Поверочный расчет и построение тяговой части паспорта проводим в последовательности:
1. Составляем таблицу 4.2 исходных и расчетных значений показателей на всех передачах переднего хода.
2. Вписываем в таблицу 4.2 из таблицы 4.1 графически проверенные значения показателей внешней скоростной характеристики двигателя (n, Ме, Gт, Nе, ge и ηе).
Таблица 4.2 - Исходные и расчетные значения показателей тяговой динамичности автомобиля ________ при kw = 0,3 Н∙с2/м4, F = 3,162м2, mo = 2070т, λо = _______, λq = ________,
rк = 0,338, φос = ________
Шины | 225/75R16, | B | Δ,% | d | коэфф. Смятия | Ширина, м | 2,08 | |||||
Ⅰ | 4,155 | 0,75 | 0,8 | Высота, м | 1,9 | |||||||
Ⅱ | 2,265 | r к | 0,338 | |||||||||
Ⅲ | 1,428 | U, тр | U, тр пониж | кпд, повыш | КПД, пониж | Kв, коэффицент оптикаемости | mа, масса авто | |||||
Ⅳ | 1 передача | 17,07705 | 33,12948 | 0,922222665 | 0,867719 | легковой | 0,3 | |||||
Ⅴ | 0,88 | 9,30915 | 18,05975 | 0,922222665 | 0,867719 | F, площадь | g | |||||
Раздаточная коробка | 5,86908 | 11,38602 | 0,922222665 | 0,867719 | легковой | 3,1616 | 9,8 | |||||
4,11 | 7,9734 | 0,980149501 | 0,922223 | |||||||||
1,94 | 3,6168 | 7,016592 | 0,922222665 | 0,867719 | ||||||||
Главная пара | 4,11 |
передача понижинная | uтр | n, | υт, | Ме, | ηтр | Рко, | Рw, | Do | Gт, | Nе, | ge, | ηе |
мин-1 | м/с | кН∙м | кН | кН | кг/ч | кВт | г/кВт∙ч | |||||
1 передача | 17,077 | 1,664 | 0,200 | 0,922 | 9,326 | 1,578 | 0,000382 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
3,431 | 0,208 | 9,703 | 3,254 | 0,000318 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
5,199 | 0,218 | 10,133 | 4,931 | 0,000256 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
6,186 | 0,210 | 9,790 | 5,868 | 0,000193 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
7,174 | 0,208 | 9,672 | 6,805 | 0,000141 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
9,150 | 0,198 | 9,200 | 8,678 | 0,000026 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
9,566 | 0,195 | 9,061 | 9,073 | -0,000001 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 | ||||
2 передача | 9,309 | 3,052 | 0,200 | 0,922 | 5,084 | 2,894 | 0,000108 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
6,294 | 0,208 | 5,289 | 5,970 | -0,000034 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
9,537 | 0,218 | 5,524 | 9,045 | -0,000174 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
11,349 | 0,210 | 5,337 | 10,764 | -0,000268 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
13,160 | 0,208 | 5,272 | 12,482 | -0,000355 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
16,784 | 0,198 | 5,015 | 15,920 | -0,000538 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
17,547 | 0,195 | 4,939 | 16,643 | -0,000577 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 | ||||
3 передача | 5,869 | 4,840 | 0,200 | 0,922 | 3,205 | 4,591 | -0,000068 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
9,983 | 0,208 | 3,335 | 9,469 | -0,000302 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
15,126 | 0,218 | 3,482 | 14,347 | -0,000536 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
18,000 | 0,210 | 3,365 | 17,073 | -0,000676 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
20,874 | 0,208 | 3,324 | 19,799 | -0,000812 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
26,622 | 0,198 | 3,162 | 25,251 | -0,001089 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
27,832 | 0,195 | 3,114 | 26,398 | -0,001148 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 | ||||
4 передача | 4,110 | 6,912 | 0,200 | 0,980 | 2,385 | 6,556 | -0,000206 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
14,256 | 0,208 | 2,482 | 13,522 | -0,000544 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
21,600 | 0,218 | 2,592 | 20,488 | -0,000882 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
25,704 | 0,210 | 2,504 | 24,380 | -0,001078 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
29,809 | 0,208 | 2,474 | 28,273 | -0,001272 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
38,017 | 0,198 | 2,353 | 36,058 | -0,001661 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
39,745 | 0,195 | 2,318 | 37,697 | -0,001744 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 | ||||
5 передача | 3,617 | 7,855 | 0,200 | 0,922 | 1,975 | 7,450 | -0,000270 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
16,200 | 0,208 | 2,055 | 15,366 | -0,000656 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
24,546 | 0,218 | 2,146 | 23,281 | -0,001042 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
29,210 | 0,210 | 2,073 | 27,705 | -0,001263 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
33,873 | 0,208 | 2,048 | 32,128 | -0,001483 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
43,201 | 0,198 | 1,949 | 40,975 | -0,001924 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
45,164 | 0,195 | 1,919 | 42,838 | -0,002017 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 |
передача понижинная | uтр | n, | υт, | Ме, | ηтр | Рко, | Рw, | Do | Gт, | Nе, | ge, | ηе |
мин-2 | м/с | кН∙м | кН | кН | кг/ч | кВт | г/кВт∙ч | |||||
1 передача | 33,129 | 0,858 | 0,200 | 0,868 | 0,441 | 0,813 | -0,000018 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
1,769 | 0,208 | 0,946 | 1,677 | -0,000036 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
2,680 | 0,218 | 1,496 | 2,542 | -0,000052 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
3,189 | 0,210 | 1,720 | 3,025 | -0,000064 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
3,698 | 0,208 | 1,971 | 3,507 | -0,000076 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
4,716 | 0,198 | 2,391 | 4,473 | -0,000103 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
4,931 | 0,195 | 2,462 | 4,677 | -0,000109 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 | ||||
2 передача | 18,060 | 1,573 | 0,200 | 0,868 | 9,279 | 1,492 | 0,000384 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
3,244 | 0,208 | 9,655 | 3,077 | 0,000324 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
4,916 | 0,218 | 10,083 | 4,663 | 0,000267 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
5,850 | 0,210 | 9,741 | 5,548 | 0,000207 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
6,784 | 0,208 | 9,624 | 6,434 | 0,000157 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
8,652 | 0,198 | 9,155 | 8,206 | 0,000047 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
9,045 | 0,195 | 9,016 | 8,579 | 0,000022 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 | ||||
3 передача | 11,386 | 2,495 | 0,200 | 0,868 | 5,850 | 2,367 | 0,000172 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
5,146 | 0,208 | 6,087 | 4,881 | 0,000059 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
7,797 | 0,218 | 6,357 | 7,395 | -0,000051 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
9,279 | 0,210 | 6,141 | 8,800 | -0,000131 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
10,760 | 0,208 | 6,067 | 10,206 | -0,000204 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
13,723 | 0,198 | 5,772 | 13,016 | -0,000357 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
14,347 | 0,195 | 5,684 | 13,607 | -0,000391 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 | ||||
4 передача | 7,973 | 3,563 | 0,200 | 0,922 | 4,354 | 3,379 | 0,000048 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
7,349 | 0,208 | 4,530 | 6,970 | -0,000120 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
11,134 | 0,218 | 4,731 | 10,561 | -0,000287 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
13,250 | 0,210 | 4,571 | 12,567 | -0,000394 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
15,365 | 0,208 | 4,516 | 14,574 | -0,000496 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
19,596 | 0,198 | 4,296 | 18,587 | -0,000704 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
20,487 | 0,195 | 4,231 | 19,431 | -0,000749 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 | ||||
5 передача | 7,017 | 4,049 | 0,200 | 0,868 | 3,605 | 3,840 | -0,000012 | 0,301 | 16,822 | 286,364 | 0,286 | |
8,351 | 0,208 | 3,751 | 7,920 | -0,000206 | 0,289 | 36,100 | 280,909 | 0,291 | ||||
12,653 | 0,218 | 3,917 | 12,001 | -0,000398 | 0,257 | 57,120 | 264,545 | 0,309 | ||||
15,056 | 0,210 | 3,785 | 14,281 | -0,000517 | 0,257 | 65,670 | 264,545 | 0,309 | ||||
17,460 | 0,208 | 3,739 | 16,561 | -0,000632 | 0,251 | 75,238 | 261,818 | 0,313 | ||||
22,268 | 0,198 | 3,557 | 21,121 | -0,000866 | 0,273 | 94,100 | 272,727 | 0,300 | ||||
23,281 | 0,195 | 3,503 | 22,081 | -0,000916 | 0,295 | 93,981 | 283,636 | 0,288 |
Значения скоростей υ1, 21м/с, значения скоростей υ2, 8м/с
3. Рассчитываем пять текущих значений КПД ηтр по формуле (4.25) при Nе > 0 и вписываем полученные результаты и найденные передаточные числа трансмиссии uтр в таблицу 4.2.
4. Определяем расчетом по формуле (3.2) при δ = 0 по шесть текущих значений теоретической скорости υт на каждой передаче и вписываем полученные результаты в таблицу 4.2.
5. Чертим на листе ватмана формата А1 (841х594мм) левое поле 250х250мм, средние верхнее (400х250мм) и нижнее (400х125мм) поля и правое поле 100х250мм, масштабные «сетки» и шкалы согласно рисунку 1 Приложения А.
6. Выбираем удобный масштаб эффективной мощности двигателя и строим на нижнем среднем поле графики Nе = f(υт) и ηе = f(υт) в масштабе скоростей υт и υа 1м/с в 1см.
7. При выбранном значении коэффициента kw = _0,3 Н∙с2/м4 находим постоянное значение фактора обтекаемости в кН∙с2/м2:
-легкового автомобиля -
kwF = 0,8∙Вг∙Нг∙kw∙10-3 (4.26)
или грузового автомобиля –
kwF = Вг∙Нг∙kw∙10-3,
где В – ширина колеи передних колес, м;
Вг – габаритная ширина автомобиля, м;
Нг – габаритная высота автомобиля, м.
8. Измеряем у неподвижного порожнего и полностью груженого автомобиля 0,338м среднее расстояние rст от центров ведущих колес до поверхности ровной дороги и принимаем необходимое для расчетов значение радиуса качения без скольжения (ГОСТ 17697-72) rк = rст = 0,338 м.
9. Определяем расчетом по формулам
, (4.27)
Рw = kw∙F∙ υт2, (4.28)
(4.29)
по шесть значений полной окружной силы ведущих колес Рко, силы сопротивления воздуха Рw и динамического фактора снаряженного автомобиля Dо по двигателю при Ме > 0 на всех передачах переднего хода и на верхнем среднем поле листа 1 строим графики Do = f(υт).