Кейс «Научный руководитель»
Описание ситуации
Студент-бакалавр А., начиная с 1-го курса, работал с одним научным руководителем – доцентом Б.: писал под его руководством курсовые работы, статьи, готовил доклады для участия в студенческих конференциях. Студент А. учился хорошо, неоднократно становился призером конкурсов студенческих проектов и научных работ, планировал поступать в магистратуру. Доцент Б. очень ответственно относился к обязанностям научного руководителя, регулярно консультировал студента, информировал о предстоящих студенческих конференциях и иных научных мероприятиях. В начале четвертого курса между студентом А. и научным руководителем произошел конфликт. Доцент Б. рекомендовал к участию в международном конкурсе другого студента-бакалавра С., обучающегося на третьем курсе, аргументируя это тем, что С. демонстрирует большую самостоятельность в процессе исследования и оригинальность мышления. Студент А. решил выполнять выпускную квалификационную работу под руководством другого преподавателя кафедры – доцента Ю. Однако доцент Ю., отказал студенту в научном руководстве, аргументируя это тем, что подобные решения может принимать только зав. кафедрой. Зав. кафедрой не подписал заявление студента о смене научного руководителя. Студент А., не найдя поддержки на кафедре, обратился за советом к тьютору по воспитательной работе, с которым за годы обучения у него сложились доверительные отношения.
Вопросы и задания
- Можно ли избежать конфликта между преподавателями, преподавателем и студентом, наконец, сохранить у студента желание заниматься дальнейшей научной работой?
- Какую позицию, с Вашей точки зрения, должен занять тьютор?
- Предложите возможные пути решения проблемы.
Материалы к кейсу
Из «Положения о выпускной работе выпускника Российского университета дружбы народов»
Выпускная работа бакалавра
2.1. По своему назначению, срокам подготовки и содержанию выпускная работа бакалавра является учебно-квалификационной. Выпускная работа бакалавра должна быть связана с разработкой конкретных теоретических вопросов, являющихся частью научно-исследовательских работ, проводимых кафедрой, с экспериментальными исследованиями или с решением прикладных задач.
2.2. Выпускная работа бакалавра является самостоятельным исследованием или выполняется в составе коллектива научной лаборатории, отдела, группы и др., тематика научных исследований которого включает в себя тему выпускной работы. В последнем случае в выпускной работе должен быть отражен в обязательном порядке личный вклад автора в результаты коллективной работы.
2.3. Выпускная работа бакалавра выполняется на 4-5 годах обучения (8-9 академические семестры). Затраты времени на подготовку выпускной работы бакалавра определяются учебным рабочим планом и графиком учебного процесса соответствующей образовательной программы бакалавриата.
2.4. Тематика выпускной работы бакалавра определяется в соответствии с перечнем дисциплин профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта соответствующего направления. При выборе темы выпускной работы студенты должны учитывать имеющийся опыт своей профессиональной деятельности, проблемы и специфику региона (страны), в котором они постоянно проживают.
Темы выпускных работ бакалавров разрабатываются выпускающей кафедрой (учебным институтом) и утверждаются заведующим кафедрой (директором института) в виде отдельного распоряжения.
2.5. При выполнении выпускной работы заведующий кафедрой (директор учебного института) назначает научного руководителя работы из числа преподавателей и научных сотрудников кафедры (института), как правило, имеющего ученую степень или звание. По предложению руководителя выпускной работы, в случае необходимости, кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной работы из числа сотрудников других кафедр (факультетов) университета.
2.6. Выпускная работа, оформленная в виде рукописи, представляется в Государственную аттестационную комиссию не менее чем за 1 неделю до назначенного срока защиты. Для проведения защиты комиссия назначает одного рецензента из научно-педагогических сотрудников кафедры. При необходимости в качестве рецензентов могут привлекаться сотрудники смежных кафедр факультета и других организаций. По итогам рассмотрения выпускной работы рецензент представляет в комиссию письменный отзыв.