Стиль общения в летних оздоровительных центрах между воспитанниками и педагогами может быть определен, как “согласительный”, или “конвенционный” (установленный на основании конвенции – договора, соглашения).
Возникающие в летних лагерях межличностные отношения имеют в своей основе свободу мнений, настрой на отдых, юмор, игру, позитивные эмоции.
Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят – участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили руководства им.
· Приказание:
· четкая постановка цели и инструкция для ребят;
· часто проводится инструктаж;
· уточнение, как поняты ребятами конкретные задания;
· кратко с каждым исполнителем уточняются его действия;
· проверяется выполнение заданий;
· отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения;
· требовательность, но тактичность.
· Распределение и стимулирование:
· оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят;
· выявление общих интересов;
· при необходимости даются задания;
· педагог следит за тем. Чтобы задания выполнялись точно;
· похвала в присутствии других ребят;
· недостатки разбираются наедине;
· поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.
· Участие в принятии решений:
· ставится цель без уточнения способов достижения;
· ограничиваются прямые указания и контроль;
· создается система самоконтроля;
· проводятся консультации по отдельным проблемам;
· поощряются высказанные замечания;
· детям предоставляется больше самостоятельности;
· педагог контролирует ситуацию.
|
· Передача полномочий:
· оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней;
· педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости;
· контроль не ослабляется;
· соизмеряются возможности ребенка и сложность задания;
· хвалить ребят нужно как можно чаще.
Таким образом, можно выделить признаки стиля: порядок распределения обязанностей; методы подготовки, принятия и организации выполнения решений; формы контактов с воспитанниками и контроль за их деятельностью.
Реализуя определенный стиль руководства, педагог решающим образом влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в коллективе.
3) Функции воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель выполняет несколько функций:
- аналитико-прогнастическую;
- организационно-координирующую;
- коммуникативную;
- контрольную.
Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:
- изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;
- изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов - с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);
|
- анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
- анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти, в старшей - через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность - личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.
Организационно-координирующая функция предполагает:
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
|
- организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
- работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов - с воспитателями группы продленного дня;
- организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативная функция заключается:
- в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;
- в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
- в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;
- в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольные функции предполагают:
- контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
4) Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:
учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;
определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;
учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;
осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.
5)