В ходе применения рисуночной методики «Несуществующее животное» были получены следующие данные: рисунок испытуемого (рис. 6) и ответы на вопросы пострисуночного опроса (орфография и пунктуация автора сохранены).
Рис. 6
Текст пострисуночного опроса
1. Плющелоид, класс пресмыкающиеся.
2. Живёт на суше у океана, в песочке.
3. Ворчливый, кажется он скептик.
4. Зарывается в песочек.
5. Молчит, но звуки издавать может.
6. -
7. Недовольное.
8. Нет.
9. Друзья есть.
10. Врагов нет.
11. Да, он также зарывается в песочек.
12. Тентакли душат жертву.
13. Водорослями.
14. Бьёт баклуши.
15. Любит зарываться и вырываться из песочка.
16. Бить баклуши.
17. Одно.
18. Боится хищников и быть одиноким до конца жизни.
19. Маленькое.
20. Передвигается прыжками, его ноги присасываются к поверхности.
21. 1) Не быть несуществующим.
2) Стать невидимым для хищников.
3) Бесконечный запас водорослей.
На основе анализа полученных данных была составлена таблица (Табл. 6), включающая в себя все выявленные элементы рисунка и опроса, их интерпретация, а также комментарий, отражающий степень соответствия каждой интерпретации действительности.
Таблица 6. Методика «Несуществующее животное»
Элемент | Интерпретация | Комментарий |
Фигура круга или животное, состоящее из окружностей, почти ничем не заполненных | Тенденция к сокрытию, замкнутости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, нежелание подвергаться тестированию. Некоторая незрелость. Проблемы в общении с женским полом | Частично соответствует действительности |
Рисунок явно в левой стороне листа | Импульсивность, самоуглубленность, напряженность, склонность размышлять о прошлом | Не соответствует действительности |
Рисунок расположен слева | Интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость. Частый уход от конфликтных ситуаций | Не соответствует действительности |
|
Продолжение Табл. 6
Элемент | Интерпретация | Комментарий |
Рисунок расположен в нижней части листа | Неудовлетворенность собой, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению, склонность к фиксации на проблемах | Не соответствует действительности |
Сильный нажим (жирные линии) | Тревожность, импульсивность | Полностью соответствует действительности |
Жирный контур | Нерешительность, колебания, высокая тревожность, страх проигрыша | Не соответствует действительности |
Кривой, изогнутый | Отвращение к ограничениям | Не соответствует действительности |
Наличие штриховки | Небольшая тревожность | Не соответствует действительности |
Равномерная штриховка | Сильная обеспокоенность значимостью своих ощущений, впечатлений. Важность фантазий и мечт, использование их в качестве самоутешения | Полностью соответствует действительности |
Штриховка в виде эллипсов, петель (мало острых углов) | Покорность, зависимость, отчаяние | Не соответствует действительности |
Продолжение Табл. 6
Элемент | Интерпретация | Комментарий |
Многократные поправки, стирания, разрывы контура, искажение деталей | Нерешительность, недовольство собой, с агрессивной тенденцией. Внутриличностные конфликты | Частично соответствует действительности |
Рисунки строго анфас | Прямота, стойкость, глубокое чувство незащищенности | Не соответствует действительности |
Большой рисунок с явным наличием всех органов | Завышенная самооценка, уверенность в себе | Не соответствует действительности |
Увеличенный по отношению к фигуре в целом размер головы говорит | Ценно рациональное начало, эрудиция в себе и окружающих | Частично соответствует действительности |
Положение фас (голова направлена на рисующего) | Эгоцентризм. Прямота, бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность, обидчивость, склонность к нарушению правил. Склонность к агрессивному поведению | Не соответствует действительности |
Резкая подрисовка радужки | Наличие страха/ов | Не соответствует действительности |
Крупные глаза | Грубость, черствость, демонстративность | Частично соответствует действительности |
Наличие ушей | Заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе | Полностью соответствует действительности |
|
Продолжение Табл. 6
Элемент | Интерпретация | Комментарий |
Уши маленькие | Стремление не принимать никакой критики, заглушать критику | Не соответствует действительности |
Рот с зубами | Вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызание, грубость в ответ на осуждение или порицание | Полностью соответствует действительности |
Нос в виде пятачка | Агрессия | Частично соответствует действительности |
Руки не заменены иными элементами | Рациональность | Частично соответствует действительности |
Руки прорисованы | Экстравертность | Частично соответствует действительности |
Разнообразные формы и положения ног | Своеобразие установок и суждений, самостоятельность, нонконформизм, творческое начало | Не соответствует действительности |
Солидная опора | Основательность, удовлетворенность положением, обдуманность решений и рациональность их принятия, опора на существенную и значимую информацию | Не соответствует действительности |
Небрежное соединение ног с корпусом тела | Посредственный контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями | Не соответствует действительности |
Наличие ступней | Подвижность в отношениях | Не соответствует действительности |
|
Продолжение Табл. 6
Элемент | Интерпретация | Комментарий |
Создание совершенно нового существа из разнообразных элементов, а не цельных заготовок | Творческий потенциал | Не соответствует действительности |
Латинские (книжно-научные) элементы в названии | Демонстративность (разума, эрудиции), акцентированность на деталях | Частично соответствует действительности |
На основе анализа таблицы (Табл. 6) удалось выявить ведущие индивидуальные тенденции поведения обследуемого и определить свойственные ему психологические особенности.
В целом можно говорить о нормальном развитии обследуемого – интеллект развит хорошо, аномалий в поведении и психическом развитии обнаружено не было.
Для эмоциональной сферы испытуемого характерны такие чувства как напряженность, подавленность, тревожность, а также страхи. Страхи личности нередко связаны с будущим, в частности, с боязнью остаться одиноким, тем не менее, наблюдается и тенденция размышлять и зацикливаться на прошлом, из-за наличия в нем каких-либо нерешенных проблем.
Также для обследуемого характерны нерешительность, колебания, недовольство собой, низкая самооценка, которые становятся причинами немалого числа внутриличностных конфликтов, поскольку собственные ощущения и впечатления играют важную роль для испытуемого.
У личности достаточно четко прослеживается наличие чувства незащищенности. В качестве одного из важных защитных механизмов обследуемый использует собственные фантазии и мечты, которые иногда могут быть далеки от реальности.
Если говорить о поведенческой сфере личности, стоит отметить некоторую незрелость, которая способна проявляться в импульсивности, несколько ослабленном контроле над своими решениями и выводами. Тем не менее, рациональность имеет большое значение для испытуемого, кроме этого ценится эрудиция, но нередко проявляется демонстративность, в частности данных качеств. Также характерна акцентированность на деталях.
По отношению к внешнему миру прослеживается общее чувство недовольства. В межличностных отношениях для испытуемого чаще свойственно сокрытие, замкнутость внутреннего мира, нежелание делиться с окружающими сведениями о себе. Также со стороны обследуемого нередко проявляется черствость, агрессия, в особенности словесная – грубость, огрызания, в основном на осуждения или порицания. Кроме того для обследуемого характерны прямота, стойкость, бескомпромиссность, эгоцентричность. В целом в сфере общения наблюдается тенденция испытуемого защитить свою личность, свой внутренний мир, сохранить комфорт. Несмотря на некоторую закрытость и отрицательное отношение к внешнему миру, мнение окружающих для личности очень значимо. Как отмечалось ранее, для испытуемого достаточно ценна собственная эрудиция и рациональность, подобные характеристики личность поощряет и в окружающих.