РЕЛИГИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ 29 глава




126 См. Л. Фейербах. «Основные положения философии буду-
щего». Избранные философские произведения, т. I, 1955,
стр. 173—174. — 246.


652 примечания

127 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение Фейербаха:
«В начале феноменологии мы прямо наталкиваемся на про-
тиворечие между словом, представляющим нечто общее,
и вещью, которая всегда единична» («Основные положения
философии будущего». Избранные философские произведе-
ния, т. I, 1955, стр. 174). — 246.

128 «Менон» — диалог Платона, направленный против софистов.
Считается одним из ранних сочинений философа, в нем
рассматривается понятие добродетели и только намечается
мистическая «теория воспоминаний». Русский перевод диа-
лога см. в книге: Платон. Сочинения, ч. II, Спб., 1863,
стр. 156—208. — 248.

129 В. И. Ленин упоминает здесь следующие философские про-
изведения Г. В. Плеханова: «К вопросу о развитии монисти-
ческого взгляда на историю» (1895); «Materialismus mili-
tans. Ответ г. Богданову» (1908—1910); статьи против кан-
тианцев: «Бернштейн и материализм» (1898), «Конрад
Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса» (1898),
«Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна»
(1901) и другие, вошедшие позднее в сборник «Критика
наших критиков», Спб., 1906; «Основные вопросы мар-
ксизма» (1908) (см. Г. В. Плеханов. Избранные философ-
ские произведения, т. I, 1956, стр. 507—730; т. III, 1957,
стр. 202-301; т. II, 1956, стр. 346-361, 403—422, 374-402;
т. III, стр. 124—196). — 248.

130 Имеется в виду сочинение Ксенофонта «Апология Сократа»,
написанное в виде воспоминаний о поведении Сократа перед,
во время и после судебного процесса, на котором он был
обвинен в том, что «не признает тех богов, которых признает
государство, а вводит новые божества и развращает моло-
дежь». Сочинение Ксенофонта имело целью оправдать
Сократа, его русский перевод см. в книге: Платон. Творения,
т. 2, М., 1903, стр. 367—373. Речь Сократа на суде описана
также в сочинении Платона «Апология Сократа» (там же,
стр. 291—323, позднейший перевод см. в книге: Пла-
тон. Полное собрание творений, т. I, Пб., 1923, стр. 51 —
82). — 249.

131 Киренаики — древнегреческая философская школа, основан-
ная в V в. до н. э. в Кирене (Северная Африка) Аристиппом.
Признавая объективное существование вещей, киренаики
считали их непознаваемыми, утверждали, что с достовер-
ностью можно говорить только о субъективных ощущениях.
Сенсуалистическая теория познания дополнялась у кире-
наиков сенсуалистической этикой — учением о чувственном
удовольствии как основе поведения людей. Киренсйая
школа дала ряд представителей античного атеизма. — 250.


ПРИМЕЧАНИЯ 653

132 Имеется в виду параграф «Аристипповская и киренская, или
гедоническая, школа»
первой части обработанной М. Гейнце
книги Ф. Ибервега «GrundriB der Geschiclite der Philosophie»,
1909 («Очерк истории философии»).

«Теэтет» — один из основных диалогов Платона, в ко-
тором он развивает свою мистическую теорию познания и
критикует взгляды Гераклита, Демокрита и других древне-
греческих материалистов, искажая при этом их понимание
процесса познания, приписывая им отождествление знания
и ощущений, абсолютный релятивизм и т. п. Одним из бесе-
дующих в диалоге лиц является представитель киренской
школы математик Феодор, у которого Платон во время своего
путешествия после казни Сократа занимался математикой.
Русский перевод диалога см. в книге: Платон. «Теэтет»,
М. -Л., 1936. — 251.

133 Выступая против античной, в частности афинской, демо-
кратии, Платон защищал и пытался теоретически обосновать
аристократическую форму рабовладельческого государства.
Согласно Платону, в «идеальном государстве» общество
должно делиться на три сословия: философы, пли правители,
которым принадлежит вся полнота государственной власти,
стражи (воины), земледельцы и ремесленники. К. Маркс
писал в I томе «Капитала» о платоновском «идеальном госу-
дарстве»: «Поскольку в республике Платона разделение
труда является основным принципом строения государства,
она представляет собой лишь афинскую идеализацию еги-
петского кастового строя» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-
нения, 2 изд., т. 23, стр. 379). — 251.

134 «Phaedo» («Федоп») — диалог Платона, в котором описы-
ваются последние часы и смерть Сократа и излагается
учение Платона об идеях («теория воспоминания») и бессмер-
тии души. Время написания диалога относят к 80—70 годам
IV в. до н. э., когда Платон уже познакомился с пифаго-
рейской философией, влияние которой сказалось в «Федоне».
Русский перевод диалога см. в книге: Платон. Полное со-
брание творений, т. I, Пб., 1923, стр. 123—210. — 251.

135 «Софист» — диалог Платона, в котором он критикует
взгляды софистов и элеатов, развивает объективно-идеали-
стическое понимание диалектики и свое мистическое учение
об идеях. Русский перевод диалога см. в книге: Платон.
Сочинения, ч. V, М., 1879, стр. 479—574. — 253.

136 Положение Гегеля «что разумно, то действительно; и что
действительно, то разумно», развитое в предисловии к «Фи-
лософии права», рассматривает Ф. Энгельс в работе «Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии»


654 примеча н ия

(см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21,
стр. 274—279). — 254.

137 Критику Аристотелем учения Платона об идеях В. И. Ленин
рассматривает также в своем Конспекте «Метафизики»
Аристотеля (см. настоящий том, стр. 323—332). — 254.

138 См. Л. Фейербах. «Против дуализма тела и души, плоти
и духа» (Избранные философские произведения, т. I, 1955,
стр. 238). - 257.

139 В. И. Ленин имеет в виду постановку вопроса о происхож-
дении мышления и сознания Ф. Энгельсом в «Анти-Дю-
ринге» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20,
стр. 34—35). — 257.

140 Стоики — представители философского направления, осно-
ванного в Афинах Зеноном из Китиона в начале III века
до н. э. и просуществовавшего до VI века н. э. История
стоицизма делится на три периода: древняя, средняя и новая
Стоя. Взгляды стоицизма на природу сложились под влия-
нием учений Гераклита, а также Аристотеля и отчасти
Платона. Стоики различали в мире два начала: претер-
певающее — бескачественную материю и действующее —
разум, логос, бога, «творческий огонь», пронизывающий
собой всю материю. В теории познания стоики исходили из
сенсуалистических предпосылок, считая чувственное пред-
ставление источником всякого знания; критерий истинного
знания они видели в «каталептическом» («схватывающем»)
представлении, которое есть верный и полный отпечаток
предмета. Причинную обусловленность событий стоики пони-
мали в духе фатализма и телеологии, что в значительной
степени сказалось в их этическом учении, выдвинувшем
на первый план понятие долга и считавшем высшим благом
самое добродетель — жизнь в соответствии с природой, с
«универсальным разумом». Консервативная, требовавшая
примирения с действительностью этика стоиков сыграла
значительную роль в возникновении христианства. — 262.

141 В. И. Ленин сравнивает мысль Эпикура с положением
Фейербаха: сущность бога есть не что иное, как обожест-
вленная сущность человека, встречающимся в ряде его
произведений. Аналогичную мысль Ленин отмечает, напри-
мер, в Конспекте «Лекций о сущности религии» (см. настоя-
щий том, стр. 56). — 271.

142 Тропы — доводы, которыми античные скептики пытались
доказать полную относительность чувственных восприятий
и невозможность познания вещей. Первые десять тропов
сформулировал, по-видимому, античный скептик Энесидем
(Энезидем) из К нос с а (конец I в. до н. э. — на ч ало I в. н. э.);


ПРИМЕЧАНИЯ 655

позднее древнеримский философ Агриппа (I—II вв. н. э.)
добавил к ним пять новых тропов. О скептицизме см. также
примечание 20. — 273.

143 Новоплатоники (неоплатоники) — последователи мистиче-
ского философского учения, в основе которого лежал идеа-
лизм Платона. Развивавшийся на протяжении III—V вв.
н. э. неоплатонизм (глава школы Плотин) представлял
собой сочетание стоического, эпикурейского и скептиче-
ского учений с философией Платона и Аристотеля (см,
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 3,
стр. 129). Влияние неоплатонизма было сильно в средние
века, оно отразилось в учениях крупнейших средневековых
богословов, а также в некоторых течениях современной
буржуазной философии. — 277.

144 Каббала — средневековое религиозно-мистическое учение,
представляющее собой смесь идей гностицизма, пифаго-
реизма и неоплатонизма; возникло во II в. в среде наиболее
фанатичных представителей иудаизма, в средние века по-
лучило распространение и среди сторонников христианства
и ислама. Основная мысль этого учения — символическое
толкование «священного писания», каждому слову и числу
которого каббалисты придавали особое мистическое значе-
ние. - 277.

145 Гностики — представители эклектического религиозно-фи-
лософского течения I—II вв. н. э., в основе которого лежало
мистическое учение о достигаемом путем откровения знании,
которое — наряду с аскетическим образом жизни — ведет к
спасению человека из «греховного» материального мира. Уче-
ние гностиков противоречило догматам христианской церкви,
которая выступила против него, в результате чего гности-
цизм утратил свое значение. — 277.

146 Эта запись сделана В. И. Лениным на немецком языке на
второй странице обложки тетради с Конспектом книги
Гегеля «Лекции по философии истории».

«Филеб» — один из поздних диалогов Платона, посвящен
рассмотрению идеи блага (русский перевод см. в книге: Пла-
тон. Полное собрание творений, т. IV, Л., 1929, стр. 105—
185). В «Тимее» Платон развивает, главным образом, свое
мистическое учение о природе (русский перевод см. в книге:
Платон. Сочинения, ч. VI, М., 1879, стр. 371—488). О диало-
гах «Софист» и «Парменид» см. примечания 135 и 68. — 278.

147 Конспект книги Гегеля «Лекции по философии истории»
составлен, по-видимому, после окончания Конспекта «Лек-
ций по истории философии» в первой половине 1915 года;
написан в отдельной тетради, озаглавленной «Hegel». На
второй странице обложки карандашом записан перечень


656 примечания

диалогов Платона, с ссылками на страницы XIV тома
первого издания Сочинений Гегеля, содержащего вторую
книгу «Лекций по истории философии».

Конспект «Лекций по философии истории» значительно
короче двух предыдущих; подробнее всего законспектиро-
вано «Введение», где, по словам Ленина, «много прекрасного
в постановке вопроса» (настоящий том, стр. 289). Не рас-
сматривая подробно гегелевскую идеалистическую концеп-
цию исторического развития, поскольку «здесь Гегель наибо-
лее устарел и антиквирован» (там же), Ленин главным обра-
зом отмечает «зачатки исторического материализма» у Гегеля,
а также его оценки ряда исторических событий (реформации
в Германии, французской революции и других). — 279.

148 «Лекции по философии истории» Гегеля впервые были изданы
после его смерти в 1837 году; источниками послужили как
записи самого Гегеля (в частности, написанная им
в 1830 году большая часть введения), так и его слушателей,
обработанные Э. Гансом. В 1840 году сын философа Карл
Гегель издал второе расширенное издание «Лекций».

В «Философии истории» Гегель указал на необходимость
выявить закономерность исторического процесса, сущность
которого сам он понимал идеалистически как прогресс
в сознании свободы. Общую оценку «Философии истории»
В. И. Ленин дает в своем Конспекте (см. настоящий том,
стр. 289).

На русском языке «Лекции по философии истории» впер-
вые были изданы в 1935 году в VIII томе Сочинений Гегеля;
перевод был сделан со второго немецкого издания, отли-
чающегося от первого издания, которым пользовался
В. И. Ленин, как расположением материала, так и тек-
стуально. — 281.

149 По-видимому, В. И. Ленин имеет в виду произведение
Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, 2 изд., т. 21, стр. 305—308). — 283.

150 В. И. Ленин имеет в виду высказывания Г. В. Плеханова
о влиянии географической среды на развитие производи-
тельных сил, которые встречаются в ряде его произведений;
соответствующие места Ленин отметил, например, в работе
Плеханова «Основные вопросы марксизма» (см. настоящий
том, стр. 456—457). — 284.

151 В. И. Ленин, по-видимому, имеет в виду известное совпа-
дение Положений Гегеля и Фейербаха, которые с противо-
положных позиций подходят к вопросу о происхождении
религии. См., например, настоящий том, стр. 56. Ор.
также тезис Фейербаха: «в божественном существе опред-


ПРИМЕЧАНИЯ 657

мечивает он (человек. — Ред.) свое собственное существо»
(«Лекции о сущности религии». Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 797). — 286.

152 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение из работы
К. Маркса «Гражданская война во Франции»: «Вместо того,
чтобы один раз в три или в шесть лет решать, какой член
господствующего класса должен представлять и подавлять
народ в парламенте, вместо этого всеобщее избирательное
право должно было служить народу, организованному
в коммуны... » (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд.,
т. 17, стр. 344). Это место Ленин использовал в своих работах
«Новое сенатское разъяснение», «О пролетарской милиции»,
«Государство и революция» (Сочинения, 5 изд., том 14,
стр. 143; том 31, стр. 287—288; том 33, стр. 45—46) и
других. — 288.

153 Конспект книги Ж. Ноэля «La logique de Hegel», 1897 («Ло-
гика Гегеля») написан в тетради «Философия» — последней
из серии «Тетрадки по философии» 1914 — 1915 годов —
после выписок из книги Л. Дармштедтера «Руководство по
истории естественных наук и техники» (см. настоящий
том, стр. 356—357). — 291.

154 «Revue de Metaphysique et de Morale» («Журнал Метафизики
и Морали») выходит в Париже с 1893 года; работа Ж. Ноэля
была напечатана в журнале в 1894—1896 годах. — 291.

155 Фрагмент «План диалектики (логики) Гегеля» написан
в тетради «Философия» после Конспекта книги Ж. Ноэля
«Логика Гегеля»; после фрагмента в тетради написаны
заметки о рецензии на книгу А. Э. Гааса «Дух эллинизма
в современной физике» и о книге Т. Липпса «Естествознание
и мировоззрение» (см. настоящий том, стр. 358).

Фрагмент написан на заключительном этапе работы
В. И. Ленина над философской проблематикой в 1914 —
1915 годах и содержит важнейшие положения диалектико-
материалистической теории познания (в частности, о соот-
ношении диалектики, логики и теории познания). Ленин,
очевидно, и позднее возвращался к фрагменту, о чем свиде-
тельствуют некоторые вставки, сделанные в тексте ру-
кописи. — 297.

156 Конспект книги Ф. Лассаля «Die Philosophic Herakleitos des
Dunklen von Ephesos»,
1858 («Философия Гераклита Темного
из Эфеса») написан в тетради «Философия» после заметки
о книге Т. Липпса «Естествознание и мировоззрение» (см.
настоящий том, стр. 358); вслед за Конспектом в тетради
написан фрагмент «К вопросу о диалектике».

Критикуя недостатки книги Лассаля, его философ-
ский идеализм, «списывание, рабское повторение Гегеля»


658 примечания

(настоящий том, стр. 306), Ленин подробно рассматривает
диалектические идеи Гераклита, который, по его словам,
дал «очень хорошее изложение начал диалектического мате-
риализма» (стр. 311). В Конспекте содержится ленинский
фрагмент о тех «областях знания», из которых «должна
сложиться теория познания и диалектика» (стр. 314). — 303.

167 В. И. Ленин имеет в виду свой Конспект «Лекций по истории
философии» Гегеля, в котором он приводит эту цитату (см,
настоящий том, стр. 234). — 305.

158 В. И. Ленин имеет в виду письмо Маркса к Энгельсу от

1 февраля 1858 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,

2 изд., т. 29, стр. 221—224). Это письмо Ленин законспекти-
ровал при чтении четырехтомного немецкого издания Пе-
реписки Маркса и Энгельса (см. В. И. Ленин. Конспект
«Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг. ». М.,
1959, стр. 33). — 305.

159 Упоминаемый здесь В. И. Ленинымотрывок из Плутарха напе-
чатан в переводе на русский язык в Ленинском сборнике XII,
1930, стр. 320. — 307.

160 Ариман — греческое наименование бога древнеперсидской
религии, олицетворяющего злое начало, вечный и неприми-
римый враг своего брата — доброго бога Ормузда. — 310.

161 Зенд-Авеста, или Авеста, — название древнеперсидских ре-
лигиозных книг, в которых изложена религия, по преда-
нию основанная пророком Заратустрой (Зороастром). — 310.

162 Здесь В. И. Ленин противопоставляет идеалистическому по-
ниманию критерия истины Ф. Лассалем взгляд К. Маркса,
который в «Тезисах о Фейербахе» сформулировал диалек-
тико-материалистическое понимание критерия истинности
знания: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление
предметной истинностью, — писал Маркс, — вовсе не вопрос
теории, а практический вопрос. В практике должен доказать
человек истинность, т. е. действительность и мощь, посю-
сторонность своего мышления» (К. Маркс и Ф. Энгельс,
Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 1). — 313.

163 Ниже (стр. 315) В. И. Ленин говорит о неправомерном
смешении Платоном учения Гераклита со взглядами софистов
и о некритическом отношении к этому Ф. Лассаля. Русский
перевод диалога «Кратил» см. в книге: Платон. Сочинения,
ч. V, М., 1879, стр. 198—286. — 314.

164 Фрагмент «К вопросу о диалектике» написан в тетради «Фило-
софия» между Конспектом книги Лассаля о философии
Гераклита и Конспектом «Метафизики» Аристотеля; однако


примечания 659

имеющиеся в тексте фрагмента ссылки на «Метафизику»
дают основание полагать, что он был написан уже после
того, как В. И. Ленин прочел сочинение Аристотеля. Фраг-
мент «К вопросу о диалектике» является, таким образом,
своеобразным обобщением работы В. И. Ленина над фило-
софской проблематикой в 1914—1915 годах.

В этом фрагменте Ленин анализирует диалектический
закон единства и борьбы противоположностей, метафизиче-
скую и диалектическую концепции развития, категории
абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного,
всеобщего, особенного и единичного, логического и истори-
ческого и другие, раскрывает диалектический характер
процесса познания, показывает гносеологические и классо-
вые корни идеализма. — 316.

165 См. также ленинский Конспект «Метафизики» Аристотеля
(настоящий том, стр. 326). — 316.

166 В. И. Ленин имеет в виду книгу П. Фолькмана «Erkennt-
nistheoretische Grundziige der Naturwissenschaften und Hire
Beziehungen zum Geistesleben der Gegenwart» («Теоретико-
познавательные основы естественных наук и их связь с ду-
ховной жизнью нашего времени»); указанное место нахо-
дится на стр. 35 второго издания книги, которое читал
Ленин (см. настоящий том, стр. 353); аналогичные места
Ленин отметил и при конспектировании «Лекций по истории
философии» Гегеля (см. настоящий том, стр. 221 и 233). — 321.

167 См. примечание 75. — 322,

168 Конспект книги Аристотеля «Метафизика», изданной в
1847 году А. Швеглером на греческом языке с немецким
переводом и комментариями, сделан В. И. Лениным в чи-
тальном зале Бернской библиотеки в 1915 году. Этим Конс-
пектом заканчиваются записи в тетради «Философия».
Конспектируя «Метафизику», в которой, по его словам, «за-
дето все, все категории» (настоящий том, стр. 325), Ленин
подчеркнул значение данной в ней критики идеалистиче-
ского учения Платона об идеях, отметил «запросы, искания»
Аристотеля, его подход к материализму и диалектике. В Кон-
спекте Ленин сравнивает различные формы философского
идеализма, раскрывает его гносеологические корни, обус-
ловленные «возможностью отлета фантазии от жизни», и
вместе с тем указывает на роль фантазии «в самой строгой
науке» (см. стр. 330). О «Метафизике» см. примечание 108. —
323.

169 См. Д. И. Писарев. «Промахи незрелой мысли» (Сочинения,
т. 3, 1956, стр. 147—151); эту же мысль Писарева и соот-
ветствующее место из его сочинения В. И, Ленин приводит


660 П РИМЕЧАНИЯ

в книге «Что делать?» (см. Сочинения, 5 изд., том 6,
стр. 172). — 330.

170 Заметка о книге Ф. Ибервега «GrundriВ dеr Geschichte der
Philosophie», 1876—1880 («Очерк истории философии») на-
писана в отдельной тетради среди записей о содержании
различных книг экономического характера. Запись сделана
в Женеве в 1903 году. — 335.

171 Замечания на книгу Ф. Паульсена «Einleitung in die
Philosophie», 1899 («Введение в философию») написаны в
той же тетради, что и заметка о книге Ибервега. После
замечаний на книгу Паульсена в тетради написана «Заметка
о позиции новой «Искры»» (см. Сочинения, 5 изд., том 8,
стр. 105—106). — 335.

172 Заметка о напечатанной во «Frankfurter Zeitung» рецензии
на книги Э. Геккеля «Lebenswunder» («Чудеса жизни») и
«Weltratseb, 1899 («Мировые загадки») написана на отдель-
ном листке; запись сделана позднее 2 (15) декабря
1904 года. Оценку книги Э. Геккеля «Мировые загадки»
В. И. Ленин дал в произведении «Материализм и эмпирио-
критицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 370—378).

«Frankfurter Zeilungfr («Франкфуртская Газета») — орган
крупных немецких биржевиков, издавалась ежедневно
с 1836 по 1943 год во Франкфурте-на-Майне; вновь начала
выходить в 1949 году под названием «Frankfurter Allgemeine
Zeitung» («Всеобщая Франкфуртская Газета»). — 339.

173 Заметки о книгах по естествознанию и философии в Сорбонн-
ской библиотеке написаны карандашом на двух отдельных
листках бумаги в первой половине 1909 года. В рукописи
названия книг написаны на языке оригинала, в настоящем
издании они даются в переводе на русский язык; подлинные
названия книг см. в Указателе литературных работ и источ-
ников, цитируемых и упоминаемых В. И. Лениным. — 340.

174 «Vierteljahrsschrift fur wissenschaftliche Philosophie» («Трех-
месячннк Научной Философии») — журнал эмпириокрити-
ков (махистов); издавался в Лейпциге с 1876 по 1916 год
(с 1902 года под названием «Vierteljahrsschrift fur wissen-
schaftliche Philosophie und Soziologie» («Трехмесячник
Научной Философии и Социологии»)). Журнал основан
Р. Авенариусом, по 1896 год выходил под его редакцией;
после 1896 года издавался при содействии Э. Маха, сотруд-
никами журнала были В. Вундт, А. Риль, В. Шуппе и
другие.

Ленинская оценка журнала дана в книге «Материализм
и эмпириокритицизм» (см. В. И. Ленин. Сочинения, 5 изд.,.
том 18, стр. 336). — 340.


ПРИМЕ Ч АНИЯ 661

175 «Archiv fur systemalische Philosophies («Архив Системати-
ческой Философии») — журнал идеалистического направле-
ния; издавался в Берлине с 1895 по 1931 год как вто-
рой самостоятельный отдел журнала «Archiv fur Philo-
sophic» («Архив Философии»). Первым редактором журнала
был П. Наторп. С 1925 года журнал начал выходить под на-
званием «Archiv fur systematische Philosophie und Soziolo-
gie» («Архив Систематической Философии и Социологии»).

Первая часть статьи В. Норштрёма (Naives und wissen-
schaftliches Weltbild» («Наивная и научная картина мира»)
была опубликована в четвертом выпуске журнала за
1907 год. — 342.

176 Запись о книгах Ф. Рааба и Ж. Перрена сделана в тетради
«Австрийская сельскохозяйственная статистика и другое»
не ранее 1913 года. — 343.

177Заметка о рецензии О. Бауэра на книгу И. Пленге «Магх
und Hegel», 1911 («Маркс и Гегель») написана в 1913 году
среди библиографических выписок по разным вопросам
в тетради «Австрийская сельскохозяйственная статистика
и другое»; книгу Пленге Ленин прочитал позднее (см. на-
стоящий том, стр. 360—362). Рецензия Бауэра была напе-
чатана в журнале «Archiv fur die Geschichte des Sozialismus
und der Arbeiterbewegung», 1913, № 3 («Архив Истории Со-
циализма и Рабочего Движения»), издававшемся австрийским
экономистом и историком социал-демократом К. Грюнбер-
гом в Лейпциге в 1910—1930 годах; всего было издано
15 томов. — 343.

178 Заметка о напечатанной в журнале «Mind» № 86 за 1913 год
рецензии Ф. К. С. Шиллера на книгу Р. Б. Перри «Совре-
менные философские тенденции» написана не ранее апреля
1913 года в тетради «Австрийская сельскохозяйственная
статистика и другое».

«Mind» («Мысль») — журнал идеалистического направле-
ния, посвященный вопросам философии и психологии;
издается с 1876 года в Лондоне, в настоящее время — в Эдин-
бурге; первым редактором журнала был профессор К. Ро-
бертсон. — 343.

179 Заметка о напечатанной в «Revue philosophique» № 12 за
1912 год рецензии Ж. Сегона на книгу А. Алиотта «Идеали-
стическая реакция против науки» написана в 1913 году
в конце тетради «Австрийская сельскохозяйственная ста-
тистика и другое».

«Revue Philosophique йе la France et de I'Etranger» («Обозре-
ние Французской и Иностранной Философии») — ежеме-
сячный журнал, основанный в Париже в 1876 году фран-
цузским психологом Т. Рибо. — 344,


662 ПРИМЕ Ч АНИЯ

180 Запись о содержании томов Сочинений Фейербаха (издание
В. А. Болина и Ф. Иодля) и Гегеля (первое немецкое изда-
ние) сделана В. И. Лениным на немецком языке на отдельном
листке бумаги того же качества и формата, что и те, на кото-
рых написано начало Конспекта «Науки логики» Гегеля и
которые были вклеены в тетрадь «Hegel. Логика I» позднее.
Это дает основание предполагать, что запись о содержании
томов Сочинений Фейербаха и Гегеля была сделана до того,
как В. И. Ленин приступил к конспектированию «Науки
логики», т. е. в сентябре 1914 года. — 346.

181 Заметки «К новейшей литературе о Гегеле) написаны в
конце тетради «Hegel. Логика III». Запись начинается на
последней странице тетради и продолжается на предпослед-
ней, между концом Конспекта «Науки логики» и началом за-
меток в тетради имеются чистые страницы. Характер записи
позволяет предположить, что В. И. Ленин начал писать
настоящие заметки до окончания Конспекта «Науки ло-
гики». — 347.

182 В. И. Ленин называет представителей английского неоге-
гельянства
(или «англо-гегельянства») Ф. Бредли и, оче-
видно, Эдуарда Кэрда, которые вместе с Т. Грином, Джо-
ном Кэрдом и другими использовали абсолютный идеализм
Гегеля для теоретического обоснования религии, для борьбы
против материализма и естествознания, особенно — дарви-
низма. Во второй половине XIX века в развитии философии
ряда европейских стран и США наметился известный
«поворот к Гегелю» (Ленин). В Англии он начался с выходом
в свет в 1865 году книги Д. Г. Стирлинга «The Secret of Hegel»
(«Секрет Гегеля»). В период перерастания домонополисти-
ческого капитализма в империализм эмпирическая филосо-
фия (И. Бентам, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер) с ее принципом
этического индивидуализма уже не удовлетворяла интересы
консервативных кругов английской буржуазии; внимание
ее идеологов привлек абсолютный идеализм Гегеля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: