Италия.
В 1 половине 16 в. наступил кризис Возрождения (интервенция северных стран и грабеж Рима в 1527), во 2 половине – общая деградация ренессансного гуманизма. На рубеже 16-17 вв. формируется новое направление, в котором ясность классики Браманте сменяется тревожным драматизмом поздних исканий Микеланджело.
Творчество Микеланджело, отразившее конфликтность времени и обреченность его устремлений, в то же время широтой и новаторским духом своих идей ломало привычные рамки. Это – иное отношение к человеку, к миру вне его, к «героическому» образу, к космическому началу… Монументальное единство архитектуры, «космические» масштабы этого единства, воплощенные им в соборе св.Петра, нашли понимание в дальнейшем развитии эстетических представлений того времени. (Многие авторы называют Микеланджело «родоначальником» барокко)
Микеланджело наметил форму сочетания стены и ордера, в которой ритмическое движение получает дальнейшее развитие. Поиски несли в себе новое понимание тектонического образа. Он был первым и, пожалуй, единственным, кто в дебрях маньеризма, нашел пути к новому образному строю.
Палладио (стена-колонна в палаццо Капитано) – классик верен гармонии покоя классического ордера.
Понятие природы и отношение к ней становится другим. 16 в. включил в сферу архитектурного творчества область природы. Изменяется понимание связи архитектуры и природы – развитие внутреннего пространства, движение пространства и его растворение во вне.
Преодоление статичного начала – условие выразительности архитектуры.
Центрическое сменяется протяженным, круг – эллипсом, квадрат – прямоугольником, стабильность и четкость ясных, уравновешенных пропорций – изменениями ритмического пропорционального строя.
|
Переход к новой трактовке тектонической формы, единству стены и ордера.
Сложные пластические и пространственные трансформации ордера, к которым приходит архитектура барокко, закономерно вытекают из новой тектонической природы архитектурных построений. Суть ордерной концепции барокко в том, чтобы декоративное применение ордера подчинить тектонической правде сооружения, стеновой массив которого приобретал качество доминирующей архитектурной формы. Тектонические массы здания, уподобляясь пластическому телу, стремятся охватить пространство. Границы стираются, и рождается единое сложное пространственное целое.
Итальянское барокко начинается с фасада церкви Иль Джезу. Эта схема композиции церковного здания получила распространение в церковной архитектуре 17-18 вв. под названием «Иезуитский Стиль».
Папская церковь в сложный период распада пыталась воссоздать величие и великолепие Рима, но уже как мировой столицы католицизма. Поэтому великие произведения барокко
создавались «ad majorem Dei gloriam» - «К вящей славе божьей». Но это были не только церковные здания.
Типология – палаццо духовной и светской знати, парковые ансамбли вилл (где архитектура становится самой природой).
Дворцы и виллы итальянского барокко являются дальнейшим развитием типа этих сооружений эпохи Возрождения.
Характерная планировочная схема ренессансного палаццо в виде замкнутого каре с внутренним жилым двором не была созданием этой архитектуры.
|
Пройдя длительный путь эволюции от античности к рубежу 14-15 вв., эта схема приобретает черты, особенно в богатых палаццо Флоренции, зрелой системы, которую и сохранят Ренессанс, создавая в середине 15 в. свой классический тип жилого палаццо.
В. пытается раскрыть пространство внутреннего двора (палаццо Фарнезе в Риме), не нарушая традиционность формы замкнутого каре.
Во 2 половине 16 в. вся роскошь палаццо была спрятана за показным аскетизмом благородной, но сдержанной до скупости, почти глухой глади стены фасада.
Барокко создает новую раскрытую композицию крупного городского дворца (палаццо Барберини в Риме). Тенденции к раскрытию двора заложены в Генуе Алесси.
Центральным ядром здания становится очень развитая парадная группа входа в главный, торжественный зал.
Появляется парадный подъездной двор для въезда карет.
Эти признаки отражают общую тенденцию в эволюции дворцового типа зданий 17 в., характерную для всей архитектуры абсолютизма.
В начале 17 в. Рим начал планировочную реконструкцию.
В конце 2 десятилетия 17 в. наступил перелом – от тяжелых, лишенных свободы форм раннего барокко с его отказом от декоративной пластики, суховатыми, подчеркнуто плоскими пилястрами (Иль Джезу) к новой образности. Архитектура динамично подвижна, массы пластичны, формы более воздушные. Вновь – античная классическая круглая колонна. И это – в жилом палаццо.
В виллах барокко раскрывается существенный аспект – стремление к расширению взаимодействия архитектуры и природы.
|
Самое главное явление архитектуры барокко в Италии – город Рим, его улицы и площади, его градостроительное целое, приобретенное в эпоху барокко посредством реконструкции, начатой в 1585 г.
Умный и дальновидный политик папа Сикст V понимал, что Рим – столица папской державы, должен стать и вершиной градостроительного устройства.
Поиск новой пространственной организации города ведется с учетом реальных условий топографии, масштаба, исторически сложившейся структуры.
Вырабатывается новая планировочная система главных улиц Рима с учетом четкости и выразительности архитектурных пространств.
Новая планировочная система была необходима для реализации ансамблевых композиций в архитектуре.
Наиболее высокие достижения Рима лежат в области архитектурных ансамблей.
Барочный ансамбль – взаимодействие объемов с пространством.
Барокко переносит пространственные закономерности отдельного сооружения в градостроительную сферу архитектуры.
Классическим примером является площадь св.Петра в Риме.
Для барочной концепции ансамбля характерно пространственное развитие, движение пространства к осевой доминанте целого, как правило, фасаду церкви.
Барочное пространство – возрастающее движение, развертывание наиболее впечатляющих зрительных перспектив, которые завершаются в стенах храма.
Зрелищное, сценическое начало присуще приемам архитектуры барокко.