Виды: житейская и научная




житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредственного взаимодействия с реальным миром и другими людьми.

конкретность, интуитивность, ограниченность, характеризующаяся слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов; опора на наблюдения и размышления, обозначающая, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

ограниченность в материалах, свидетельствующая о том, что человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Это уже научная психология, т. е. устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности:

обобщенность,

рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

опора на эксперимент, когда научные психологические знания исследуются в различных условиях;

Житейская психология лишь развивает психологические представления, а научная - их систематизирует.

И 6 Школы современной психологии.

Психология сознания. У.Джемс об учителе

Джемс определял психологию «как описание и объяснение состояний сознания как таковых». Джемс предложил рассматривать сознание как нечто похожее на поток или речку. Мысль непрерывна. Джемс отмечал, что мысли меняются, давая толчок каждой следующей.

Джемс отмечал, что прерывность сознания есть, но она не сопровождается личной непрерывностью. Он приводил пример, когда мы просыпаемся утром, то никогда не задаемся вопросом «Кто это проснулся?». Он высказывал предположение, что дети от рождения наделены интересом и способностью к учению. Однако, успех обучения во многом, по Джемсу, зависит от учителя.

v Когнитивная психология и обучение.

Предметом когнитивной психологии являются познавательные процессы. Представители этого направления убеждены, что когнитивные процессы действуют не случайным образом, а организованным и систематизированным путем. Поэтому часто человеческая мысль рассматривается подобной компьютеру, а человек представляется как информационный процессор, который поглощает информацию из внешнего мира, кодирует и интерпретирует ее, хранит и восстанавливает.

Поэтому ими часто используется экспериментальный метод, в котором придается особое значение объективности, контролю и воспроизводимости. Кроме того, когнитивные психологии пытаются изучить прямо не наблюдаемые психические процессы с помощью гипотетических (вероятностных) моделей, часто с использованием компьютера.

Психоанализ

Это направление связано с именем Зигмунда Фрейда, создателя метода лечения неврозов и теории, объясняющей роль бессознательного в жизни человека и развитии общества. В противовес Джемсу, Фрейд считал, что сознание не столь значимо для душевной жизни человека. Лишь «Я» относится к сфере сознания, связывает внутренний душевный мир человека и внешнюю реальность.

v Гуманистическое направление психологии. А.Маслоу о современном понимании образования.

Она предлагает свой взгляд на человеческое существо как на свободное и полностью индивидуальное, с потенциалом для роста и самоактуализации.

Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908-1970).

Его основными принципами являются:

· психология могла бы заниматься субъективным, осознаваемым опытом индивида;

· придается особое значение уникальности каждого человеческого существа и свободе людей в выборе их собственной судьбы;

· человечество рассматривается как стремящееся к достижению своего потенциала – достижению максимального личностного роста без индивидуальных ограничений

· наибольшая значимость психологии могла бы заключаться в помощи людям максимально раскрыть их потенциал психологического роста;

· использование научных методов не соответствует изучению человеческих существ.

Гештальтпсихология

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения. Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: