Теоретические основы для проведения тренингов
Тренинг, по сути – это любая система тренировок с целью совершенствования в различных областях жизни, а также для снятия с кого-либо отрицательного воздействия.
В психологическом контексте, тренинг можно определить как систематическое упражнение, направленное на выявление и последующее формирование психических свойств личности: познавательных, волевых, эмоционально-чувственных и т.д.
В основе разработки тренинга лежат экспериментально доказанные знания о психологических закономерностях развития личности и групповых процессах. При этом участие в тренинге - это всегда "живой" опыт, а не посещение лекций и не получение "сухих" теоретических знаний.
Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека "сдвинуться с мертвой точки" и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
Особенности формата тренинга:
- Краткосрочность обучения: от нескольких часов до нескольких дней;
- Групповое обучение (в идеале, 12 человек – возможность создать эффективную коммуникацию между участниками)
- Интенсивный характер обучения и обилие упражнений, способствующих формированию деловых, личностных качеств личности, умений человека и т.д. (В этом отличие тренинга от семинара)
Роль тренера:
От ведущего или тренера требуется выполнения разнообразных функций. Обязательными являются:
|
· определение назначения и тематики тренинга
· разработка программы тренинга
· подбор и формирование группы участников
· выработка вместе с участниками правил и норм поведения в группе
· создание и поддержание в группе атмосферы доверия, творчества и экспериментирования, поддержки и взаимопомощи
· организация и проведение тренинговых процедур и упражнений
· организация и проведение рефлексии полученного опыта
· оперативный анализ эффективности использованных методов, процессов групповой и индивидуальной динамики с целью корректировки программы тренинга, определения ее частных подзадач
· оказание участникам оперативной психологической помощи (консультативной, терапевтической и т.п.).
По Кислингу-Зонтагу выделяют 7 классических тренерских ролей: учитель, эксперт, партнер по обучению, модератор, «спарринг-партнер», коуч, сопровождающий.
Роль | Функция | Риски |
Учитель | Профессионал в сфере работы с документами и в выборе методов работы; умеет наглядно показывать применение знаний. Дает ориентацию в ситуации и уверенность. | Планы хода события доминируют над потребностями участников; школьные поучения мешают восприятию в группе и достижению целей обучения. |
Эксперт | Дает информацию и советы; профессиональные компетенции и опыт; знает технику и теорию; хорошее общее образование позволяет комментировать большое количество различных тем, сфер. | Иногда основательные знания или длинные монологи могут сделать участников пассивными, смутить их или сделать агрессивными. |
Партнер по обучению | Любопытен к вопросам, ответам и взаимному обучению; старается приспосабливаться к участникам, может и сам воспринять совет; чувствительно реагирует на динамику отношений в группе. | Если возникнет страх при неизбежном конфликте, тренинг от него может «ускользнуть»; может колебаться и упустить момент психологической игры, и тогда потеряет уважение группы. |
Модератор | Прежде всего – методичный помощник в процессах группы, структурирует предметную работу; остается нейтральным и помогает строить в группе прозрачные и позитивные отношения; формирует динамичные процессы в группе и строит пути к конструктивным подходам к конфликтным ситуациям. | В чисто предметных вопросах может быть не слишком индивидуален или компетентен, чтобы передавать свои знания; давая обратную связь на поведенческих тренингах, иногда высказывает слишком нечеткую позицию, которую группа может как принять, так и отклонить, начав сомневаться. Иногда также не хватает ориентирования. |
«Спарринг-партнер» | Знаком с суровой реальностью, организационными процессами и возможным сопротивлением; помогает участникам подготовиться к практике, выступая как партнер по ролевой игре или «адвокат дьявола», при этом дает прекрасную обратную связь. | Может «перегнуть палку», и тогда ролевые игры и дискуссии превратятся в самоцель, результаты дискуссии и моделирование практики не будет оценено в полной мере, невозможно будет проверить их пригодность на практике. |
Коуч | Профессионал в сфере управления отношениями и процессами; содействует личному развитию отдельных участников. | Ему необходимо пространство для индивидуальной работы; высказывание о личных проблемах может быть для участников очень рискованным. |
Сопровождающий | Появляется в сложных, неординарных ситуациях, прислушивается к происходящему; создает пространство, в котором заинтересованные могут высказаться и поработать с проблемами. | Исключительная роль для тренера, когда он в какой-то момент принимает на себя исключительные условия; обращение с отдельными участниками должно обсуждаться с заказчиком. |
Виды тренингов.
|
В зависимости от целей и предназначений тренинга, можно выделить различные категории данного метода. Весьма условно их можно разделить на три категории: