— и история познания мира — 84, 156, 159.
— искусство оперировать с понятиями не прирождено, а
есть результат 2000-летнего развития естествознания
и философии — 236.
— логика и история философии — 104, 221—222, 236—237.
— в логике история мысли должна в общем и целом совпа-
дать с законами мышления — 298; см. также Логиче-
ское и историческое.
— категории логики — 172, 180; см. также Категории.
— и конкретные науки— 90—91, 150—151, 155, 183, 298.
— объективная и субъективная — 189 — 190, 313, 326, 353.
— и практика — 172.
— практика человека, миллиарды раз повторяясь, закреп-
ляется в сознании фигурами логики — 198; см. также
Практика
— предмет логики — 86.
— и теория познания — 80, 92, 156,163—164, 204, 238, 298—301.
— в «Капитале» применена к одной науке логика, диалек-
тика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и
то же] — 301.
— логика есть учение о познании, есть теория познания —
163.
— совпадение, так сказать, логики и гносеологии — 174.
— есть учение не о внешних формах мышления, а о законах
развития всего конкретного содержания мира и познания
его — 84.
См. также Диалектика, Мышление, Познание, Теория по-
знания.
Логика формальная — 85, 124, 156, 159, 163, 165.
— закон достаточного основания — 129—130.
752 предметный указатель
Логика формальная (продолжение)
— закон исключенного третьего — 123—124.
— закон противоречия — 124.
— закон тождества — 73, 85, 120—121, 208—209, 298.
— ограниченность формальной логики — 84, 88, 129—130,
155-156, 159, 165, 183, 191, 209.
— субъект и предикат — 432—433.
— суждение — 158— 159, 161, 181, 184, 201, 318-321.
— умозаключение — 158— 159, 161—163, 171—172, 191, 198,
201.
— фигуры формальной логики — 159.
— их аксиоматический характер — 172, 198.
Логическое и историческое — 84, 94, 95, 104, 159, 221 —222, 233,
237, 298, 302, 311, 314, 316, 321.
М
Маркс К. и Энгельс Ф. — 160—161, 289, 301—302, 305, 313,
318, 530, 575.
— и Гегель - 8, 90, 93, 107, 108, 127, 131, 172, 215—216,
256, 286, 288—289, 298, 343, 361, 367, 390.
— Маркс непосредственно к Гегелю примыкает, вводя кри-
терий практики в теорию познания — 193.
— Маркс применил диалектику Гегеля в ее рациональной
форме к политической экономии — 160.
— нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, не поняв всей
Логики Гегеля — 162.
— И. Дицген о Марксе и Энгельсе — 365, 388, 419, 422—423,
428, 435.
— критика буржуазной политической экономии — 8—10, 11,
15.
— критика младогегельянцев — 7—40.
— формирование мировоззрения — 8, 11—13, 15—16, 23—26,
306.
Математика — 107—108, 191, 223, 316, 328, 330— 331, 478—
480, 483-485, 489, 525.
— бесконечное в математике — 96, 107 — 108.
— дифференциальное и интегральное исчисления — 108, 191,
316.
— и метафизика XVII в. — 30.
— и философия — 79, 88.
См. также Число.
Материализм — 64, 92—93, 197, 245, 257, 259—262, 265, 267,
353—354, 358, 361, 394, 409, 439, 448, 451, 454, 474, 503, 522.
— английский — 29—31.
— античный — 30, 461, 544.
— Гераклита - 235, 310-311, 313^315,
предметный указатель
— Демокрита — 239—240, 544.
— Левкшша — 237—239.
— в философии Аристотеля — 254—255, 257—262, 327—330.
— Эпикура — 263—271, 544.
— и атомистика — 238 — 239; см. также Атом, Атомистика.
— вульгарный — 104, 161, 313, 338, 354, 372, 375, 432, 459—
474, 485, 519, 525.
— и идеализм — 23, 47, 51, 153, 161, 239—240, 250, 255, 257—
263, 265, 267, 292—294, 322, 329—330, 332, 335—336 343—
344, 353, 366—367, 379, 381, 384—385, 389, 397, 402, 405,
414, 435, 503, 518—520, 545, 562, 575, 577.
— колебания Аристотеля между материализмом и идеа-
лизмом — 257—262, 327—3-28.
— материализм выигрывает от взаимной критики идеали-
стов — 255.
— в «Науке логики» Гегеля — 215; см. также Гегель и
материализм.
— умный идеализм ближе к умному материализму, чем
глупый материализм — 248.
— метафизический — 248, 428—429, 431—434, 437, 440, 451.
— механический — 29—31, 335.
— «стыдливый» А. Рея — 497, 514, 517—518.
— французский — 28— 32, 528—529.
— два направления во французском материализме — 29.
— и естествознание — 29, 31.
— и социализм — 29, 31—32.
Материализм диалектический — 84, 86, 99, 248, 264, 301, 322,
383, 408, 428, 430—431, 437—440, 526, 528—529, 531—533.
— и Аристотель — 328.
— и Гегель - 250, 275, 301.
— начала диалектического материализма (у Гераклита) — 311.
— и естествознание — 354.
— и критика идеалистической философии — 161.
— почти вплотную подход к диалектическому материализму
(Эпикура) — 268.
— и А. Рей — 502, 515.
См. также Диалектика материалистическая.
Материализм исторический — 11—13, 127, 237, 289, 371, 388,
435, 455—457, 474, 513, 554.
— как одно из применений и развитии гениальных идей — зе-
рен, в зародыше имеющихся у Гегеля — 172.
— зачатки исторического материализма у Гегеля — 82, 109,
171—172, 282, 286—287.
— у Фейербаха — 53, 57—58.
— у Чернышевского — 58, 547, 549, 556—557, 562, 574,
579— 582.
Материальное и идеальное — 18, 19, 271, 408.
— различие идеального от материального тоже не безусловно —
104.
754 предметный указатель
Материя — 29, 152—153, 342, 358, 371, 383, 385, 408—409,
435-436, 438, 492, 496, 498, 519—520, 530-531.
— абстракция материи — 151.
— бесконечность материи — 100.
— всеобщий принцип единства мира, природы, движения, ма-
терии — 229.
— и движение — 31,ц 69, 130, 144—145, 329, 467.
— диалектический переход от материи к движению, от ма-
терии к сознанию — 256.
— их неразрывная (универсальная, абсолютная) связь — 67.
— и дух - 20, 47—48, 52-53, 337, 339, 367, 378—379, 389,
406, 408, 414, 420—421, 431, 433—435, 439—440, 503.
— идеалисты о материи — 68—69, 322, 400, 478, 485, 489,
500.
— у Лейбница материя нечто вроде инобытия души — 69.
— и мозг — 149, 164.
— переход от материи к сознанию диалектичен — 256,
— и ощущение — 544.
— и причинно-следственная связь — 143 — 144.
■— и свойство — 135.
— строение материи — 492, 526, 532—533.
— намек на строение материи у пифагорейцев — 224,
— и субстанция — 142.
— и форма — 129—130, 260, 328.
См. также Действительность, Мир, Природа.
Махизм — 52, 118, 120, 138, 161, 240, 244, 251, 342, 343, 344-
345, 353, 470—474, 481, 483, 492, 525.
Мера - 104, 109—114, 243, 249, 308, 322, 427—428, 431.
— и закон — 111.
— категории меры и сущности (в «Науке логики») — 109,
— узловая линия отношений меры — 111, 185,
Метафизика — 115, 188, 204, 232, 454.
— X. Вольфа — 192.
— и диалектика — см. Диалектика.
— кантианства — 97 — 98.
— XVII века — 29-31.
См. также Материализм метафизический.
Метод
— абсолютный — 212.
— аналитический и синтетический — см. Анализ и синтез,
— диалектический — 146, 214—215, 318.
— и конкретное бытие — 214; см. также Диалектика,
— познания — 201.
— и система — 211.
— и содержание — 88, 218.
— философии — см. Философия,
Механика — 169—171, 308, 316,
предметный указатель 755
Мир — 95, 131—132, 137—138, 224, 238, 309, 327, 396, 409, 429,
449.
— и бог — 51—52; см. также Бог.
— и время и пространство — 49—50, 382.
— всеобщий принцип единства мира, природы, движения,
материи — 229.
— по Гераклиту — 311.
— единство и связь, взаимозависимость и цельность мирового
процесса — 135.
— естественный и гражданский (по Фейербаху) — 53.
— закономерная связь всего (процесса) мира — 92, 160,
— и идея (по Гегелю) — 165, 175.
— и кажимость — 89—90, 117.
— макрокосмос и микрокосмос — 225.
— и мышление — 156, 237.
— познание мира — 84, 90, 99, 160—161, 164, 178, 188,
194, 478.
— отражение в движении понятий движения объективного
мира — 160.
— и человек — 51—52, 169—171, 194—196.
— явлений и мир в себе суть моменты познания природы чело-
веком — 138, 244.
См. также Бытие, Действительность, Природа.
Младогегельянцы — см. Маркс К. и Энгельс Ф, Критика младо-
гегельянцев.
Модальность — 109.
Мозг — 241, 339, 445.
— есть высший продукт материи — 149, 164,
— как высшее развитие духа — 337.
— и мышление — 432, 436— 438.
— отражение природы в мозгу человека — 164, 183; см.
также Мышление, Отражение.
Молекула — 130, 354.
Момент — 190, 301.
— бытие и небытие как «исчезающие моменты» — 245, 252.
— у Гегеля слово момент часто употребляется в смысле мо-
мента связи, момента в сцеплении — 132.
— движения — 182, 232, 252.
— действительности — 141, 232.
— диалектический — 201, 276, 298.
— кажимости — 116, 118—119.
— количества — 106—107.
— конечного — 99.
— отрицание как момент связи, развития — 207,
— познания — 138, 180, 188, 190, 301.
— понятия — 138, 163.
— и причинно-следственная связь — 143,
•756 предметный указатель
Монадология (Лейбница) — 68 — 71, 104, 118, 126.
— монады = души своего рода — 69.
Монизм (И. Дицгена) — 407—408, 443—444, 446, 454.
Мораль — 39, 113—114, 179, 204, 284, 296, 386—387, 510, 578.
— христианская — 54.
— и эгоизм (по Фейербаху) — 57.
Музыка — 111—{it, 235.
Мышление — 14, 64, 81—82, 91, 107, 131, 150, 152—155, 164—
165, 175—177, 190, 209, 218, 232-233, 237, 298, 365, 380,
407, 427, 432—433, 436—Ш, 441.
— его активность — 194—195, 288, 301.
— и бытие — см. Бытие и мышление.
— и действительность — 60, 64, 288.
— история мышления — 131, 156, 237, 298, 311.
— каждый оттенок мысли = круг на великом круге (спи-
рали) развития человеческой мысли вообще — 221.
— мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущ-
ности — 227.
— непоследовательность мышления эклектиков — 278.
— общие законы движения мира и мышления — 156.
— и ощущение — см. Ощущение и мышление.
— и представление — см. Представление и мышление.
— и противоречие — 98, 103, 122, 125—128, 176— 177, 208—209.
— развитие мышления — 86, 88, 221, 256.
— спекулятивное — 103, 276.
— условно, приблизительно охватывает универсальную зако-
номерность вечно движущейся и развивающейся природы —
164.
— и фантазия — 53, 257, 441.
— возможность отлета фантазии от жизни — 330.
— связь зачатков научного мышления и фантазии — 225.
— формальное — см. Логика формальная.
— формы мышления — 81— 85, 87, 156, 164, 183.
— и чувства — см. Чувства и мышление.
— и язык — 75—76, 81.
См. также Категории, Логика, Отражение, Познание, Ра-
зум, Рассудок, Сознание.
Н
Народничество — 555, 582, 601, 605, 610—612.
— либеральное — 56.
Натурализм — 64, 75.
— суть лишь неточное, слабое описание материализма — 64.
Натурфилософия — 165, 204, 268, 341.
— Аристотеля — 255.
— Гераклита — 235—257, 313.
— Платона — 254, 255.
I
Ш'ЕДМЕ Т НЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 757
Наука — 191—192, 214, 394, 475, 481, 502, 505, 518.
— история науки — 131, 224—225, 266, 298, 314, 316—317,
371.
— конкретные науки и логика — см. Логика.
— научное рассмотрение требует указания различия, связи,
перехода — 208.
— общественная — 316.
— объект всякой науки бесконечен — 4-12.
— и опыт — 392, 491—492.
— отражает сущность, субстанцию природы — 170.
— практикой своей доказывает человек объективную правиль-
ность науки — 173.
— и пролетариат — 20.
— и религия — 225, 266, 377—378, 380, 476—477, 485, 488;
см. также Знание и вера.
— условно, приблизительно охватывает универсальную зако-
номерность вечно движущейся природы — 164.
— и фантазия — 225.
— нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке—
330.
См. также Естествознание.
Начало — 92—93, 95, 139, 153, 188, 212, 264, 382.
— познания — см. Познание.
— в политической экономии — 301 — 302, 318,
Небытие — см. Бытие и небытие.
Необходимость — 13, 27, 140, 191, 193.
— и всеобщее — 72, 237.
— и действительность — 141 —142.
— и закон — 167—168, 241, 251, 255.
— природы — 53 — 55, 168, 315.
— противоречия — см. Противоречие.
— и свобода — 142, 145— 146, 163, 168, Hi —172, 406, 449.
— необходимость не исчезает, становясь свободой — 146.
— свобода как понимание необходимости — 296.
— и случайность — 145, 318—321.
— элементы, зачатки понятия необходимости — 318.
Неогегельянство — 345, 347 — 350.
Неокантианство — 345, 400, 448—450.
— агностицизм неокантианцев — 161, 349,
См. также Кант о кантианство.
Неокритицизм — 296, 344.
Неоплатонизм — 277 — 278.
Неопозитивизм — см. Позитивизм,
Неотомизм — 491, 500.
758 предметный указатель
Непосредственное и опосредствованное — 95, 129, 145, 164, 200,
207, 237, 298.
— все опосредствованно, связано переходами — 92.
— и истина — 115, 213—214, 253.
— опосредствование и причинность — 147.
См. также Отношение, Переход, Связь.
Непрерывное — см. Прерывное и непрерывное,
Нечто — 88, 94, 98—99.
— всякое нечто имеет свою границу — 98,
Ничто — 86, 93, 96—97, 126.
Номинализм — 30 — 31.
О
Обобщение — см. Абстрактное, Восхождение.
Общее — см. Отдельное и общее.
Общество — 127, 317.
— античное — 25, 27.
— буржуазное — 11—13, 17, 25—26, 27, 34, 301, 369—370, 583.
— его анархия — 26.
— его противоречия — 160 — 161, 318.
— влияние географической среды на развитие общества —
284—285, 456—457.
— гражданское — 25, 27, 109.
— коммунистическое — 371.
Объективное (объективность) — 48, 167, 171— 173, 186, 193,
200, 516.
— объективность видимости — 89 — 90, 117, 120.
— объективность рассмотрения (не примеры, не отступления,
а вещь сама в себе) — 202.
— и субъективное (субъективность) — 55, 122, 158, 165—166,
168, 173, 176, 180, 182, 184, 186, 190, 194-198, 212, 217,
224, 240, 247, 257, 398, 409, 514.
— относительность их различия — 89 — 90, 180.
— субъективное сознание и его погружение в объектив-
ность — 186.
См. также Материальное и идеальное, Реальность (реаль-
ное).
Окказионализм — 70—71.
Онтологическое доказательство бытия бога — см. Бог.
Опосредствование, опосредствованное — см. Непосредственное и
опосредствованное, Отношение, Связь.
Определение — 159, 164, 192, 203, 213.
— у Аристотеля часто философия сбивается на определения
слов — 325,
предметный указатель 759
— дефиниций может быть много, ибо много сторон в предме-
тах — 216.
— диалектики — см. Диалектика.
— должно идти к определенности — 124.
— истины — см. Истина.
— и качество — 94, 301.
— и отношение — 107, 127.
— понятий — 108, 159—160.
Опыт — 385, 505—507, 514— 516, 523—524.
— и гипотеза — 153—154, 192.
— и закон — 268.
— и индукция — 161— 162.
— и наука — 392, 491—492.
— и понятие — 71—73, 175.
— у прагматистов — 520.
— и противоречие — 125.
— и разум — 384, 401, 452,
— его роль в познании — 105, 192, 371, £25—426, 553.
См. также Практика.
Организм и среда — 344.
Орудие — П1—172, 286.
Основание - 47, 105, 122, 128-131, 141, 145, 160, 163, 262.
— закон достаточного основания — 129.
— и причинность — 129, 199.
Основной вопрос философии — см. Философия.
Особенное — см. Единичное, особенное и всеобщее.
Отдельное и общее — 63, 70, 72—73, 162, 187, 240—2i2, 246,
249—250.
— в истории — 281—282, 284—285.
-— как противоположности — 318 — 321.
— их взаимосвязь — 318.
— в политической экономии — 9—10.
— в философии Аристотеля — 184, 318, 325 — 331,
См. также Единичное, особенное и всеобщее.
Относительное — см. Абсолютное и относительное.
Отношение — 97, 103, 108, 131—132, 141, 202—203, 482—483,
491 505 513__ 514.
— вещей и'логика — 159, 178—179, 190—191, 193,
— и действительность — 133.
— и определение — 107, 127.
— как переход и противоречие — 178.
— причинности — 144 — 147.
— и противоречие — 128, 178.
— всякая конкретная вещь стоит в различных и часто проти-
воречивых отношениях ко всему остальному — 124, 203.
предметный указатель
Отношение (продолжение)
— и свойство — 135.
— субъективного и объективного — 176.
— сущностей есть закон — 138.
См. также Непосредственное и опосредствованное, Переход,
Связь.
Отражение — 50, 119, 162, 164—165, 170, 176—178, 194, 209,
387, 389, 439, 447, 511—512, 525.
— диалектический характер процесса отражения — 98 — 99,131,
160, 177, 321—322, 330.
— в понятиях человека природа отражается своеобразно и
диалектически — 257.
— правильное отражение вечного развития мира есть диа-
лектика — 99.
— объективного мира в сознании человека и его проверка прак-
тикой — 183—184.
— форма отражения природы в познании человека есть понятия,
законы, категории — 164.
См. также Мышление, Познание.
Отрицание — 33, 88— 89, 97, 124, 207, 310.
— абстрактное — 209—210.
— как момент связи, развития — 207.
— отрицания — 97—98, 100, 203, 207—208, 210—211.
— отрицательное и положительное — 88, 207.
Отчуждение — 11 — 13, 15, 18, 36—37.
Ощущение — 240, 261—265, 394, 483, 491—493, 506, 551.
— и качество — 73, 301.
— у кпренаиков — 250 — 251.
— и материя — 544.
— и мышление — 76, 233, 258—261, 441, 543.
— идеализм ощущения Гегель заменяет идеализмом
мысли — 260.
— переход от ощущения к мысли диалектичен — 256.
— непосредственность ощущения — 253.
— и понятие — 233, 253, 257, 264, 326.
— и представление — 262 — 264.
— как принцип теории познания и как принцип этики — 251.
П
Память — 150.
Пантеизм — 293—294.
Переход —97, 103, 178, 241, 253, 321.
— от бытия к сущности (в «Науке логики») — 114.
— взаимопереходы категорий — 190—191.
— все связано переходами — 92, 162, 318.
— диалектический и недиалектический — 256.
предметный указатель 761
— качества в количество и наоборот — 103, 105, 107, 110—113-,
203, 249.
— логической идеи к природе (в «Науке логики») — 215.
— от материи к сознанию, от ощущения к мысли диалекти-
чен - 256.
— первого отрицания во второе — 208.
— понятия по своей природе = переход — 206—207; см. также
Понятие.
— противоположностей — 181.
— от различия к противоречию — 127—725.
— и связь — 162.
— и становление — 95, 206—208.
— явления п сущности — 227.
См. также Скачок.
Пифагор и пифагорейцы — 223 — 225, 278.
Повод — см. Причина и повод.
Позитивизм — 353, 475—524.
— и агностицизм — 295 —296.
— неопозитивизм — 341.
Познание — 83, 98, 105, 167, 176—177, 182—184, 186—190,
197—201, 206, 210—216, 292, 301, Ml, 382—383, 410, 413 —
415, 418, 420, 423—425, 427, 439, 442, 445—450, 479, 481,
491, 513, 523.
— его абсолютность и относительность — 189.
— относительность всякого знания и абсолютное содержа-
ние в каждом шаге познания вперед — 162.
— в бытии (в непосредственных явлепиях) открывает сущ-
ность — 298.
— есть вечное, бесконечное приближение мышления к объ-
екту — 777'.
— источник познания и понятия — 190, 263.
— метод познания — см. Диалектика, Метод.
— начало познания — 64, 82, 95, 188, 212—213, 264.
— объективность познания — 189, 326.
— и ощущение (у Аристотеля) — 258— 259.
— процесс познания — 79—80, 83—84, 93, 775—116, 136, 162,
212—213, 229.
— его анализ — 186, 193.
— и возможность идеализма — см. Идеализм.
— движение познания к объекту всегда может идти лишь
диалектически — 252.
— диалектический характер процесса познания — 152—
153, 183, 321—322, 326, 329—330.
— диалектический путь познания объективной реальности:
от живого созерцания к абстрактному мышлению и от
него к практике — 152 — 153.
— моменты, ступени процесса познания — 111, 135 — 138,
152—153, 164, 180, 182—183, 252, 268, 301.
762 предметный указатель
Познание. Процесс познания (продолжение)
— познание есть отражение человеком природы, есть процесс
ряда абстракций, формирования понятий, законов —
163—164.
— и практика — 182— 183, 192—195, 198—200, 301.
— процесс познания включает практику человека и тех-
нику — 182— 183.
— роль абстракций в процессе познания — см. Абстракт-
ное, Восхождение.
— природы — 80, 142, 152—155, 178—179, 183, 189, 194,
256—257, 318, 321—322, 347, 491.
— и категории логики — 83 — 85, 151 — 152, 180.
— материалист возвышает знание материи, природы — 153.
— познание соединяет природу и человека — 83.
— есть совпадение понятия и объективности — 176,
— и созерцание — 150, 152—153.
— субъект познания — 85, 314.
— сущность диалектического познания — развертывание всей
совокупности моментов действительности — 141.
— теоретическое познание должно дать объект в его необхо-
димости — 193.
— условие познания всех процессов мира в их «самодвижении»,
в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть позна-
ние их как единства противоположностей — 317.
— цель познания сначала субъективна — 188.
— и чувственная достоверность — 230.
См. также Восхождение, Логика, Мышление, Отражение,
Понятие, Теория познания.
Политическая экономия — 8—16, 160, 298, 306 — 307.
— буржуазная — 8—11, 15, 192.
— марксистская — 11—13, 160—161, 301—302, 318.
— стоимость — 9, 152, 160, 302, 307.
— категория стоимости истиннее, чем закон спроса и пред-
ложения — 154.
— прибавочная — 301, 362.
— трудовая — 16, 583.
— формы стоимости — 302.
— товар — 160—161, 318.
— как социальное отношение — 301 — 302.
Положительное и отрицательное — 122—123, 137, 208.
Понятие — 86, 110—111, 135, 146-148, 149—152, 154—155,
157, 168, 172, 174, 180, 186, 193— 194, 199, 202, 212, 217,
236, 241, 251, 253, 256-257, 329—330.
— анализ понятий — 98 — 99.
— требует всегда изучения движения понятий, их связи,
их взаимопереходов — 227.
— бесконечная сумма общих понятий дает конкретное в его
полноте — 252,
предметный указатель 763
— в бытии (в непосредственных явл ен иях) о т крыва е т сущ-
ность — 298.
— есть высший продукт мозга, высшего продукта материи — 149.
— и движение — см. Движение.
— диалектика понятий — 88, 98—99, 132, 138, 158—159, 160—
161,178—179,190—191,193, 205, 209, 229-233, 267, 308, 337.
— ее материалистические корни — 181.
— и диалектика познания — 229.
— каждое понятие находится в известном отношении, в из-
вестной связи со всеми остальными — 179.
— понятия человека должны быть обтесаны, обломаны,
гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в
противоположностях, дабы обнять мир — 131.
— в понятиях человека своеобразно и диалектически отра-
жается природа — 257.
— образование понятий — 160—161, 164, 255.
— источник познания и понятия — 190, 263.
— и опыт — 71—73, 175.
— и ощущение — 233, 253, 257, 264, 326.
— понятия (и их отношения, переходы, противоречия) есть
отражения объективного мира — 178.
— понятия не неподвижны, а — сами по себе, по своей при-
роде = переход — 206—207, 226—227.
— понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности,
но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции,
в источнике — 190.
— и представление — 160, 174, 187—188, 209, 256—257.
— и противоречие — 128.
— и реальность — 210.
— саморазвитие понятий в логике Гегеля и история филосо-
фии — 104.