Анатомо-физиологический аспект изучения алалии.




В основе алалии — недоразвитие мозговых клеток.

Раньше (до 1980 года) считалось, что это узколокальное поражение речевых зон головного мозга (коркового конца речеслухового и речедвигательного анализаторов). Но сейчас это учение устарело, так как речевая функция имеет динамические констелляции («созвездие») в коре головного мозга (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия).

По всей коре рассыпаны ядра, которые связаны между собой, но и с зоной Брока. Аналогично: речеслуховой мозговой конец в зоне Вернике и ядра по всей коре.
Итак, еще раз: в основе алалии — недоразвитие мозговых клеток. Мозговые клетки прекратили свое развитие на стадии нейробластов. Не произошел процесс миелинизации.

В работе незрелые клетки быстро утомляются, синтез и анализ протекает несовершенно.

По локализации: (преимущественно в левом полушарии):

1. Моторная (зона Брока - в нижней лобной доле головного мозга находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей, являющейся зоной речедвигательных органов - моторики речи).Центр Брока регулирует голосовой аппарат - голосовые связки, мышцы гортани.

2. Сенсорная алалии (зона Вернике).Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, - слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки. Центр Вернике - слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь. При помощи «ассоциативного центра» мы анализируем «думаем», что говорить дальше. Все эти три центра развиваются с разной биологической мощностью. Ребенок рождается и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет. Т.е. первым формируется наиболее мощный центр Брока. Спустя несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненно важными для него, например слово «мама, дай» и т.д. Вторым формируется центр Вернике, который распознает слова. И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее хрупкий ассоциативный центр, который обусловлен воспитанием, культурологическими особенностями и т.д. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами. В норме ребенок к 2-3 годам учится синхронизировать речевые центры. А с двух до пяти лет происходит закрепление вегетативных «невральных» механизмов речи.

 

Изучение электрической активности мозга у детей с алалией выявило локальные изменения биопотенциалов преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария. Последние исследования показывают, что при алалии имеют место Нерезко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т.е. билатеральные поражения. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или затруднительной.

· Латерализация — преобладание того или иного органа из пары сенсорных органов.

· Амбидекстрия — владение правой и левой рукой одинаково.

·

 

 


 


 



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: