Волго-Вятский экономический район (ВВЭР). Особенности и территориальная организация хозяйства. Транспортная инфраструктура. Основные направления развития.




 

Состав района: Кировская и Нижегородская области, республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия.

Площадь района 265,4 тыс. кв. км, население — 8,4 млн человек,

Отрасли хозяйственной специализации: точное и транспортное машиностроение, лесная и химическая промышленность, скотоводство молочного и молочно-мясного направления.

Экономико-географическое положение. Местоположение района на Волге, между экономически развитыми Центральным, Уральским и Поволжским районами, благоприятно сказывается на развитии его производительных сил.

Природные условия. Равнинный рельеф благоприятствует хозяйственному строительству. Климатические условия благоприятны для повсеместного выращивания зерновых, кормовых культур, картофеля, овощей, а на юге — и более теплолюбивых культур. Преобладают кислые дерново-подзолистые и серые лесные почвы.

Природные ресурсы. Хозяйственное значение имеют фосфориты (Вятско-Камское месторождение) торф, горючие сланцы, минерально-строительное сырье (гипс, известняки, кварцевые пески, доломиты), водные (реки Волга, Вятка, Ока и Ветлуга) и лесные ресурсы.

Население отличается пониженной долей русских (до 80%), наряду с которыми в районе проживают чуваши, марийцы, мордва, татары. Средняя плотность населения ВВЭР - 31,5 чел. на 1 кв. км. Около 70% его жителей сосредоточено в городах. Трудовые ресурсы характеризуются высокой производственной квалификацией.

Промышленность. Ведущая отрасль промышленности ВВЭР — машиностроение. В составе машиностроительного комплекса преобладают отрасли квалифицированного, точного машиностроения (производство фрезерных и деревообрабатывающих станков, электроизмерительных приборов, телевизоров, инструментов и др.), транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Транспортное машиностроение представлено в районе производством легковых и грузовых автомобилей (Нижний Новгород), автобусов (Павлово-на-Оке), самосвалов (Саранск), моторов (Заволжье), речных судов (Нижний Новгород), сельскохозяйственное — производством тракторов (Чебоксары).

Местные передельные заводы (Омутнинский, Выксунский, Нижегородский и др.) лишь частично удовлетворяют потребности района в металле. Металл в большом количестве завозится с Урала и других районов.

Стекольная промышленность (г. Бор) выпускает техническое (автомобильное) и оконное стекло, текстильная — технические и льняные ткани (Нижний Новгород).

Лесная промышленность. ВВЭР — один из главных районов лесозаготовок, лесопиления, деревообработки (производство фанеры, мебели, спичек и др.), производства целлюлозы, бумаги, картона, продукции лесохимии (канифоль, скипидар, спирты, лаки и др.). Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты находятся в Балахне, Волжске, Правдинске.

Химическая промышленность. На привозном сырье (нефть и газ) создан мощный химический комплекс, включающий производство углеводородных соединений, резино-технических изделий, автомобильных шин, искусственных кож, пластмасс, минеральных удобрений (Киров, Саранск, Дзержинск).

Топливно-энергетическая промышленность. Масштабы добычи местного топлива (торф, сланцы) и производства электроэнергии (Нижегородская и Чебоксарская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др.) не покрывают все потребности района. Много топлива (уголь, нефть, газ) и электроэнергии поступает из других районов.

Среди отраслей легкой промышленности выделяется производство кожевенно-обувных и меховых изделий (Киров).

Сельское хозяйство. Ведущая отрасль сельского хозяйства ВВЭР - животноводство. Его профилирующие отрасли — скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство. Важное хозяйственное значение имеют овцеводство (мясо-шерстного и шубного направлений), кролиководство, птицеводство и пчеловодство.

В растениеводстве велик удельный вес кормовых культур и картофеля. Основная зерновая культура — озимая рожь, основная техническая – лен. На севере района выращивают также овес и ячмень, на юге — яровую пшеницу, гречиху и сахарную свеклу.

Транспорт и хозяйственные связи. Район располагает всеми видами транспорта. При наибольшем значении железнодорожного транспорта в межрайонных и внутрирайонных перевозках велик удельный вес речного транспорта (самый высокий из всех районов). Магистральные железнодорожные линии

Москва – Нижний Новгород — Киров — Пермь,

Москва — Арзамас — Казань,

Нижний Новгород – Саранск – Пенза,

Санкт-Петербург — Котельнич – Киров — Пермь

связывают Волго-Вятский район с Центральным, Поволжским, Уральским, Северо-Западным районами. Железнодорожный транспорт тесно взаимодействует с речным (судоходные реки - Волга, Ока, Вятка, Ветлуга). Крупнейшие речные порты — Нижний Новгород, Чебоксары. Из автомобильных путей выделяется магистраль Москва — Нижний Новгород — Казань. По территории района проходит несколько газопроводов и нефтепроводов, обеспечивающих поступление нефти и газа из Поволжья, Урала и Западной Сибири (нефтепроводы из Альметьевска и газопроводы из Уренгоя к Нижнему Новгороду и др.).

Ввоз в Волго-Вятский район превышает вывоз. В район ввозятся нефть, газ, каменный уголь, прокат черных и цветных металлов, зерно и др., вывозятся лес и лесоматериалы, автомобили, станки, трактора, речные суда, бумага, картон, меховые изделия, изделия легкой промышленности, продукция химической индустрии (минеральные удобрения и пр.). В международном разделении труда район участвует в основном продукцией машиностроения, главным экспортером продукции которого выступает Нижегородская область.

 

 


 

 

Литература:

1. Экономическая география России: Учебник. изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В.Степанова. - М.: ИНФРА-М. 2007. С. 348-362

2. Экономическая география / В.П. Желтиков, Э 40 Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384 с. 13.2.6.Волго-Вятский экономический район (ВВЭР).

 

 

Вопросы:

1. Характерные особенности экономико-географического расположения.

2. Природные условия и ресурсы.

3. Отрасли промышленности.

4. Отрасли сельского хозяйства.

5. Транспорт и хозяйственные связи. Экспорт и импорт продукции.

6. Основные направления развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: