АЛГОРИТМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СКАЗОК О ПРИРОДЕ
Предварительная работа перед знакомством детей со сказками о природе.
• Проведение наблюдений за объектами природы, описываемыми в сказке.
• Подбор и заучивание с детьми стихотворений о персонажах сказки.
• Отгадывание загадок о персонажах сказки.
• Подбор и чтение рассказов об объектах наблюдения.
I этап. Знакомство детей со сказкой.
• Чтение или рассказывание сказки воспитателем.
• Прослушивание сказки в аудиозаписи.
• Рассматривание иллюстраций к сказке.
• Подборка воспитателем и детьми музыкальных инструментов и шумовых игрушек для озвучивания персонажей сказки.
II этап. Пересказывание сказки детьми.
• Пересказ сказки по частям.
• Пересказ сказки по ролям.
• Использование различных видов театра (настольного, стержневого, би-ба-бо, пальчикового и т.д.).
• Использование музыкальных инструментов и шумовых игрушек для озвучивания персонажей сказки.
III этап. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
Проведение с детьми:
• игр-имитаций;
• интонационных упражнений;
• игры «Угадай героя»;
• пантомимических игр «Пойми меня», «Угадай, кого покажу».
IV этап. Драматизация сказки.
Распределение ролей при помощи карточек.
Используются:
• шапочки-маски героев;
• элементы костюмов;
• декорации;
• музыкальные инструменты и шумовые игрушки;
• аудиозаписи музыкальных произведений.
V этап. Продуктивная деятельность.
• Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования (по мокрой бумаге, набрызг и др.).
• Изготовление героев сказки из соленого теста и составление композиции.
Дома в каждой семье детям читают сказки, но только этим и ограничиваются. Родителям детей нашей группы (исходя из текущей ситуации и понимая возможности обращения к сказке) мы даем соответствующие рекомендации.
Мы предложили родителям дома с детьми пересказать сказку по ролям, озвучить персонажей разными музыкальными игрушками и подручными предметами (крышками от кастрюль, пластиковыми бутылками, расческами с надетой фольгой, надутыми воздушными шариками, деревянными ложками и др.), нарисовать картинки по содержанию, придумать новое окончание сказки, сочинить сказку.
По отзывам родителей, такое совместное проведение времени регулирует отношения в семье, которые становятся более гармоничными, ребенок охотнее выполняет различные поручения, стремится проявить себя подобно полюбившемуся герою сказки.
Благодаря сказкам, а также специально моделируемым ситуациям взаимодействия людей дети осваивают лексику, позволяющую выстраивать общение в позитивном ключе. Наши родители получают словарик наиболее часто встречающихся выражений в общении людей.
Сказка о кленовом листе
Жил был листик. Как то осенью он загрустил. Вдруг налетел северный ветер и сорвал листик. И полетел он путешествовать. Листик то опускался на землю, покрытую такими же листьями; то вновь взлетал над верхушками деревьев. Летая по лесу, он встретил многих его жителей, так и не успев с ними поближе познакомиться. Заметил только, что все они чем-то очень озабочены - каждый у своего дома делом занимается. Когда ветер стих оказался листок в незнакомом месте, далеко от своего дома. Прискакала к нему белка: «Листик, листик откуда ты прилетел? И почему ты не прячешься от холода, ведь скоро зима?» «Я прилетел из другого леса, а не прячусь, потому что до зимы вроде ещё далеко, успею. А ты где будешь зимовать?» - спросил листик.
- «Я перезимую в тёплом дупле. Грибов много засушила, орехов и желудей припасла. На всю зиму хватит. Оставайся со мной, вместе веселее будет» - ответила белка.
- «Спасибо. Я успею найти место для зимовки, а пока, полетаю и посмотрю мир».
И полетел листик дальше. Летит и видит муравья, несущего на себе
соломинку.
-«Муравей, что ты делаешь?»
-«Я укрепляю свой домик на зиму. В своём муравейнике я проведу
зиму со своей семьёй. Оставайся с нами».
-«Боюсь я слишком большой для вашего муравейника. Поищу
другое место для зимовки». И полетел листик дальше. Воздух
становился всё холоднее и холоднее. Лететь становилось трудней.
Приземлился он на пушистый мох, передохнуть немного.
Свернулся, да и уснул. В это время мимо бежал большой чёрный
жук. Увидел красивый жёлтый листочек, свёрнутый рулончиком на
зелёном мху. «Вот прекрасный домик для меня на зиму»- подумал
жук. Забрался внутрь листа, подобрал лапки и уснул до весны. А
листок - путешественник грел его всю зиму и нашёптывал на ухо
добрые сказки.
Сказка о кленовом листе 2
Жило было на свете дерево. Каждую весну на нём появлялись почки. Они росли и наливались силой. И вот, когда солнышко грело уже совсем по- весеннему, и на земле растаял последний снежок –почки раскрылись, и на них показались крохотные листочки. Один из них был очень любознательным. Сначала маленький листочек боялся выглянуть из своего тесного домика, но вокруг было столько интересного, что он забыл о своём страхе. Он и не заметил, как выбрался наружу. Из тёплых краёв прилетели птицы и стали вить гнёзда на ветках родного дерева. Листочек подружился с ними. Каждое утро он встречал солнышко, играл с тёплым ветерком, секретничал с тучками и паучками, а вечером любовался луной. Листочек вырос и стал большим и сильным листом. Но вот прошло лето и наступила осень. Дни становились холоднее. Солнышко уже не грело, как летом. Ветер стал резким и холодным. Листочек очень беспокоился и спросил у знакомой птички: «почему больше не тепло?» «Разве ты не знаешь, -удивилась птичка, - это наступила осень, а за ней придёт зима. Скоро все листочки пожелтеют и опадут, выпадет белый и холодный снег. Мы улетим в тёплые края, потому что здесь будет холодно и голодно». «Как же так! – испугался листочек, - что я буду делать на земле? Оттуда я не увижу солнышка, как играют дети на площадке, не смогу видеть машин и людей. Нет! Я не буду падать с дерева!» С каждым днём на улице становилось холоднее и ветер дул сильнее. Иногда с неба лил дождь. И вот однажды утром листочек проснулся и увидел, что он на дереве остался совсем один, а на земле лежал белый снег. Но тут вдруг подул сильный ветер, листочек со всех сил схватился за дерево, но не удержался и полетел вниз. Он лежал на холодном снегу и плакал. В это время по дорожке шли мама с дочкой. Девочка увидела листочек и подняла его. Она принесла листочек домой, положила его в книгу, где лежали другие листочки. В выходной день она с мамой сделала из них картину, вставили в рамочку и повесили на стену, как раз напротив окна. А в окне было видно всё, что так любил наш листочек – небо, солнце, луну, звёзды. Листочек очень радовался.
Доронина Т.П.