Поморы на льду в лодке
Церковный раскол середины XVII века по праву считается одним из самых печальных событий российской истории. В XVIII, XIX и XX вв. можно говорить о различиях в мировосприятии, повседневной жизни между сторонниками Древлего благочестия и последователями Никона. Эти отличия оказались в значительной степени снивелированы в годы советской власти, однако, сохранились до нашего времени.
Традиционной религией Поморья были беспоповские толки старой веры, которые ныне объединились в Древлеправославную Поморскую Церковь.
Внешняя канва событий, связанных с началом раскола, выглядит следующим образом. Никон, выбранный патриархом в 1652 г., в 1654 г. на церковном Соборе в присутствии царя получил благословение на исправление церковных книг. Уже через год очередной Собор утвердил к печати текст исправленного служебника; еще через год Собор провозгласил проклятие на двуперстное крестное знамение. Действия Никона вызвали протест ряда представителей высшего духовенства, заявивших о своем несогласии с исправлением книг даже в специальном прошении на имя царя. Никон выслал противников из Москвы, но это только усилило недовольство реформой. Из разных мест России к царю поступали челобитные против новшеств, вводимых патриархом. Тем не менее, Собор 1666 г. официально признавал исправление книг и обрядов правильным. Следующий Собор 1667 г. утвердил постановление прежних Соборов об исправлении книг и проклял противников реформы, поставив их тем самым вне церкви. Наиболее видные защитники «старой веры» были отправлены в ссылку.
Сопротивление новшествам приняло более ожесточенный характер. Соловецкие монахи открыто отказались принять реформу, и писали царю, что лучше умрут за веру. Алексей Михайлович послал военный отряд; в 1676 г. монастырь пал, дав расколу мучеников. Мучеником стал и сожженный в 1681 г. протопоп Аввакум, автор ряда сочинений, в которых допущены непочтительные выпады не только против Никона и реформы, но и самого царя. Далее активная борьба за «старую веру» знаменуется выступлением стрельцов, поддержавших противников религиозной реформы, и заговором боярина Хованского (1682 г.), который пытался использовать бунт стрельцов и движение раскольников как силу, способствующую ему захватить трон. Старообрядцы приняли участие и в крестьянской войне под предводительством С.Т.Разина (1667-1671); среди лозунгов разинского восстания фигурировала и «старая вера».
Заслуга Андрея Денисова заключалась в ясном, логически и систематически составленном объяснении «старой веры», изложенном в его знаменитых «Поморских ответах». «Поморские ответы» были действительно ответами на вопросы, предложенные
ПОМОРСКАЯ СТОРОНА
синодальным миссионером и обличителем «раскола» иеромонахом Неофитом, который в порядке полемики со старообрядцами задал поморцам Выговского общежития 104 вопроса. Ответы были соборным трудом выговских отцов, но их формулировка, редакция и написание были работой, прежде всего, Андрея и отчасти Семена Денисовых.
Суть церковных нововведений
Патриарх Никон отменил традиционные поклоны на первой неделе поста, двуперстное знамение, коим осеняли себя такие знаменитые люди, как Алексей, митрополит Московский и всея Руси, Александр Невский, Сергий Радонежский, да все наши предки, и ввел «щепоть» (троеперстное). Повелел крестный ход вести с запада на восток, хотя прежде в православной церкви было хождение посолонь — по солнцу, значит... Произошел раскол. Воспротивились ему епископ Коломенский Павел, протопоп Аввакум,
VI Поморские обычаи
IS июня 1658 года в Соловецком монастыре иноки приняли решение остаться верными старым протопоп Даниил Костромской и многие
, другие, кто стремился к сохранению ста-
книгам вопреки церковным реформам
рых церковных правил, устоев. Отсюда
патриарха Никона и термин _ старообрядчество. С началом
церковной реформы называть себя помором стало крайне небезопасно, поскольку поморцами себя называли сторонники старой веры, в отношении которых осуществлялись гонения через заточение в земляные тюрьмы и жестокие казни. С этого периода в целях самосохранения многие отказались от самоназвания «помор».
Лестовка (см. фото на цветной вкладке) — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дермантиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.
VI
Поморскиеобычаи
Многое о характерных чертах любого народа могут рассказать его обычаи, обряди, особые приметы. Расскажем немного и о них.
Хорошо известна поморская традиция не бросать мусор ни в реку, ни в море.
К местам лова поморы также относились особо. На каждой тоне — избушка на МОр или реке, где летом жила и промышляла семья или несколько семей — стоял крест «HI добычу» — чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо обязательно молился. Во BJX мя летнего промысла, когда на тоне «сидели» семьями, любого прохожего встречали зяйки и кормили до отвала. Угостить случайного человека — благо, это было не ТОЛЬКО проявлением гостеприимства, но и заклинанием удачи, достатка.
При совершении купли-продажи из рук в руки передавали «пополнок» — какую им
Уда Ьпя подледного лова наваги
будь вещь («яйцо», «нож рыбьего iydl шапку), символически скрепляющую сделку.
Специальные обряды были посвящены уходу охотников на опасный зверобойным промысел. В церкви заказывали молебен «за здравие», пекли и давали с собой спецм ную пищу «ужну» и «тещник». Наличие особого названия и связь его с родовыми rp.i 111 циями («тещник» пекла теща) скорее всего, свидетельствует о придаваемом этой ниш. ритуальном смысле.
Воспоминания о зверобойном промысле сохранились в колыбельных: котику II б*Ю канье младенца обещают «белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на игрушеч! Кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя.
Самые яркие и выразительные рассказы посвящены Собачьему ручью и Пар iyi <• 111
ПОМОРСКАЯ СТОРОНА
давна он пользовался большой популярностью среди жителей Терского берега. Находится он приблизительно в трех километрах от Варзуги. Интересно, что система поклонения роднику очень похожа на обряды в марийских языческих молельных рощах. Примерно за километр от Собачьего ручья до сих пор нельзя разговаривать и смеяться, ходить туда можно только в первой половине дня...
^Был обычай, как ледоход начинается, выходить на берег — из ружей палить. В нерест покой семги оберегали. Когда рыба на нерест шла, уключины у лодки тряпицей обвора-чивали, чтобы рыбу не пугать. Летом старались не охотиться, берегли до времени, когда подрастут.
Разные сведения о жизни поморов доносит до нас большая группа топонимов, в основу которых входит слово крест. За каждым из них стоят какие-то события, трагические или радостные: обеты, данные в трудный час жизни. 'Крест обычно рубили из бревен, а при установке ориентировали строго по сторонам света, независимо от того, был ли
Типы сквера.—Typos da Nerd
Мрэевскк |
н|мшмшл1'шщ|Ш па тюлст-и. - Lps chasseurs des pljoqaps de Mi'
Кедовская лодка-ледянка на весновапьном промысле
это крест по обету или просто мореходный
знак. Крест располагали так, чтобы молившийся, став лицом к надписи на кресте, тем самым обращался лицом к востоку, а концы перекладины креста указывали направление севера и юга.
Возьмут поморы необычно богатый улов, чудом уцелеют в бурю — ив благодарность Николаю Чудотворцу ставят крест. J
В Поморье распространены обетные кресты (по-местному, — «заветные», «обветные», «обетованные»). Их ставили по обету после возвращения с моря или после болезни около домов, на берегу моря, около тонских избушек (см. цветную вкладку). Один из крестов сохранился в Нижней Золотице около дома A.M. Каплуновой. (После возвращения с моря по обету ходили на СоловкЦ
i Календарь, который поморы обычно брали с собой на промысел или в дорогу, представлял четырехгранный, шестигранный деревянный или костяной брусок длиной до полуметра. На нем чертами и зазубринами обозначались простые дни и дни праздников. Праздники имели символические обозначения. Например, дни солнцестояния
VI Поморские обычаи
обозначались высоким и низким солнцем. День, когда холод покатится обратно и I вер — санями, прилет птиц — птицей, русалий — деревом, день выгона скота MNMM Дни, посвященные Матери-Земле, содержали древний, пришедший к нам из антично. 11 > символ Земли — крест в круге. Среди знаков старых календарей оказывается НСМ знаков связанных сличной жизнью хозяина. Ряд знаков не расшифровав (см. ниши ю вкладку).
Быт и нравы поморов нашли отражение в различных паремиях, например:
Кто в море не бывал, тот Богу досыта не маливался. I
Пост — на вожжи у моря сиди.
Конь да мужик — вековой позорник (позориться — мучаться, испытывать бо мши. трудности, связанные с отлучкой из дома), баба да корова — векова домова.
У поморов исаамов распространен обычай называть реки, озера, тони иостроММ по именам людей, утонувших в этих водоемах или около них.
Неуклюжую, похожую на распластанную жабу, рыбу рявчу, испускающую страшный рев, когда ее поддевают на уду, сушили и клали под постель, когда кто-нибудь эанем! от «колотья».
Поморы-староверы совсем не употребляли спиртного.
Вековой обычай поморов — не обижать сирот, отцов которых погубило морс. 111 > актов похоронного обряда отмечаем недостаточно известный обычай ставим, и смерти в красный — Божий угол камень и веник. Потом этот веник сжигается.
Примета: если после венца молодые едут на свадебное застолье под меховым («шуб ным») одеялом — жизнь их будет безбедной.
В Поморье шейный вышитый платок — первый подарок невесты жениху, по i 11 и называют — «женихов платок».
Отмечается обычай мазать сватов глиной в случае получения отказа.
Если жемчуг, который носит женщина начнет тускнеть говорят, что ее ждет боле им. Сам жемчуг заболевает — гаснет. Были в Поморье люди способные «лечить жемчуг».
(Всегда было уважительное отношение к хлебу/Раньше в Поморье не встретишь |ч ни тишек с куском хлеба. Выскочил кто-то из застолья, дожевывая кусок, — отец или дед «Куды это кусовничать пошел, сядь наместо», да еще провинившемуся скажет: «FIoi И дишь часок». И сидит, возразить не смеет. Хлеб нарезали только стоя «Ране хлс(>\ I сижа не резали»^
Никто не прикоснется к пище прежде, чем старший, дед или отец, не подаст к нищ знак — постучит ложкой по краю миски или столешницы. Заканчивали трапеза гак К
Уху по мискам разливал повар — дежурный рыбак. Рыба подавалась отдельно на Д*р< вянном подносе. Уху начинали хлебать и рыбу «таскать» по знаку бригадира, ОН i гуЧ1 ' ложкой по краю столешницы. 1
Поморский календарь существует в различных приметах.' Считали, что на календ.---
ные праздники происходят «походы сёмги». «Так были походы-то. Вот на Иваном............
поход. Потом на Петровский, потом в Ильинский, потом на Маковей поход 14 июли, па том на Преображение 19 августа. А потом к Третьему Спасу будет поход, потом HI Во городицу, Сдвиженский, на Ивана Богослова, потом Покров Пресвятой Богородит i Михайловский поход, последний поход — Митреевский на 9 ноября. Ведь моро го '' крыто, мужики-то ловят».
Отмечено существование поморской магии. Во время первого замёта наTpi-i К) " ■ ■ лёдку бросали в море серебряные деньги-i Во время шторма в море лили масло I [< ледохода мыли лицо водой из моря. Мыть должен был другой человек. Его называли пальна крёсна/купаленка. По воспоминаниям золотичан, у многих купальной крё| ГНОЙ была Марфа Крюкова.1
'Уходя вморе, брали ссобой на хороший лов кулебяку (кулебяка — пирог i рыбой) Вдень проводов на стол клали буханку хлеба и солонку, которые оставляли до * мдум
щего дня. Рыбакам на тоню, чтобы не погибли, жёны давали ссобой морской i..................
В понедельник нельзя было выходить вморе} Существовал запрет на у час пи- и пром дах беременных женщин. Если помор погибал, то его имя давали новорожденно
ПОМОРСКАЯ СТОРОНА
продления рода». Лучше всего было начать лов тайно. Для хорошего улова брали с собой клык морского льва. Среди персонажей низшей мифологии выделяются образы лешего и водяного. Леший
VII Поморские поговорки
(лешачиха) лесная ведьма, по представ- Печорские поморы
лениям золотичан, не имеет бровей, лица лешего не видно. Он может принимать облик
родственника. Оберег от лешего — рябиновая ветка.
VII
Поморские поговорки
«В каждой избушке свои погремушки, в каждой избе свой погремок, в каждой деревне свой обиход, а везде все наше — поморско».
«В карбасу щелеватом в море не пойдешь, а в избе продувной ветром не заживешь».
«По двору да повети хозяйство-то судят» (поветь — сеновал, постройка для хранения различных вещей промыслового, сельскохозяйственного и бытового назначения)
«Трешшочку не поешь, на работе не потянешь»
«Глупее пинагора рыбы нет, а нарядиться умеет»
«И радость, и горе помору — все от моря»
«Баренцево море надоть Поморским звать, поморы его обживали»
«Море закалку дает и телу, и сердцу»
«Холодны ветречки помору не утеха»
«От взводня с разумом уйдешь, а ума нет — на дно ляжешь»
«Страх на море соображать учит, боязнь разумение отымает»
«Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом силен»
«Море пахать — рукам спокою не видать»
«Приходит смертный час и на море, а навечно лежать в землю тянет»
VIII Поморска говоря
IX Сказки на поморской говоре
«Страссь как надоело на чужой стороны. К Вологды-то стали подъежжать, я глаз из окошка не вымаю. Наши, северны дома-то. Люди-то наши, говоря-то наша.»
Ф. А. Абрамов. «Дом»
VIII
Поморска говоря
и торговый язык «моя-по-твоя»
IX