Программа
«Волшебные бусинки»
По обучению детей 5 – 7 лет
Бисероплетению
Мегион
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы | ||
Введение | ||
Пояснительная записка | ||
Методические рекомендации | ||
Содержание программы | ||
Содержание направлений деятельности | ||
Примерное тематическое планирование | ||
Список используемой литературы | ||
Приложение | ||
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа «Волшебные бусинки» по обучению детей 5 – 7 лет бисероплетению |
Территория | Город Мегион |
Учреждение-исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №14 «Умка» |
Юридический адрес учреждения | 628681, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, ул. Нефтяников, д.3/1 Электронная почта: umkamegion@mail.ru |
Телефон (рабочий) | тел/факс 8-(34663) – 3 -12-54 |
Основной разработчик Программы | Воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада комбинированного вида №14 «Умка» Бикчантаева Людмила Владимировна |
Цель Программы | Научить детей различным техникам бисероплетения |
Задачи Программы | 1. Углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения. 2. Формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения. 3. Осваивать элементарные техники бисероплетения. 4. Научить правильно, организовывать рабочее место. 5. Научить работать с различными материалами: бисер, стеклярус. 6. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам. 7. Прививать основы культуры труда. 8. Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности. 9. Развивать зрительную и слуховую память, образное мышление. 10. Формировать эстетический и художественный вкус. |
Сроки реализации Программы | 2 года |
Исполнители основных мероприятий Программы | Воспитатель ДОУ, педагог дополнительного образования по ИЗО деятельности |
Ожидаемые конечные результаты программы | Дошкольник должен знать: • основные виды и особенности декоративно – прикладного искусства • основы цветоведения • правила подготовки рисунка (схемы) для бисероплетения • виды и свойства тканей, ниток и других материалов, пригодных для бисероплетения • правила работы с бисером Дошкольник должен уметь: • выбирать и подготавливать материалы для бисероплетения • работать в различных техниках бисероплетения • применять при изготовлении изделий различные виды материалов. |
|
Введение
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы - материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
|
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят, а также для детей, страдающих дефектами речи (дизартрия, заикание).
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
|
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.
Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы, тинейджеры плетут «фенечки» и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.
Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.
Пояснительная записка
Актуальность программы «Волшебные бусинки» в создании условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, приобщения к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, формируется “культура творческой личности”.
Цель программы: Научить детей различным техникам бисероплетения.
Задачи программы:
· углублять и расширять знания детей об истории и развитии бисероплетения;
· формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
· научить элементарным техникам бисероплетения;
· научить правильно организовывать рабочее место;
· научить работать с различными материалами: бисер, стеклярус;
· прививать основы культуры труда;
· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
· развивать зрительную и слуховую память, образное мышление;
· формировать эстетический и художественный вкус;
· воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.
Ожидаемый результат
Дошкольник должен знать:
· основные виды и особенности декоративно – прикладного искусства;
· основы цветоведения;
· правила подготовки рисунка (схемы) для бисероплетения;
· виды и свойства тканей, ниток и других материалов, пригодных для
бисероплетения;
· правила работы с бисером.
Дошкольник должен уметь:
· выбирать и подготавливать материалы для бисероплетения;
· работать в различных техниках бисероплетения;
· применять при изготовлении изделий различные виды материалов.
Отличительные особенности программы:
· темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
· предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
· в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
· данная программа рассчитана на 2 года обучения (старший и подготовительный возраст).
На первом году работы дети получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения - параллельный, игольчатый, объемный. Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, создавать сюжетные работы.
На втором этапе дети закрепляют умения и навыки работы с проволокой, полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. По окончании каждого проекта дети оформляют большую выставку.
Реализация мероприятий по программе «Волшебные бусинки» осуществляется 1 раз в неделю, продолжительностью 25 – 30 минут.
Методические рекомендации к программе
· Прежде всего целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы по основным направлениям содержания программы.
· Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом, под диктовку, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память.
· На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
· Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.
· Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
· Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, загадки, шутки.
· Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.
· С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, бисером и ножницами.
· Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родителями являются его единомышленниками и активными помощниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Родителей постоянно нужно держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для родителей», организовывать специальные выставки детских работ.
Содержание программы
1. История бисероплетения. Виды бисера.
Рассказ об истории появления украшений из стекла, бус и бисера. О появлении бисера на Руси, о том какие предметы декоративно-прикладного творчества делались и делаются сейчас в технике бисероплетения. Знакомство с видами, достоинствами и недостатками бисера. Демонстрация иллюстраций и образцов.
2. Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности.
Теория. Правильная организация рабочего места, которая облегчит труд и сохранит здоровье. Знакомство с материалами и инструментами. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.
3. Техника простого низания бисера на леску и проволоку.
4. Техника «параллельное плетение» и его возможности.
Теория. Принцип плетения на проволоке. Способы плетения в технике «параллельное плетение» на проволоке. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности «параллельного плетения» для украшения интерьера и внешнего облика человека.
Практика. Выполнение упражнений по плетению отдельных деталей и скреплению их.
5. Знакомство с техникой плетения «колечки».
Теория. Принцип плетения на леске. Способы плетения в технике «колечки» на леске. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности техники плетения «колечки» для украшения интерьера и внешнего облика человека.
Организация выставок детских работ по окончании каждого проекта.
Специфика дошкольного возраста не предполагает жестко регламентированного (как в школьной практике) учебного плана, поэтому в программе предлагаются примерные тематические планы работы с детьми.
Содержание направлений деятельности
Направление деятельности | Содержание деятельности (формы работы) |
Информационно-методическое обеспечение |
|
Работа с детьми | 1.Рассматривание украшений и поделок из бисера, выделение элементов, цветосочетаний. 2.Рассматривание бисера, бусин и обследование. 3.Рассматривание вспомогательных материалов: проволока, леска, нить, иглы; их обследование. 4.Беседа о технике безопасности в работе с бисером 5.Изготовление игольниц. 6.Рассматривание схем бус, браслетов, «фенечек» и др. поделок. 7.Показ приемов нанизывания бисера, бусин на проволоку по схеме. 8.Показ приемов плетения из бисера. 9.Плетение украшений из бисера и бусин для кукол, для себя, в подарок. 10.Изготовление поделок из бисера. 11. Уровень освоения программы (Приложение 1, 2) 12.Изготовление и вручение подарков мамам, папам, сотрудникам детского сада. Оформление выставок детских работ. |
Работа с родителями | 1. Оснащение необходимыми материалами: бисер, бусины, медная проволока, леска. Участие в изготовлении поделок на выставку. 2. Помощь в подготовке и организации выставок поделок, их посещение. |
Примерное тематическое планирование в старшей группе
Месяц | Тема | Задачи | Техника | Материал |
Сентябрь | «Плетем украшения для кукол» (Приложение 3) (2 занятия) | Познакомить детей: - с историей бисероплетения; - различными видами бисера; - материалами для работы (леска, проволока, ножницы); - с техникой безопасности при работе с бисером; - со способом простого низания бусин на леску. Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску. Показать простые способы плетения украшений для кукол. | Простое нанизывание бисера на леску. | Изделия из бисера, леска, проволока, бусины, различные виды бисера, ножницы. |
Сентябрь | «Веселая змейка» (Приложение 4) | Познакомить детей с техникой параллельного плетения. Научить детей плести простую змейку техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение | Бисер, по 2 большие бусины на каждого ребенка, проволока, ножницы, схемы изделия. |
Сентябрь | «Стрекоза – зеленые глаза» (Приложение 5) | Продолжать учить детей плести насекомых в технике параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий | Параллельное плетение | Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, ножницы, по 2 большие бусины на каждого ребенка. |
Октябрь | «Паучки на паутинке» (Приложение 6) (2 занятия) | Продолжать учить детей плести насекомых в технике параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение | Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, ножницы. |
Октябрь | «Мышонок» - игрушка на магните (Приложение 7) | Показать возможность использования техники параллельного плетения для создания животных из бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение. | Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, магнит, ножницы. |
Октябрь | «У рябины именины» (Приложение 8) (2 занятия) | Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения при изготовлении веточек рябины. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение | Бисер, образцы изделий из бисера, схема изделия, проволока, ножницы. |
Ноябрь | «Обитатели морей» (плетение дельфина, акулы, рыб, морской звезды и т.д.) – оформление выставки работ (Приложение 9) (3 занятия) | Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения при создании обитателей морей. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение. | Бисер, образцы изделий из бисера, схемы, бумага, картон, клей, проволока, ножницы. |
Ноябрь | «Бабочка – красавица» (Приложение 10) | Научить детей плести бабочку техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение | Бисер, образцы изделий из бисера, схема изделия, проволока, ножницы. |
Декабрь | «Снежинки» (Приложение 11) | Познакомить с новой техникой «игольчатое плетение». Показать ее возможности при изготовление снежинки. Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. | Игольчатое плетение | Бисер, стеклярус, образец изделия из бисера, проволока, ножницы. |
Декабрь | «Елочка – зеленая иголочка» (Приложение 12) | Научить детей делать украшения к Новогоднему празднику техникой «петельки со скручиванием». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Петельки со скручиванием. | Бисер, образец изделия из бисера, проволока, ножницы. |
Декабрь | «Снегурочка» (Приложение 13) | Познакомить детей с новой техникой «объемное плетение». Научить детей плести «Снегурочку» техникой объемного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Объемное плетение. | Бисер, бусина, образец изделия, проволока, ножницы. |
Декабрь | «Дед Мороз» (Приложение 14) | Продолжать знакомить детей с техникой объемного плетения при изготовлении «Деда Мороза». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Объемное плетение | Бисер, бусина, схема изделия, проволока, ножницы. |
Январь | «Снеговичок» (Приложение 15) | Научить детей плести «Снеговика» на основе техники оплетения бусин. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Техника оплетения бисера. | Бисер, три бусины разного размера, образец изделия, леска, иголка, ножницы. |
Январь | «Нежный ангел» (Приложение 16) | Закреплять умение детей плести новогодние украшения техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение. | Бисер, одна бусина, образцы изделий из бисера, проволока, ножницы. |
Январь | «Птицы синие и красные» - игрушки на магните (Приложение 17) | Закреплять умение выполнять параллельное переплетение при изготовлении пернатых. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий | Параллельное плетение. | Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, магнит, ножницы. |
Январь | «Зайчата» - игрушки на магните (Приложение 18) | Закреплять умение выполнять параллельное переплетение при изготовлении игрушек на магните. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение. | Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, магнит, ножницы. |
Февраль | «Брелок для ключей» (в подарок папе) (Приложение 19) | Продолжать показывать возможность использования техники параллельного плетения для создания брелков. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Побуждать детей к изготовлению подарков своими руками. | Параллельное плетение | Бисер, схема изделия, проволока, ножницы. |
Февраль | «Цветы для мамы» (Приложение 20) (3 занятия) | Научить детей плести цветок с использованием новой техники «игольчатое плетение». Вызвать желание делать подарки мамам и бабушкам из бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. | Параллельное и игольчатое плетение. | Бисер, образцы изделий из бисера, зеленые нитки или флористическая лента, проволока, ножницы. |
Март | «В гостях у сказки «Дюймовочка» (плетение дюймовочки, крота, лягушки, мышки, ласточки, принца) (Приложение 21) (4 занятия) | Закреплять умение детей плести техникой параллельного плетения при изготовлении персонажей сказки «Дюймовочка». Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение | Бисер, схемы изделий из бисера, картон, клей, проволока, ножницы. |
Апрель | «Космические приключения» (плетение ракеты, космонавта, инопланетян, звезд, комет) (Приложение 22) (4 занятия) | Продолжать закреплять знания детей техники параллельного плетения при изготовлении предметов космического пространства. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Воспитывать аккуратность в работе. | Параллельное плетение | Бисер, стеклярус, бусины в виде звездочек, схемы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы. |
Май | «Петя – петушок» - игрушка на магните (Приложение 23) | Совершенствовать умение выполнять параллельное переплетение при создании петушка. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Параллельное плетение | Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, магнит, ножницы. |
Май | «В гостях у сказки «Муха – цокотуха» (плетение комара, мухи, паука и других насекомых) (Приложение 24) (3 занятия) | Продолжать совершенствовать умение детей плести техникой параллельного плетения при изготовлении насекомых по сказке «Муха-цокотуха». Закрепить умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. | Параллельное плетение | Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы. |
Всего: |
Примерное тематическое планирование в подготовительной группе