г) Правильное понимание асара имама Малика - вознесение (аль-истиуа) известно, но как, неизвестно.




https://youtu.be/cm7wgpttFIo

 

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

 

Здесь остается отметить последний момент относительно понимания слов имама Малика, то есть во время диспута тоже затрагивался его асар. Когда пришел к нему человек и сказал: «Сказал Аллах, Свят Он и Возвышен: «Милостивый вознесся над Троном (ар-Рахман аляль-арши става)», как Он вознесся?» Имам Малик сказал: «Вознесение (Истива) известно, но как это произошло неизвестно (маджхуль), верить в это обязательно (ваджиб), а задавать об этом вопрос – нововведение (бид’а), и я вижу, что ты являешься нововведенцем, выведи же его из мечети». Вот этот вот асар люди тафуида тоже взяли в свою пользу и указали, что имам Малик имеет ввиду под этими своими словами тафуид, то, что он не понимает смыслов из смысла что такое «истава», что такое вознесся над Троном, то есть смотри как они поняли этот асар? Он говорит: «Вознесение известно», они говорят: «Известно то, что оно произошло, или известно то, что о нем имеется упоминание в Коране». Этот человек пришел и сказал «ар-Рахман `аля -арши става (Милостивый вознесся над Троном), как Он вознесся?» Матуридиты и ашариты как понимают этот асар? Они говорят: «Не имеется ввиду то, что известен его смысл. Нет! Известно то, что оно упомянуто в Коране, это вознесение», и это понимание является неверным.

И таким же пониманием понял этот асар Ибн Кудама в своей книге «Замму тауиль» на стр. 31. И ответ на это - то, что ваше понимание этого асара является глубоко неверным и сильно неправильным. Потому что этот человек прочитал аят: «Милостивый вознесся над Троном» и потом спросил: «Как Он вознесся?», - какова сущность, как это произошло в действительности, как это нам описать, не имеется ввиду какой смысл слова «вознесся»; нет! Понятно какой смысл слова вознесся, но как это произошло в действительности, как это выглядело? То есть такой вопрос задал этот человек имаму Малику и имам Малик ему ответил «Вознесение известно», если бы он имел ввиду упоминание вознесение в Коране известно, это было бы ответом этому человеку? Нет! Человек и так знает, что это слово упоминается в Коране, зачем ему отвечать таким ответом? Более того он не просто знает, а сам прочитал этот аят, поэтому такой ответ является достижением того, что и так уже достигнуто, то есть зачем отвечать таким ответом, который и так уже известен этому человеку?

Далее, и если бы понимание матуридитов действительно было бы правильным, то имам Малик ответил бы: «Упоминание вознесения в Коране известно» или бы ответил: «Извещение о вознесении известно», или бы сказал: «Вознесение упомянуто». Не сказал бы: «Вознесение известно», понятие истива известно, но вместо всех этих ответов он сказал: «Истива ма`люм» (Вознесение известно) и поведал об известности слова, которое приходит в единственном числе «аль-истива» (Вознесение) – то, что именно оно известно и не делал бы постановление об известности целого предложения – упоминание этого слова в Коране известно, то есть такого ответа имам Малик не выдавал, но сказал: «Вознесение известно». То есть, что такое вознесение известным является, не нужно задавать относительно этого вопросы, но как это произошло нам неизвестно. Потому что мы не знаем сущность тех действий или атрибутов, которые Всевышний Аллах делает, или которыми Всевышний Аллах, Свят Он и Возвышен, описывается.

 

Также доводом на то, что понимание матуридитов является неправильным – то, что имам Малик сказал: «А как это произошло неизвестно», - а если бы у этого слова значение и смысл было бы неизвестно, то нет смысла объявлять о неизвестности кайфия (сущности) этой вещи. Человек не будет отрицать сущность у вещи, у которой он не понимает даже смысл, потому что сущность отрицают только у той вещи, смысл которой известен. Потому что сущность это уже следующий этап, он следует только за пониманием смысла. И если человек отрицает сущность, то за этим понимается, что смысл он понимает, потому что если бы он не понимал смысл, то какой смысл отрицать сущность и то, каков этот атрибут в действительности, поэтому имам Малик не сказал: «Смысл истива неизвестен» или не сказал: «Тафсир истива маджхуль» (понимание что такое истива неизвестно), то есть имам Малик такое не сказал, но сказал «Истива известно», то есть его смысл понятен, что такое вознесение, каждый понимает, но как это произошло неизвестно «и задавать об этом вопрос является нововведением», о чем задавать вопрос? О сущности, о том, как произошло вознесение, является нововведением, потому что Всевышний Аллах не поведал нам о сущности этого, а раз не поведал, то является нововведением задавать эти лишние вопросы, «но верить в это обязательно», что всевышний Аллах вознесся над Троном, это что касается правильного понимания слов имама Малика.

 

[Примечание не из урока]:

Передает Яхья ибн Яхья: "Мы были в собрании Имама Малика (да смилуется над ним Аллах), как вдруг пришел мужчина и спросил Имама: "О Абу АбдуЛлах ~ Милостивый Возвысился над троном ~ как Возвысился?". Склонил Малик голову (задумавшись над вопросом), выступил пот на его лице, затем он сказал: "Возвышение,- известно; "Как?" (образ-форма этого)- невообразимо (не постижимо разумом); вера в это обязательна, а вопрос об этом,- новшество (бид`а), и я вижу ты нововведенец". Затем он приказал выдворить его". Приводит Байхаки в книге "Асмау ва Сифат" стр. 515 и в книге "И`тикад" стр. 119; так же Сабуни в книге "И`тикад асхабуль-Хадис" стр. 45; и многие другие.

 

Это предание общеизвестно от Имама Малика, и практически ни одна книга учёных Ахлю-Сунна о вероубеждениях в этом вопросе, не обошлась без упоминания этого предания. И оно ясно выражает то, что смысл "Истива" Возвышения,- известен, а образ-форма этого неизвестно.

 

А тот, кто посчитал, что смысл слов Имама "Возвышение известно", означает: подтверждено в Коране, то нет сомнения что это ошибочно, т.к. сам спрашивающий прекрасно знал это, и даже прочитал аят из Корана об этом, спрашивая "Каким образом?"

 

Сказал Муфассир Абу АбдуЛлах аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах), поясняя слова Имама Малика:

"Малик сказал, (да смилуется над ним Аллах): Возвышение известно,- то есть в языке, - каким образом неизвестно, а вопрос об этом новшество. Так же сказала Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), мать правоверных". Тафсир аль-Куртуби к 54 аяту суры аль-А`раф.

 

Сказал Имам Захаби (да смилуется над ним Аллах): "Под внешним (смыслом) подразумевается следующее: и это то, что не поддается оно толкованию, кроме того, на что указывает речевое сообщение. Как сказали Салафы (праведные предки): "Возвышение ("Истива"),- известно. Как сказал Суфьян (ибн Уейна), и другие: "Чтение их (аятов и хадисов о Сифатах) - это их толкование", так как они ясны и понятны в языке, и не нуждаются в тесноте "таьвиля" (истолкования) и изменения,- это и есть мазхаб Салафов, одновременно с тем, что в этом нет уподобления Сифатам человека, ни в какой из сторон. Так как Творец, нет Ему подобного в Сущности Его, так же нет Ему подобного в Сифатах (Качествах и Атрибутах) Его". Источник: Книга "Улув" стр. 251.

 

Приводит аль-Мула Али аль-Кари (ученик Ибн Хаджара Хайтами) слова Ибн Каийма Джавзия с его книги "Мадаридж Саликин", который говорит: "Это указывает,- имеются ввиду слова Шейха Ансари, автора книги "Маназиль Саирин",- на сохранение неприкосновенности текстов о Качествах и Атрибутах Аллаха, в прохождении их на внешнем (смысле), и убеждение в понимаемом из них, что понимают простые люди. И мы не имеем ввиду под простыми людьми, простых невежд, а имеем ввиду обычных верующих этой Уммы. Как сказал Имам Малик (да смилуется над ним Аллах), когда был спрошен о Слове Аллаха ~ Милостивый Возвысился над троном ~ Как Возвысился? И склонил Малик голову свою, и покрылось лицо его потом, а затем он сказал: "Возвышение,- известно, каким образом,- невообразимо (не постигается разумом), вера в это - обязательна, а вопрос об этом новшество", разделив между известным смыслом, и образом этого, непостижимого человеческим разумом.

 

И этот целительный и убедительный ответ от Имама Малика, общий для всех Сифатов (Качеств, Действий и Атрибутов Аллаха); Слух, Видение, Знание, Стеснение, Мощь, Желание, Нисхождение, Гнев, Милость, Смех; смысл их всех известен, а каким это образом,- невообразимо (не постигается разумом), так как постижение разумом, есть ветвь знания об образе-форме Сущности и её сути, а если это не известно, то что же говорить о постижении разумом Сифатов?

 

Затем аль-Мула Али аль-Кари говорит, комментируя эти слова: "Закончились его слова,- Ибн Каийма - прояснилось желаемое им, и стало ясно, что его убеждения согласованы с убеждениями приверженцев Истины из Салафов (предшественников), и большинства Халафов (последователей). А отвратительные оскорбления и порицания, не могут иметь места, и не в праве адресоваться ему. Поистине слова его в точности соответствуют тому, что сказал Великий Имам Муджтахид (Абу Ханифа) в книге "Фикх аль-Акбар". Источник: Книга "Миркьатуль мафатих шарх аль-Масобих" 8/217. Издательство "Дар Кутуб Ильмия" Бейрут 1422 г.

[Конец примечания].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: