Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений 4 глава




В целом, независимо от того, кем подготовлено и выдано задание, для идентификации здания или сооружения по признаку наличия помещений с постоянным пребыванием людей в нем должно содержаться указание на наличие таких помещений в структуре здания или сооружения.

7. В частях 7-10 комментируемой статьи установлены правила идентификации зданий и сооружений по признаку уровня ответственности, т.е. характеристикам здания или сооружения, определяемым в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения. Положения ч. 7 комментируемой статьи устанавливают три уровня ответственности, характеристика которых дана в последующих частях 8-10 комментируемой статьи.

К первому уровню - повышенному - относятся здания и сооружения повышенного уровня ответственности, а именно здания и сооружения, относящиеся к:

особо опасным, технически сложным. В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к таким объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

8) метрополитены;

9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

11) опасные производственные объекты, на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные, в соответствии с приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ. При этом не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 МПа включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 МПа включительно;

б) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

в) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

г) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры;

уникальным. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 м;

2) пролеты более чем 100 м;

3) наличие консоли более чем 20 м;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м;

5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета (ч. 2 ст. 48.1 ГрК РФ).

Третий, пониженный, уровень ответственности присущ зданиям и сооружениям:

временного (сезонного) назначения. К временные зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные, возводимые для обеспечения нужд строительства в целом, и нетитульные - для обеспечения нужд отдельного объекта (письмо Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349 "О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений"). По окончании строительства здания или сооружения временные (сезонные) здания или сооружения подлежат передислокации на новое место или ликвидации;

вспомогательного использования, связанным с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения или расположенным на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. В частности, к вспомогательным сооружениям, связанным с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, могут быть отнесены пылегазоочистные и локальные очистные сооружения, места для сбора и временного хранения разрешенных промышленных и бытовых отходов, а также устройства по обезвреживанию и утилизации отходов. Важным признаком таких зданий и сооружений является их связь с осуществлением строительства или реконструкции основного здания или сооружения, т.е. здания и сооружения вспомогательного значения также должны быть не постоянными, а временными.

Принадлежность вышеназванных зданий к пониженному уровню ответственности обусловлена относительно незначительными объемами экономических, социальных и экологических последствий их разрушения.

Отнесение зданий и сооружений ко второму уровню ответственности - нормальному - осуществляется по остаточному принципу: к ним относятся все здания, не отнесенные к первому или третьему уровню ответственности (ч. 9 комментируемой статьи).

Уровни ответственности зданий и сооружений следует учитывать также при определении требований к долговечности зданий и сооружений, номенклатуры и объема инженерных изысканий для строительства, установлении правил приемки, испытаний, эксплуатации и технической диагностики строительных объектов.

8. Все вышеперечисленные и рассмотренные в комментируемой статье идентификационные признаки зданий и сооружений должны найти свое документальное оформление. Положения ч. 11 комментируемой статьи устанавливают, где и кем должны указываться вышерассмотренные идентификационные признаки зданий и сооружений.

Прежде всего, идентификационные признаки должны отражаться застройщиком (заказчиком) в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование (подробнее о вышеназванных субъектах см. п. 6 комментария к рассматриваемой статье). Согласно ст. 758 ГК РФ договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ представляет собой документ, по которому подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Из данного договора вытекает обязанность заказчика передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, а обязанность подрядчика - соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, он вправе отступить от них только с согласия заказчика (ст. 759 ГК РФ). Таким образом, неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование (подробнее об этом см. п. 6 комментария к рассматриваемой статье). Архитектурно-планировочное задание должно содержать требования, вытекающие из прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности, соответствующие правовым нормам российского законодательства, нормативной правовой базе субъекта РФ и местного самоуправления, а также положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к строящемуся объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ, Рекомендации по составу архитектурно-планировочного задания на проектирование и строительство зданий, сооружений и их комплексов, утвержденные постановлением Госстроя России от 01.04.1998 N 18-28).

Исходя из анализа градостроительного законодательства, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может быть как сам застройщик, так и привлекаемое на основании договора застройщиком или уполномоченным им заказчиком физическое или юридическое лицо. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (закрепленных в перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

Согласно п. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация подготавливается по заданию заказчика или застройщика и представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов. Перечисленные в комментируемой статье идентификационные признаки зданий и сооружений отражаются в разделе 1 "Пояснительная записка", который в текстовой части содержит наряду с иными сведениями, определенными в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характеристику производства, номенклатуру выпускаемой продукции (работ, услуг); данные о проектной мощности объекта капитального строительства, значимости объекта капитального строительства для поселений (муниципального образования), а также о численности работников и их профессионально-квалификационном составе, числе рабочих мест (кроме жилых зданий) и другие данные, характеризующие объект капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения. Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" проектной документации содержит сведения о топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, метеорологических и климатических условиях земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; сведения об особых природных климатических условиях территории, на которой располагается земельный участок, предоставленный для размещения объекта капитального строительства; сведения о прочностных и деформационных характеристиках грунта в основании объекта капитального строительства; уровень грунтовых вод, их химический состав, агрессивность грунтовых вод и грунта по отношению к материалам, используемым при строительстве подземной части объекта капитального строительства и другие, что позволяет идентифицировать здания и сооружения по признаку возможности опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения. Идентификационный признак пожарной и взрывопожарной опасности зданий и сооружений находит свое отражение в разделе 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности". В разделе 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами" содержится документация, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, в том числе декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов, которая отражает признак принадлежности здания или сооружения к опасным производственным объектам.

Согласно комментируемой части статьи проектная документация по окончании строительства должна передаваться на хранение собственнику здания или сооружения. Однако в ГОСТ Р 21.1003-2009 "Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации", утвержденном приказом Ростехрегулирования от 30.11.2009 N 526-ст, установлено, что подлинники проектной и рабочей документации на строительство зданий и сооружений подлежат учету и хранению в разработавшей их организации, если иное не оговорено договором с потребителем (заказчиком) документации (п. 4.4).

 

Статья 5. Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) требованиям настоящего Федерального закона

1. В толковом словаре С.И. Ожегова под безопасностью понимается состояние, при котором не угрожает опасность, имеется защита от опасности*(16). Положения комментируемой статьи закрепляют, как, каким образом в соответствии с комментируемым техническим регламентом обеспечивается безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

В действующем законодательстве отсутствует единое понятие безопасности, что, возможно, обусловлено многообразием сфер и объектов, подлежащих защите от опасности. В ФЗ "О техническом регулировании" содержится определение понятия "безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации" (абз. 3 ст. 2). Согласно этому определению безопасность представляет собой состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Анализ ряда нормативных актов, регулирующих отношения по обеспечению безопасности зданий и сооружений, позволяет выделить несколько ее видов:

инженерная безопасность здания (сооружения), под которой понимается величина, характеризующая способность здания (сооружения) противостоять возможному обрушению, опасному для жизни людей (п. 3.19 ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.03.2005 N 65-ст);

конструктивная безопасность здания (сооружения). Данный вид безопасности характеризуется как комплексное свойство конструкций объекта (здания или сооружения) противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта; степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера (п. 3.2 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.03.2010 N 37-ст);

безопасность эксплуатации здания (сооружения) представляет собой такое состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (п. 3.4 ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования"). Более конкретизированное и развернутое определение безопасности эксплуатации зданий (сооружений) закреплено в п. 3.1 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния": комплексное свойство объекта противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта; степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера; совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации; нормативами по эксплуатации и степенью их реального осуществления.

В целом характеристики безопасности здания или сооружения включают в себя количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности. Требования безопасности в соответствии с комментируемой нормой распространяются не только на сами здания, сооружения, строительные конструкции, из которых они состоят, сети и системы инженерно-технического обеспечения, но и на связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

2. Основным средством обеспечения безопасности зданий, сооружений и связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) согласно ч. 1 комментируемой нормы, прежде всего, является нормативное закрепление в комментируемом законе соответствующих требованиям безопасности проектных значений:

1) во-первых, параметров зданий и сооружений;

2) во-вторых, качественных характеристик зданий и сооружений.

Параметр (норма, объем, величина, мера, размер, габариты, границы, формат) в технике рассматривается как величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы и др.*(17) Параметры зданий и сооружений, а точнее строительных конструкций, из которых они состоят, могут быть самыми разнообразными: функциональные, геодезические, динамические, деформационные и др. В соответствии с ГОСТ 26607-85 (СТ СЭВ 4416-83) "Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве функциональные допуски", утвержденным постановлением Госстроя СССР от 28.06.1985 N 102, функциональный геометрический параметр - это геометрический параметр, точность которого непосредственно влияет на эксплуатационные показатели здания, сооружения или их элемента. Динамические параметры зданий и сооружений представляют собой параметры зданий и сооружений, характеризующие их динамические свойства, проявляющиеся при динамических нагрузках и включающие в себя периоды и декременты собственных колебаний основного тона и обертонов, передаточные функции объектов, их частей и элементов и др. (п. 3.19 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния").

Качество - совокупность свойств (технико-экономических и эстетических), обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции, товара. Качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические ее свойства, конструкторско-художественные особенности, надежность и т.п.*(18) Качественные характеристики здания, сооружения, предполагают, что, прежде всего, они должны соответствовать своему назначению и обеспечивать благоприятные условия для деятельности человека: достаточную освещенность, требуемый температурно-влажностный режим и т.п. Этим требованиям должны отвечать планировка и объемы помещений, конструктивные решения, инженерное оборудование, а также внутренний и внешний вид зданий, сооружений. Здания и сооружения должны иметь необходимую прочность, устойчивость, капитальность и быть экономичными. Прочность и устойчивость здания обеспечиваются правильным выбором его конструктивной схемы, а также соответствующим расчетом и конструированием несущих элементов.

Как следует из положений комментируемой части статьи, значения параметров и качественные характеристики, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений, должны быть закреплены в проектной документации здания или сооружения, поскольку эта документация используется в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

В целом, несоблюдение требований безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и их качественных характеристик может стать причиной возникновения различных повреждений и дефектов в конструкциях зданий и сооружений. Так, например, хрупкие или усталостные трещины в основном металле могут возникать по причинам конструктивных недоработок, неправильного выбора марки стали при эксплуатации конструкций в условиях вибрационных и динамических нагрузок; расстройства болтовых и заклепочных соединений возникают в результате конструктивных недостатков, а также когда не учитывались особенности силового нагружения и т.п. (приложение И (справочное) к ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния").

Названные проектные значения должны соблюдаться в течение всего жизненного цикла зданий и сооружений, реализовываться в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддерживаться на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. Ввиду этого в проектной документации должны предусматриваться возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения и требования к способам проведения мероприятий по техническому обслуживанию, при проведении которых отсутствует угроза нарушения безопасности строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения или недопустимого ухудшения параметров среды обитания людей; минимальная периодичность осуществления проверок, осмотров и освидетельствований состояния строительных конструкций, основания, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и (или) необходимость проведения мониторинга компонентов окружающей среды, состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения; сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации здания или сооружения; сведения о размещении скрытых электрических проводок, трубопроводов и иных устройств, повреждение которых может привести к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений (подробнее об этом см. комментарий к ч. 9 ст. 15).

3. Законодательное закрепление основных требований безопасности зданий и сооружений на уровне федерального закона означает необходимость их неуклонного и обязательного соблюдения всеми субъектами, осуществляющими проектирование, а также изыскательские работы, строительство, реконструкцию, эксплуатацию и снос зданий и сооружений.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи перечисленные субъекты наряду с требованиями рассматриваемого технического регламента должны соблюдать и требования стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований комментируемого закона. В перечень национальных стандартов и сводов правил включаются национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). В перечень национальных стандартов и сводов правил могут также включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В связи с этим застройщику предоставляется право самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения (подробнее об этом см. комментарий к ст. 6).

Соблюдение требований комментируемого закона может обеспечиваться и путем применения на добровольной основе документов в области стандартизации. Для этого Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации. В частности, в настоящее время действует приказ Росстандарта от 01.06.2010 N 2079 "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", который содержит более ста национальных стандартов, применяемых на добровольной основе (подробнее об этом см. комментарий к ч. 7 ст. 6).

Правоприменители комментируемого закона должны соблюдать и требования специальных технических условий, потребность в разработке которых возникает в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены. Разработанные и согласованные в установленном порядке специальные технические условия подлежат учету в соответствующем реестре, ведение которого осуществляется Департаментом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегиона России) (подробнее об этом см. комментарий к ч. 7 ст. 6).

4. Учитывая, что требования безопасности зданий и сооружений закреплены в нормах права, неотъемлемым признаком которых является их охрана от нарушений принудительной силой государства, гарантией соблюдения установленных комментируемым законом, национальными стандартами и иными документами в области стандартизации требований безопасности зданий и сооружений выступает установленная действующим законодательством юридическая ответственность.

Так, административное законодательство предусматривает ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ). Указанная норма содержит два состава административных правонарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий). Лица, виновные в нарушении перечисленных требований, привлекаются к ответственности по данной норме независимо от наступивших последствий (формальный состав правонарушения). Диспозиция ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ предусматривает более строгие меры ответственности, обусловленные тем, что несоблюдение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: