Понятие поисковой активности. Ее значение для творчества.




Поисковая активность- активность, направленная на изменение ситуации, или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза, результатов этой активности, но при постоянном учете достигнутых промежуточных результатов.

Поведение проблемных ситуаций:

1. У животных: агрессия или бегство в стрессовой ситуации, т.е. попытка преодолеть стрессовую ситуацию, но нет уверенности в успехе.à активно-оборонительное поведение

2. У человека: он планирует, фантазирует, ищет выход из проблемной ситуации à активно-оборонительное поведение(АБП)

Противоположность АБП есть пассивно-оборонительное поведение(ПОП)- отказ от выхода проблемной ситуации(можно приучить).

Поисковая активность- сохраняет физическое здоровье и у животных и у человека. Поисковая активность связана с прошлым опытом, с интуицией и опытом духовной жизни(прочитанные книги, просмотренные фильмы, семейные легенды и тд.). Отказ от поиска вызывает соматические заболевания (связанные с телом). В концлагерях выживали люди с высокой поисковой активности. Поисковая активность восстанавливается во сне, а именно в быстрой фазе сна, связана с прошлым опытом. Предпосылкой поисковой активности является врожденный ориентировочный рефлекс(это организация исследовательского поведения при какой-то ситуации). Но поисковая активность развивается при адекватном воспитании на ранних этапах развития, т.е. в детстве.

Эксперимент с людьми:

Состоял из 2 этапов

1. Набирают группу испытуемых и дают серию из нерешительных задач.

Была выдвинута гипотеза:

Обучение беспомощность формируется, когда подавляется мотивация и деятельность, поэтому нужно дать осуществить, что успех может быть впереди.

2. Рассказывают все группе и набирают новую группу и делят на 2 подгруппы:

1-й подгруппе дают задания, которые решаются

2-й подгруппе дают задания, которые решаются 50/50.

Потом объединяют в одну группу и им дается серия нерешаемых задач, а после дают задачу средней трудности, была решена второй группе(т.к. нерешение успешности была).

 

Понятие обученной беспомощности. Факторы преодоления этого феномена.

Обученная беспомощность(ОБ), когда на разных этапах развития подавляется ведущая деятельность.

Подавление игровой деятельности(3 года) вызывает задержку в развитии.

Гиперопека ребенка- родители делают то, что ребенок может и сам сделать.

В комплекс ОБ входят:

1. Эмоциональная неустойчивость

2. Возбудимость

3. Робость

4. Склонность к чувству вины

5. Низкая самооценка

6. Уровень притязаний

7. Равнодушие, пассивность

8. Отсутствие увлеченности каким-либо делом.

ОБ имеет тенденцию генерализации. Возникнув в одной сфере, переносится в другие.

Репрессивную нагрузку несет религия.

Возникновение ОБ в России через сказку поощряют(вырабатывает ОБ).

Структура психики.

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

20%сознание

80%подсознание и бессознательное

Фазы творческого процесса. Содержание каждой фазы, доминирующие уровни психики.

Творчество необходима для каждого человека.

Существует много фаз творчества, но мы изучим 3:

1. Пусковой(запускаем творческий процесс)- начало этой фазы- видение проблемы; заканчивается – формированием идеи, замысла. Доминирующий уровень-сознание.

2. Поисковая(ищется решение проблемы)- начало этой фазы- осознание этой проблемы; заканчивается- нахождением решений. В начале- желание найти решение проблемы, заканчивается –конкретным решением проблемы. Доминирующий уровень психики- бессознательное, которое ищет решение и сознательное- говорит решение.

3. Значительная(не уверенна) (выполнение решения). Доминирует – сознательное и подсознание(все наши операции). Начало- осуществление решений, заканчивается- оценка решений.

Подсознание отвечает за стратегии решения.

На 2 фазе(поисковая) есть 2 феномена:

1. Инсайт(в переводе-озарение)-это внезапное появление решения проблемы. Признаки(замирание на 1-2 с)

2. Инкубационный период –это период времени, когда человек на сознательном уровне не работает над проблемой, а в это время над проблемой работает его бессознательное. Желание решать проблему приближает инсайт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: