Содержание
· Введение
· Роль архитектурных макетов в наши дни
· Направление архитектуры в XVIII веке
· Дворец Строгановых
· Создание макета
· Заключение
· Список литературы
· Приложения
Введение
В современном мире макетирование становится наиболее популярной деятельностью. Возводятся не малое количество зданий и построек, которые необходимы для комфортного проживания человека, такие как: учебные заведения, дома, квартиры и не только. Для того, чтобы создать что-либо из ранее перечисленного – необходимо заранее продумать какого оно будет размера, к какому оно будет стилю принадлежать, да и в целом, то как будет выглядеть здание, для этих целей и нужны макеты.
Однако макеты можно делать и не с целью, заранее увидеть желаемое здание. Их также создают, чтобы отразить уже сделанное, то, что в живую ты увидеть не можешь, а наблюдаешь лишь на фотографиях. Подобное может смастерить каждый в домашних условиях и, конечно, в семейном кругу. Таким образом, можно интересно провести время с родными и близкими. Я тоже захотела ощутить эту атмосферу, а так как мне симпатизирует архитектура 18 века, то решила выбрать здание именно этой эпохи.
Цель: создание архитектурного макета здания 18 века.
Задачи:
· Проанализировать литературу по теме макетирование
· Ознакомиться с архитектурой 18 века, определенными ее стилями
· Определиться, какое здание буду воссоздавать в этом формате
· Создать упрощённый эскиз
· Определиться с материалами для реализации макета
· Выполнить макет
Роль архитектурных макетов в наши дни
Макетирование – это довольно-таки сложный и творческий процесс, в результате которого возникает решение объема строящегося объекта. Учитывая современные тенденции, макеты активно используются для привлечения инвесторов, для презентационных целей, как стильный элемент интерьера, для привлечения покупателей и это даже ещё не всё, по той причине, что направлений, где используются макеты, большое количество.
|
Макеты помогают архитекторам и застройщикам быстро и наглядно ознакомить, к примеру, потенциальных заказчиков и клиентов с архитектурным проектом. Наблюдая полную картину, они понимают, во что вкладывают свои средства.
Чертежи понятны 4 из 10 людей, далеких от строительства и дизайна. А на объемном макете даже не опытный человек может рассмотреть окна, решить, удобно ли расположены подъездные пути и площадка для детей.
21 век — век быстро продвигающихся компьютерных технологий. Масса программ, помогающих в визуализации проектов. Тем самым составив большую конкуренцию макетированию вручную. Но и современная технология изготовления архитектурных макетов не стоит на месте. При составлении макетов, учитываются все нюансы строительства и риск ошибки в расчетах сводится до минимума.
Направление архитектуры в XVIII века
18 век можно назвать неким расцветом архитектуры, по этой причине наблюдается не малое количество направлений и стилей, которые ассоциируются с этим временем, но три основных направления: барокко, рококо и классицизм. В течение века происходил переход от барокко к классицизму второй половины 18 века.
Подробнее про направления:
Барокко — это один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий – с конца 16 до середины 18 века.
|
Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остаётся культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.
Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может их возвысить. Вот так в конце XVI века на территории Италии возникает барокко.
Барокко просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия. В этот период католическая церковь начала открыто и эмоционально обращаться к верующим через искусство и архитектуру. Одним из наиболее важных и масштабных способов влияния на общество было создание грандиозных церквей и соборов. Экстравагантный стиль католического барокко сильно контрастировал со строгостью и скромностью протестантских церквей. Он быстро распространился из центральной Италии во Францию, на Пиренейский полуостров и Австрию.
|
Представители барокко:
Главными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе стиль особенно ярко проявился в работе Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а в Великобритании — в произведениях Кристофера Рена.
Барочная живопись иллюстрировала ключевые элементы католических догм, либо непосредственно в библейских сюжетах, либо косвенно, в мифологических или аллегорических композициях.
Характерные черты барокко:
· Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники.
· Архитектура в стиле барокко создает зрелище и иллюзию. Таким образом, прямые линии эпохи Возрождения были заменены плавными изгибами, в то время как купола и крыши были увеличены, а интерьеры тщательно выстроены, чтобы произвести впечатляющие эффекты света и тени.
Архитектура Барокко:
· Карлскирхе, Вена (приложение 8)
Красивая церковь стиля барокко – одно из самых восхитительных зданий Вены. Храм был построен под покровительством императора Священной Римской империи Карла VI. Правитель зарекся построить церковь после страшной вспышки эпидемии чумы в начале 18-го века. Карлскирхе была построена в промежутке между 1716 и 1737 гг. На право строительства бы объявлен конкурс, в котором победил австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Но, к сожалению, так и не окончив свое произведение, архитектор умер, а его творение было закончено сыном Иосиф.
· Шёнбрунн, Вена (прилоежение 9):
Шёнбрунн – бывшая летняя резиденция династии Габсбургов, построенная в стиле позднего барокко. Точно так же, как Карлскирхе, эта австрийская версия Версальского дворца – работа архитектора Иоганна Бернхарда Фишер фон Эрлаха, хотя позже строение претерпело некоторые изменения. После распада Австро-Венгрии в 1918 году, дворец стал принадлежать республике Австрия и был, в конечном счете, открыт для общественности как музей.
· Площадь Святого Петра, Ватикан (приложения 10, 11):
Площадь Святого Петра и его колонны со 140 статуями святых – работа Джованни Лоренцо Бернини, который вместе с Франческо Борромини стал одним из известнейших архитекторов эры Барокко. Он также создал фонтан (слева) по подобию фонтана справа (построенного Карло Мадерна) с целью добиться симметрии. В центре сквера находится древний египетский обелиск, воздвигнутый в 1586 году Доменико Фонтана
Рококо — это плавный и довольно-таки детализированный стиль, который включает в себя интересного вида узоры: витиеватые, ассиметричные, а также работу с нежными и пастельными оттенками.
Возникновение стиля рококо припало на времена регентства во Франции (1715—1723). Своей вершины рококо достиг при Людовике XV, затем он распространился в Европу и доминировал там до 1780-х годов. Рококо представляет собой некое видоизмененное продолжение барокко. Новых конструктивных элементов в архитектуру этот стиль не привнес, но для получения максимального декоративного эффекта использовал старые варианты без каких либо ограничений со стороны традиций.
Изменение философии, мировоззрения, вкусов и придворной жизни повлекло за собой появление стиля рококо.
Представители Рокко в архитектуре:
Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар, Иван Аргунов, Никола Ланкре, Жан-Марк Натье, Шарль-Андре ван Лоо, Элизабет Виже-Лебрен, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Джованни Баттиста Тьеполо, Пьетро Лонги, Бернардо Беллотто, Аделаида Лабий-Гийар.
Стиль рококо демонстрирует изящные и естественные изгибы, формы и в том числе украшения, а если сравнивать данный стиль с барокко упоминаемый ранее, то можно сказать, что ему пресуше более тяжелый и темный декор, нежели, чем тоже рококо. Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille — «скальный», которое связано с декором парковых гротов и павильонов.
Характерные черты рококо:
· Компактность формы
· Грациозность орнаментов
· Мифологические орнаменты и мотивы
· Стремление к максимальному комфорту
Стиль рококо от барокко отличается тем, что он уже не такой парадный, строгий и холодный, менее готический и более светлый. В отличие от тяжелых, монументальных, напыщенных, а порой скучных форм и деталей, характерных для барокко, в рококо применяются легкие решения.
Рококо повсеместно применяли в дизайне интерьеров, нежели в архитектуре. Зачастую детали этого направления можно встретить в СПб и Ленинградской области.
Архитектура рококо:
· Шарлоттенбург, Германия (приложения 3,4):
Прекрасный дворец Шарлоттенбург находится в Берлине, на территории одноименного района. Он был построен в 1699 году по распоряжению королевы Софии Шарлотты – супруги Фридриха I. Первоначально дворец назывался Литценбург, а когда королева умерла, его по распоряжению короля переименовали в Шарлоттенбург. После основания дворец на протяжении многих лет дополнялся новыми постройками и постепенно превратился в довольно масштабное сооружение. Сегодня благодаря своему 48-метровому куполу он является одной из самых узнаваемых достопримечательностей Берлина.
· Церковь Азамкирхе, Германия (приложение 5):
Церковь Святого Иоанна, расположенная в Мюнхене, также известна многим туристам под неофициальным названием Азамкирхе. Ее строительство продолжалось 13 лет и было полностью завершено в 1746 году, сегодня прекрасная церковь является одним из самых красивых в городе памятников в стиле рококо. Изначально эта церковь возводилась как частная, ее строили талантливые местные архитекторы – братья Азам. Им принадлежало несколько домов рядом с церковью, религиозный памятник они построили так, что один из братьев из окна своего дома мог любоваться его алтарем.
· Театр Цивильес, Германия (приложения 6,7):
У поклонников театрального искусства будет возможность посетить уникальный театр Цивильес, который считается одним из самых красивых рококо-театров Европы. Он носит имя главного придворного архитектора середины 18 века, по проекту которого было построено здание театра, а также произведено его внутреннее оформление. Зал театра и сегодня украшают богатые орнаменты с различными природными и мифологическими мотивами, а еще зал отличается интересным распределением мест.
Подводя итоги ко всему вышесказанному, получается, что родоначальницей рококо стала Франции, расцвет всего этого направления пришёлся на начало XVIII века. Именно в эти времена стали возводиться здания с вычурным и достаточно детализированным дизайном, оформлением. Рококо характеризировало светскую жизнь данного времени, а именно её беззаботность, пышность, богатство, веселье и красота. Молодые люди, изображённые на картинах, выглядели счастливыми на фоне красивых пейзажей. Скульптуры, выполненные в этом стиле, показывали всю грацию и эстетику человеческого тела, каждые изгиб был изображён в полном соответствии с действительностью.
Классицизм — это один из художественных стилей в европейской культуре XVII-XIX веков, который опирается на детали древнегреческого искусства, у которого также имеются чёткие каноны.
Интерес к античному искусству в Европе появился в эпоху Возрождения, в XVII веке. Тогда художники начали копировать древнегреческих и древнеримских мастеров. Они заимствовали из старинного искусства сюжеты, композицию, принципы изображения фигур. Известными представителями классицизма в Европе были Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид.
Архитекторы работавшие в стиле Классицизм: Андреа Палладио (итальянский архитектор), Иниго Джонс, Жак-Жермен Суффло, Лео фон Кленце, Карл Фридрих Шинкель, К.И.Росси, Д.Кварнеги, И.К.Коробов, А.Д.Захаров, В.И.Баженов и другие. Примеры: Смольный институт, арх. Д.Кваренги, Санкт-Петербург, Россия, 1806-1808. Пантеон, арх. Ж.Ж.Суффло, Париж, Франция, 1755.
Характерные черты классицизма:
· Строгие пропорции
· Геометрическая простота и чёткость линий, форм
· Практичность и целесообразность
· Ненавязчивый декор
Как любой довольно-таки большой и известный стиль, классицизм затронул практически все сферы искусства, такие как: архитектура, литература, скульптура, живопись и не только. Также слово «классицизм» происходит от латинского classicus - образцовое. Предполагается, что стиль появился в Западной Европе XVII века - в первую очередь, во Франции и Италии. Именно в эпоху классицизма считается, что практически все в этом направлении должно нести в первую очередь воспитательную цель, роль. Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.
Элементы классической архитектуры:
· Симметричная композиция – обязательный элемент классики в архитектуре, тесно связанный с ордерностью. Реализованные проекты частных домов и общественных зданий были симметричны относительно центральной оси, такая же симметрия прослеживалась в каждом отдельно взятом фрагменте.
· Дизайн парадного входа включал мраморные лестницы, колоннады, фронтоны с барельефами.
Архитектура классицизм:
· Площадь Согласия в Париже. Архитектор Жак-Анж Габриэль. 18 в. (приложение 12):
Габриэль создавал и загородные особняки. Например, Малый Трианон (1762—1768 гг.) в Версальском парке - сооружение с классическим портиком, объединяющим два этажа. Это здание классицизма имеет строгие геометрические формы, небольшие размеры, низкие парапеты, украшено четырьмя лестницами, расположенными попарно. Другой знаменитый французский зодчий, возводивший здания классицизма - Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot, 1713—1780 гг.) Его работе принадлежит «Пантеон в Париже», изначально задуманный как церковь св. Женевьевы (покровительницы Парижа). В 1791 г. это здание в стиле классицизм превращено в некрополь. В плане здание имеет форму креста, венчает его купол с фонарем на постаменте, окруженном колоннами. Главный фасад украшают шестиколонный коринфский портик и фронтон
· Пантеон в Париже. Архитектор Суффло (приложение 13):
В Германии здания классицизма возводили знаменитые Карл Готтард Лангханс, Карл Фридрих Шинкель. Примерами могут служить Новая вахта (Neue Wache, 1816–1818 гг.), Старый музей (1830 г.), с которого начиналась история Берлинского Музейного острова.
Дворец Строгановых
Так как больше всего мне импонирует стиль барокко, я решила выбрать здание, подходящее под эту тему. После долгих поисков мой взгляд остановился на дворце Строгановых, и я решила, что буду делать макет именно этой постройки
Строгановский дворец – творение архитектора Бартоломео Растрелли, здание в нежно-розовых оттенках. На данный момент это здание находится в Санкт-Петербурге (приложения 1,2).
Дворец популярен, так как в нем проживал целый род семейства Строгоновых. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились в этом доме – родовом гнезде. Строгановы прославились своим богатством, по той причине, что в их имениях были: заводы, земли, тысячи крепостных и не только.
Увлекательные факты о строительстве:
· Создание дворца Строгановых – единственный случай в России, когда придворный архитектор разработал здание для частного заказчика.
· Заказчик пребывал в невероятном восторге от построенного дома, по этой причине употребил свое не малое влияние и заплатил бешеные деньги на тот промежуток времени.
· Строительство велось небывалыми темпами с 1753 по 1754 годы, что по меркам того времени невероятно.
· Императрица, посетив просто шикарный бал Строгановых, как раз-таки устроенный в честь открытия дворца, восхищенная красотой убранства, распорядилась свои именины праздновать в доме Строгановых.
Со временем интерьеры переделывали, по требованиям и потребностям владельцев, а над внутренним убранством дворца работали более двадцати архитекторов.
Как и говорилось ранее, дворец Строгановых, построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, по этой причине, хотелось бы углубиться в его биографию.
Франческо Бартоломео Растрелли — это российский архитектор итальянского происхождения, являлся академиком архитектуры Императорской Академии Художеств, архитектор, который в основном работал в стиле барокко.
Биография:
Отец Бартоломео также являлся архитектором и работал во Франции. Это было до того, как ему пришлось переехать в Петербург, забрав с собой сына, он также привлек Франческо к работе над дворцами, по этой причине, перед его глазами всегда был творческий пример и в дальнейшем он ему последовал.
Первыми оригинальными проектами Бартоломео стали дворец в Митаве и Рундальский дворец. На сегодня Рундальский дворец открыт и используется в качестве музея, а в Митавском сейчас находится Латвийский сельскохозяйственный университет.
Профессиональный расцвет Растрелли, как архитектура пришелся на елизаветинскую эпоху: за 20-летнее царствование Елизаветы I Растрелли построил для нее более двенадцати дворцов, множество соборов и роскошных домов. Вот, только когда на трон взошла Екатерина II, популярность архитектора сошла на нет, а финансовое положение в разы ухудшилось.
Со всем незадолго до смерти он стал академиком архитектуры в Императорской Академии художеств. Местонахождение могилы зодчего к большому сожалению осталось неизвестным, по ряду предположений, его похоронили в Митаве рядом с женой. Во время Второй мировой войны данное захоронение было утрачено.
Создание макета
Вот и наступает самая ответственная часть моего проекта – создание макета, заранее выбранного здания. Для начала я приступила к поиску фотографий Дворца Строгановых со всех ракурсов. Сделано это было для того, чтобы разглядеть все его детали и точно понять, что мне предстоит. Также на этом этапе можно сделать примерный эскиз, в котором упрощены детали, так как в макете будет затруднительно отобразить все.
Также важным этапом является подбор материалов. Перечислю всё, что я выбрала:
· Пеноплэкс для стен макета и других основных деталей
· Клей пистолет для плотной склейки крупных деталей и не только, также для него были приобретены дополнительные стики клея, по той причине, что его ушло не малое количество
· Плотный белый картон, также для объемных деталей, так как что-то небольшое им будет тяжко обклеить
· Белый акрил, как раз-таки для покрытий мелких деталей
· Цветная гуашь для основного покрытия цветом
На этот счет было большое количество сомнений, из-за того, что изначально я планировала взять для стен макета пенопласт, но поняла, что он мне не совсем подходит и вот почему:
1. У двух ранее озвученных материалов, имеется один общий состав, но способы изготовления разные, как и текстура. При ломании или срезе пенопласта не получится ровный и красивый скол, срез. Он будет рыхлым и совершенно не пригодным для макета, в отличии от пеноплэкса, по той причине, что у него однородная текстур.
2. Пеноплэкс более устойчив к температуре, а это значит, что этому материалу можно придавать любую текстуру при последующей обработке температурой. Тот же пенопласт плавится в разы быстрее и не поддается таким манипуляциям.
Выбрав материалы, я приступила к работе, разделив все на этапы:
1. Подготовка материала к работе (приложение 14)
Это один из самых сложных этапов в создании макета, по-моему мнению. Мне необходимо собраться с мыслями и уже примерно представить, как будет выглядеть готовый продукт. Так как в этот пункт я отнесла и подготовку деталей для склейки, а это подразумевает то, что их необходимо вырезать из общего листа.
2. Склейка стен (приложения 15-17)
Второй этап. Склеить готовые детали, стены, крышу и своего рода пол макета. Для этих целей я применяла клей-пистолет, аккуратно наносила его и склеивала две детали вместе, проверяя, хорошо ли они скрепились.
3. Оклейка и покраска макета (приложение 18)
Изначально необходимо покрыть всё белой краской, чтобы основной цвет ложился ровнее. Это касается даже более крупных деталей, которые предстоит обклеить бумагой. Потом необходимо положить основной цвет: большие детали, такие как стены, я обклеиваю цветной бумагой, а маленькие – аккуратно прокрашиваю. На этом этапе можно сказать, что макет закончен, остается только дать высохнуть краске.
Заключение
По итогам работы можно сказать, что макетирование — это полезная частичка современной культуры, которая даёт развиваться архитектуре, но также это хорошее хобби и увлекательное времяпровождение.
Благодаря этой работе я узнала больше о теме, которая нравится мне. Однако во время макетирования я также столкнулась со сложностями. Было тяжело усидеть за этим долгое время и также было тяжко с мелкими деталями, но все эти трудности не оттолкнули меня и я добилась того результата, который удовлетворяет меня и мои требования.
Литературный список
Книги:
Огюст Шуази “История архитектуры” (в двух томах)
И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова “Очерки истории архитектурных стилей”
Вальтер Гропиус “Круг тотальной архитектуры”
Роберт Вентури. «Сложности и противоречия в архитектуре»
Сайты:
Строгановский дворец (история) https://rusmuseum.ru/stroganov-palace/history/
Барокко, как стиль архитектуры https://realty-rbc-ru.turbopages.org/realty.rbc.ru/s/..
Барокко, его история https://gallerix-ru.turbopages.org/gallerix.ru/s/pedi..
Классицизм, происхождение слова https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/klassitsizm/
Рококо https://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_stat..
https://delovoy--kvartal-ru.turbopages.org/delovoy-kv..
https://delovoy--kvartal-ru.turbopages.org/delovoy-kv..
Архитектурный макет:
https://delovoy--kvartal-ru.turbopages.org/delovoy-kv..
Приложения
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложением 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18