Психология художественного творчества
Определение понятия «творчество». Определение креативности. Различие между понятиями «творчество» и «креативность».
Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое, которое отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической значимостью.
Неповторимость-никогда не было в природе либо в личном опыте конкретного индивида.
Творчество может быть глобальным(нечто новое в мире, стране) или локальным(нечто новое для индивида).
Оригинальность- первородность
Общественно-историческая значимость-продукт очень важен для группы, страны, мира.
Творчество-создание нового оригинального, уместного в данной социокультурной ситуации.
Творчество-это процесс создания нового.
Соотношение наследственности и влияния среды в развитии креативности (теория Scarr и McCartney.
Человек рождается с определенными задатками – анатомо-физиологические; особенности мозга и н.с. строение человека, которые под влиянием внешней среды развиваются в способности.
Высокий уровень способности – талант, одаренность.
Наивная» и зрелая креативность.
Наивная только в детстве, тк мало знаний, падает с первого класса, с 3 его развивается, но не у всех 10-11%. Зрелая креативность связана с мотивацией.
Теория креативности Р. Стернберга. Компоненты структуры креативности.
Инвестиционная теория, как называет её Роберт Стенберг
Всего 6 компонентов
1. Интеллектуальные способности (умственные)
3 типа:
- аналитическая (разделение целого на части, исследование частей и структуры взаимодействия частей) – это способность оценивать какие идеи стоят того, чтобы их разрабатывать, а какие нет, а также это способность выделять ресурсы для решения.
- синтетическая способность. (синтез – слияние в единое целое) – это способность видеть проблемы и избегать привычного способа мышления, способность комбинировать информацию новым способом.
- практический интеллект – это способность убеждать других в ценности идеи, а также способность решать повседневные задачи.
Эти три способности должны быть представлены равным образом (по 33% каждый), но такого почему то блин не бывает.
Если преобладает синтетическое мышление, то человек гений!!, точнее, генератор идей.
Если преобладает аналитическое мышление, то человек хороший, конструктивный критик.
Ну а если практический преобладает, то все, человек способен убедить в ценности идеи, когда на самом то деле идея фуфло.
2. Знание
Чтобы что-то придумать в какой-либо области, то нужно в ней хоть что-то знать. Но если у человека много знаний в какой-либо области, то у него сформировывается стереотипов мышление .
3. Стиль мышления
Это предпочтение думать по новому, умение замечать то, что не замечают другие, умение самостоятельно ставить и решать проблемы, независимое мышление от влияния стереотипов и внешнего влияния сомнения в общепринятом, так то!
4. Личностные качества
1) Что надо иметь для творческого мышления – эт любознательность
2) Разумный риск
3) Способность длительное время терпеть неопределённость
4) Высокая работоспособность
5) Открытость миру (способность видеть проблему) и т.д.
5. Мотивация
Бывает внешняя и внутренняя. Внешняя – это деньги, оценка, власть, слава, больше славы! А внутренняя (она свойственна больше творческим людям) – когда нравится сама деятельность и не нужно никаких богатств.
6. Влияние внешней среды
Наш Стенберг считал, что атмосфера должна быть дружественная по отношению к творческому человеку.
Виды деятельности и творчество.
Все виды деятельности можно разделить на 4 вида:
1.Научная
2. Материально-техническая
3. Организация и управление людьми
4. Собственно-творческая деятельность
У каждого из этих видов есть свой творческий продукт:
1.В научном- открытие(новые знания о том, что существовало всегда, но мы не знали об этом)
2. В материально-техническом- изобретение(новый способ решения задач(проблемы))
Открытием можно только пользоваться, а изобретение можно модернизировать дальше
3. В организации и управления людьми- новый способ взаимодействия адекватной ситуации
4. В собственно-творческом- каждый продукт должен быть творческим(не повторяться)
Связь творчества с интеллектом и воображением.
Интеллект и креативность.
Торренс - входил в рабочую группу Гилфорда.
Он считал, что высокое IQ не означает, что креативность высокая.
Айкью является необходимым, но недостаточным условием для проявлением креативности.
Если Айкью низкое, то и креативность низкая
Высокая креативность начинается со 120 айкью.