| Древняя Русь
IХ - ХII
| Московская Русь
ХIV -ХV
| Россия в ХVI
|
1. Особенности периода
| - Синтетический характер культуры: культура славян, балтов, угро – финнов
- Большое влияние Византии
- Двоеверие, сохранение языческих традиций
- Основная идея памятников культуры: единство Руси
| - Возрождение Руси после татаро – монгольского ига
- Патриотические настроения в период создания Русского централизованного государства
- Преемственность с историей Древней Руси
| - Расширение горизонтов, масштабов культуры: описывалась жизнь не одного княжества, а большого единого Русского государства
- Влияние идеи самодержавной власти, опричного террора, борьбы церкви с еретичеством
- Появление публицистики
- Книгопечатание
|
2. Образование, наука
| - Высокий уровень грамотности (берестяные грамоты Новгорода)
- Введение славянского алфавита Кирилла и Мефодия
- Перевод греческих, болгарских книг
- Открытие русских школ при церквах и монастырях
|
| - Рост количества грамотных людей
- Появление учебников по грамматике и арифметике (Максим Грек)
- Несколько молодых людей отправили на учебу в Константинополь
- Появление частных библиотек
- 1564 г. – Иван Федоров – зарождение книгопечатания (1 книга «Апостол»)
|
2. Литература
| - Летописи: 1 – в к ХХ века при Владимире
2 – при Ярославле
3 – Илларион (Никон)
4 – 1 десятилетие Х II века - «ПВЛ» (Нестор)
5 – при Владимире Мономахе (игумен Сильвестр)
- Илларион «Слово о законе и благодати»
- Монах Иаков «Память и похвала Владимиру»
- «Сказание о Борисе и Глебе»
- Посл. Четверть ХI века – Нестор «Чтение о житии Бориса и Глеба»
- ХII век – «Поучение» Владимира Мономаха
- «Хождение игумена Даниила в святые места» (в Иерусалим)
- к ХII века – «Слово о полку Игореве» (поход Игоря Святославича 1185 г.)
| - Летописные своды появляются во всех крупных городах
- Конец ХIV века – «Русский хронограф» (Москва)
- «Житие святого Александра Невского»
- «Повесть о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича»
- «Житие Сергия Радонежского»
- Софроний Рязанец «Задонщина»
- Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву»
- «Хождение за 3 моря Афанасия Никитина» (в Индию)
- «О битве на Калке»
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
| - Сильвестр «Домострой»
- Лицевой свод (Никоновская летопись) – 16 тыс. цветных миниатюр
- «Степенная книга» (вся династия Рюриковичей»
- «Казанская история» (о взятии Казани)
- «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков»
- Появление публицистики (произведение на злободневную тему): «Челобитная дворянина Ивана Пересветова царю» - призыв к укреплению царской власти, в качестве образца выдвигалась власть султана в Турции
- Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским- о роли знати в управлении феодальным государством
- Митрополит Макарий «Великие Четьи – Минеи» - энциклопедия литературы, рекомендуемой для православных людей
- «Повесть о Вавилонском царстве» - идея преемственности византийских императоров от правителей Вавилона, версия о передаче шапки Мономаха византийским императором Львом Владимиру Мономаху
- «Сказание о великих князьях Владимирских» - с рассказа о Великом потопе до мысли, что Россия – преемница Рима и Киевской Руси
|
4. Живопись
| - ИКОНЫ: иконописец Алимпий (мономах Киево – Печерского монастыря)
- ФРЕСКИ – роспись красками по сырой штукатурке – «Страшный суд» (Дмитриевский собор)
- МОЗАИКА: «Дмитрий Солунский» (Софийский собор в Киеве», «Христос, причащающий апостолов»
- В Х – ХIII веках складываются киевская, новгородская, ярославская школы живописи
- Излюбленные сюжеты – жития Марии и Иоанна Крестителя, события из жизни Христа
| - Феофан Гек (2 половина ХIV века, выходец из Византии), расписал Благовещенский собор в Москве. Его произведения отличаются монументальностью, внутренней силой: «Спас Вседержатель», «Успение Богоматери»
- Андрей Рублев (1360 – 1430) расписывал Благовещенский собор в Москве, иконостас и фрески Успенского собора во Владимире, иконостас Троицкого собора Троице – Сергиевой лавры
- Иконы «Богоматерь Владимирская» (Успенский собор Московского кремля, «Троица», «Спас», «Архангел Михаил»)
- Даниил Черный (ок. 1360 – 1430): иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор Троице – Сергиевой лавры, Спасский собор в Спасо – Андронниковом монастыре, икона «Апостол Павел», «Рождество Христово» (Рождественская церковь в Звенигороде)
| - 1551 г. – Стоглавый собор утвердил образцы (каноны) в искусстве – живопись Андрея Рублева
- Иконы Строгановского письма
- Прокопий Сирин
- Истома Савин
|
5. Архитектура
| - Десятинная церковь в Киеве (989 – 996) – разрушена во время нашествия Батыя
- «Спасский собор в Чернигове» (1036)
- Софийский собор в Киеве (1037)
- Софийский собор в Новгороде (1045)
Тип храмов – крестово – купольный, для строительства использовалась плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич
· Церковь Покрова на Нерли (1165)
· Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире
· Церковь Спаса на Нередице (1198) в Новгороде
| - Первая каменная постройка после нашествия Батыя появилась в Твери (ХIII)
- Каменные постройки в Московском княжестве появляются в 14 – 15 веках. Постройки продолжают традиции Владимиро – Суздальского зодчества
- Собор Успения Богоматери в Звенигороде (1399 – 1400)
- Собор Рождества Богородицы Савин – Сторожевского монастыря г. Звенигорода (1405)
- Собор Троицы Троице – Сергиевой лавры (1422 - 1423). Построен над гробом Сергия Радонежского
- Венчая усилия Ивана III по созданию могучей и единой Российской державы был создан краснокирпичный Московский кремль (первые белокаменные стены Кремля были возведены при Дмитрии Донском в 1367 г.)
- При Иване III создано сердце Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы (Антон и Марк Фрязины):
- территория Кремля - 2, 25 кв. км.
- толщина стен: 3,5 – 6,5 м.
- высота стен -5 – 19 м.
· Собор Успения Богородицы в Московском Кремле (1475 – 1479 гг.) – Аристотель Фиорованти. Пятиглавый собор стал местом венчания на царство всех русских царей.
· Архангельский собор (1505 – 1508). Архитектор Алевиз Новый. С ХIV до ХVIII в – место погребения князей и царей (46 гробниц)
· Благовещенский собор (1485 – 1489). Строители псковские мастера. Домовой храм князей и царей. Его северная и западная галереи служили местом входа в царский дворец.
· Грановитая палата (Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари) – место торжественных приемов царем иностранных послов
| - Появляются шатровые храмы, которые не имеют внутренних столбов и вся масса стен держится на фундаменте
- Церковь Вознесения в с. Коломенском (1532г. – в честь рождения Ивана ХIV)
- Собор Покрова на Красной площади (Василия Блаженного) – 1555 – 1561гг. – в честь взятия Казани в 1552 году. Архитекторы –зодчие Барма и Посник.
|
6. Скульптура
| - Деревянные скульптуры язычества и христианства (Перун, Никола Можайский)
- Резьба по дереву и камню
|
| |
7. Музыка
| - Церкви не удалось искоренить искусство сказителей – певцов, гусляров, игру на лютне
- Предполагается, что в Древней Руси уже были ноты
| - Песни, былины о монгольском нашествии, Илье Муромце, князе Владимире, частушки
| - В исторических песнях царь прославляется за взятие Казани, воспевается Ермак
- В домах появились органы, клавесины, клавикорды
- Из Новгорода в Москву пришло многогласное церковное пение
|