лишь 40% подчиненных устраивает своих руководителей. В отношении ИТ-менеджеров среднего звена этот процент еще ниже.
Существует такая тенденция, как отношение со стороны владельцев или руководителей бизнеса к ИТ-технологиям (особенно в малом и среднем секторе) как к второстепенной (или даже необязательной) составляющей бизнес-процессов.
В данный момент многие недооценивают роль грамотного управления ИТ-персоналом, и в скором времени именно это направление выйдет на первый план. Организация работы и использование потенциала ИТ-специалистов — сложная, но решаемая задача кадровой работы на предприятии.
|
Если ИТ оперативно следуют за изменениями бизнеса, то важно, чтобы кто-то отвечал за соответствие ИТ-персонала потребностям бизнеса.
Чтобы поведение персонала менялось, в реальном времени должно происходить управление корпоративными знаниями. То есть необходимо описать, как должен работать ИТ-отдел. Наиболее эффективный инструмент обеспечения непрерывности кадрового резерва — план развития персонала.
Многие компании идут по принципу «выращивания» нужных компетенций из числа уже имеющихся сотрудников.
Развитие персонала необходимо не только в случае «комплектации» кадров, но и для мотивации наиболее ценных ИТ-специалистов, повышения их лояльности к компании.
Анализ результативности работы персонала ИТ требует умения учитывать и личностные факторы, и уровень образования, и мотивированность сотрудников и пр. Разработка действенной системы показателей, которая бы предельно четко сигнализировала о положении дел, — задача непростая, порой требующая настоящего мастерства.
Нацеленность персонала на общий позитивный результат, уровень мотивации, обучение — вот далеко не все показатели, характеризующие эффективность персонала. Первый показатель дает представление об уровне заинтересованности и участия персонала ИТ-подразделения в решении и оптимизации задач автоматизации предприятия.