Двойные тамги из Асанчи и Добруджи




A3, А4, А13 (?тройной), А14 (?состоит из трех или более частей), О8, О9, О11, O14 (?), O16, O21, O23.

Принимая во внимание сказанное выше, тамги A3 и А4 можно рассматривать с двух точек зрения: 1) основная тамга типа А1 - О18, приобретшая дополнительную черту с любой стороны; 2) две независимых тамги, которые были соединены, возможно, потому, что два разных клана или племени объединились. В связи с этим мы имеем другую очень вероятную возможность, касающуюся знаков на могильных камнях: надгробия, имеющие изображения двух знаков на могильных столбах, могут быть женскими. Я хотел бы сослаться здесь на тот факт, что женщина, обычно, не наследовала тамги своего клана, если выходила замуж за мужчину другого клана. После смерти тамга ее родного клана изображалась на ее могильном памятнике. Иногда на женских надгробиях изображалось два знака: один - собственный, другой - принадлежащий мужу.52

Эти знаки могут быть отнесены ко второй или третьей стадии эволюции (см. выше). Дополнительные компоненты зачастую отражали изменения внутри этнических групп.53 Двойные тамги могут быть объяснены с помощью простых тамг. Например, знак A3, который можно рассматривать как зеркальное отражение знака А4, можно образовать с помощью тамг А1 - O18 и O13.

Сравнение тамг из Добруджи с тамгами собранными в Крыму

 

Тамги из Добруджи (Рис. II, III) Тамги из Крыма (Рис. IV, V)
А1, О18 = 1/23, 2/3, 7/13, 13/1, 15/4, 17/5. - 1/14, 7/1, 7/35, 15/15, 15/16, 20/21, 24/6, 25/6.
20/1,  
А2, А18 -2/4,7/17,7/24, 11/4, 13/17.
A3 - 12/1.
А4, О19 = 12/1.
А5 - 3/2, 7/39.
Аб, А8, О7 = 27. - 1/31, 1/32, 5/2, 5/3, 5/7, 7/42.
7/51.  
А7 = 7/73, 13/5,25/11. - 7/26, 19/2.
А9 - 23/7.
А10 = 7/31 -7/46, 7/66, 11/13, 13/6, 13/9, 13/16, 14/5, 15/2,
13/10,  
15/12, 15/14, 29.  
А11, О5 = 7/11. -4/1,4/2,20/25,25/3.
А13 = 17/2. -7/58, 19/3,24/11.
А14/-О16 - 7/74, 20/3.
А15 = 7/66, 15/14, 29. - 2/5, 7/55, 13/6, 13/9, 13/10, 14/5, 15/12, 18/4.
А16 - 1/34, 2/21, 8/1, 25/10.
О6, О25 = 1/14. -7/8.
О10, О22 = 2/4, 7/4. - 2/8, 5/6, 7/62, 14/1, 14/4, 27, 28.
О13 = 2/22, 24/14.
О14 -2/18,5/4,7/36, 17/7. - 7/39, 7/58, 8/2, 13/3, 13/4,13/8, 24/11.
О15, О24 = 9/1, 7/72, 23/10. -7/2,7/18,23/15.
О20 = 7/10, 21/15. - 1/18, 1/28, 2/1, 4/3, 4/4, 7/25, 17/9, 20/6, 21/2,
16/2, 20/6, 21/2,
21/20, 21/23, 21/24, 23/11, 23/12, 24/15, 24/19, 26/1, 26/2. 23/2, 23/3,
О23 = 2/9, 24/13. -11/5.
О26 -26/1,26/2.

(См. таблицу*)

* Цифрой перед чертой («/») обозначается номер деревни, под которым она дана на рисунке. Цифрой после черты(«/») обозначается номер знака в последовательности тамг данной деревни (см. рис. IV-V)

Сравнив тамги из Добруджи с тамгами, собранными в Крыму, мы обнаружили, что в отдельных деревнях имеется больше идентичных знаков (например, в Евпатории (Гезлеве, Козлове) - 13, Хдир-бали (Хадир-бали) - 4, Кирлеуте - 3, Абузляре (Хавизляре) - 2, Баккале - 2, Кучук-асе - 2, Кеймаке - 2, Семене - 2, Танабае - 2), и больше близких аналогов (например, в Гезлеве - 23, Кирлеуте - 11, Кучук-асе - 7, Танабае - 7, Абузляре (Хавизляре) - 6, Аире - 6, Семене - 6, Хдир-бали (Хадир-бали) - 6, Карагурте - 5, Бурун-эли - 4, Буюк-асе - 4, Джулчаке - 4, Камаджи - 4/ и т.д.

Упомянутые выше деревни можно найти в районах следующих городов: Евпатории (15), Бахчисарае (), Каффе (4), Акмечите (3), Феодосии (3), Перекопе (3), Карасубазаре (2). Если в районах, о которых идет речь, мы подсчитаем количество деревень, названия которых являются производными от этнонимов, то обнаружим, что в порядке преобладания они расположатся в следующей последовательности: Кипчак (18), Найман (12), Конрат (10), Китай (8), Ойрат (6), Аргин (5), Мангит (4), Ас (4) и т.д. Таким образом, районы Крыма могут быть охарактеризованы присутствием различных этнонимов в названиях деревень. Например, в Евпатории их можно расположить в следующей последовательности: Кипчак (7), Конрат (3), Мангит (2), Ас (2); в Акмечите: Кипчак (6), Конрат (4); в Перекопе: Найман (5), Китай (4), Кипчак (3), Конрат (3), Манит (2), Ас (2); в Карасубазаре: Ойрат (6), Найман (4), Ширин (4), Аргын (3), Тама (2), Китай (2); в Каффе: Найман (3), Кипчак (2).

Присутствие идентичных и аналогичных тамг-знаков в Добрудже и в Крыму можно объяснить прямыми и косвенными связями, существующими между людьми, которые населяют эти регионы. Характер связей и время переселения могут быть определены в ходе последующих исследований.

Примечания

1 Мне хотелось бы выразить глубокую благодарность директору школы мистеру Язару Мемедемину, который предоставил негативы для дальнейшего исследования.

2 Могильные камни были сделаны из легкодоступного известняка Добруджи (см.: Suliteanu, с. 15, прим. 4).

3 Некоторые из знаков были зарисованы моим помощником мистером Джозефом Багоши.

4 Ghizela Suliteanu, Le «TABIN» dans la tradition populaire des Tatars Nogay de Dobroudja (Roumaine): Turcica: (1980), 95-111 pp.; (то же опубликовано на турецком яз.) Dobruca Tatarlar halk geleneginde «Tabin»: Kirim 1 (1992), 13-21 pp.

5 Enver Mahmut, Nogaii dobrogeni mi dialectal lor: Analele Univ. Bucuresti, ser. St. Soc, Fil, XIII (1964), 319-336 pp.

6 Осман Акчокраклы, Кырымда татар тамгалары. Бакчасарай, 1926; О. Акчокраклы, Татарские тамги в Крыму. Симферополь, 1927, 16 с. - В конце этой работы он дает краткую библиографию тамг (с. 16); В. И. Филоненко. Тамги татарских кладбищ г. -Евпатории. Симферополь, 1928, 22 с. - В конце этого исследования он также публикует библиографию по данной теме из 42 наименований.

7 О. Акчокраклы. Татарские... прим. 3.

8 О. Акчокраклы. Татарские...

9 В. И. Филоненко. Упом. соч., с. 3.

10 В южных (прибрежных) и центральных горных районах тамги не были известны (В.И. Филоненко. Упом. соч., с. 4; П.И. Кеппен. Крымский сборник. СПб., 1837, с. 31-35).

11 О. Акчокраклы. Упом. соч., с. 1.

12 В южных частях полуострова только мужчины носили головные уборы типа тюрбана. Женщины носили головные уборы с плоским верхом (Кеппен. Указ. соч., с. 32, см. прим. 10).

13 Чалма - это вид тюрбана (мужской головной убор).

14 В. И. Филоненко. Указ. соч., с. 4-5.

15 Таким же образом использовались родовые знаки другими кочевыми народами. О. Акчокраклы, Указ. соч., с. 16; В. И. Филоненко. Указ. соч., с. 13; Bi. Rintchen, Les signes de propriete ches les mongols: Archiv Orientalni, XXII (1954), pp. 467-473; также см. выше прим.6.

16 О. Акчокраклы. Указ. соч., с.1.

17 Указ. соч., с.19-21.

18 Р.Г. Кузеев. Происхождение башкирского народа. М., 1974. Автор собрал 3500 башкирских тамг.

19 См. прим. 4.

20 См. прим. 5.

21 Указ. соч., с.4-5.

22 Указ. соч., с.8.

23 Kh. Perle, Mongol tumniy garlig tamgar khayz sudlakh n' (Исследования этногенеза монгольских племен путем изучения их клановых обозначений), Ulanbatar, 1975.

24 С. Аманжолов. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Часть 1. Алма-Ата, 1959.

25 См.прим.6.

26 П. Небольшин. Очерки волжского низовья. СПб., 1852.

27 Э. Триярский. Тамги тюркских племен из Болгарии: UAJG. 47 (1975), с. 189-200.

28 Указ. соч.

29 Указ. соч.

30 См. прим. 15.

31 Указ. соч.

32 Magyar Neprajzi Lexikon. №№ 1, 2, 5. (Венгерская этнографическая энциклопедия) Foszerk. Ortutay Gyula, Budaptst, 1977, 1979, 1982.

33 См. прим. 4.

34 См. прим. 5.

35 Буква «А» используется для обозначения тамг из Асанчи, а следующая за ней цифра указывает поряд. номер тамги на рис. II.

36 Буква «О» используется для обозначения тамг из Омурчи, а следующая за ней цифра указывает порядковый номер тамги на рис. III.

37 Две тамги можно считать идентичными, 1. если это один и тот же знак; 2. если они слегка повернуты. Возможен случай зеркального отражения. Э. Триярский, например, в одних случаях рассматривает их как идентичные, в других - как близкие аналоги (см. прим. 27). С. Аманжолов утверждает, что направление знака не имеет никакого значения (см. прим. 24). Что касается меня, я думаю, что направление знака является его важной характерной чертой. Им можно пренебречь только если речь идет о дальних родственных связях племен и кланов (см. рис. VII). Символ: =.

38 Два знака могут рассматриваться как аналогичные, 1. если базовый знак повернут; 2. если они отличаются друг от друга в деталях, малых линиях, точках и т.д. Местоположение компонентов сложных знаков может меняться (см. С.Аманжолов. Указ. соч., с. 11,14, см. сноску). Символ: ~.

39 Р.Г. Кузеев. Указ. соч., с.83-84.

40 В.И. Филоненко, указ. соч., с.18-19. Но возможно знак № 1 из Абузляра (О.Акчокраклы. Указ. соч., с.4) можно интерпретировать как «змея», в тюркских языках - йилан, жилан, илан и т.д. Хорошо известная «хан» или «тарак-тамга» является очень старым символом, распространенным во всем мире. Ее можно определить как «орел, летящий высоко в голубом небе».

41 В.И. Филоненко. Указ. соч., с.18-19.

42 к. = клан.

43 р. = род.

44 Кичи жуз «Малая Орда».

45 Орта жуз «Средняя Орда».

46 п. = племя.

47 к. = клан.

48 Улу жуз «Большая Орда».

49 Указ. соч., с.12-14.

50 Указ. соч., 14.

51 О. Акчокраклы, с. 10.

52 В.И. Филоненко. Указ. соч., с.7.

53 С. Аманжолов. Указ. соч., с.10-11.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: