РЕЛИГИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ 27 глава




10-часовой билль — законопроект о 10-часовом рабочем
дне для работниц и подростков — был принят английским
парламентом в 1847 году. — 40.

31 Конспект книги Л. Фейербаха «Vorlesungen uber das Wesen
der Religion»,
1851 («Лекции о сущности религии»), написан
на отдельных листах бумаги, сложенных пополам в виде
тетради; на первой странице указан шифр парижской
Национальной библиотеки. Точных данных о времени
составления Конспекта нет. Известно, что В. И. Ленин
работал в Национальной библиотеке с января по июнь
1909 года, однако в Париже он жил до пюня 1912, а в по-
следний раз приезжал туда в январе 1914 года, следова-
тельно, Конспект мог быть составлен и позднее 1909 года.
Содержание Конспекта не дает однозначного ответа на вопрос
о дате его написания, однако оно позволяет с большой сте-
пенью вероятности предположить, что Ленин относил этот
Конспект к серии «Тетрадки по философии. Гегель, Фейер-
бах и разное»; об этом говорят имеющиеся в других тетрад-
ках этой серии ссылки на «Лекции о сущности религии»,
а также аналогичная заголовкам других тетрадей и сделан-
ная очевидно позднее надпись синим карандашом на первой
странице Конспекта: «Фейербах. Том 8-ой».

«Тетрадки по философии. Гегель, Фейербах и разное» со-
держат материалы, различные как по характеру, так и по
значимости. Работать над ними Ленин начал, по-видимому,
в сентябре 1914 года после приезда в Берн из Доронина.
Философскую литературу он читал и конспектировал глав-
ным образом в читальном зале Бернской библиотеки, на
что указывают имеющиеся в рукописях шифры, а также
сохранившиеся библиотечные требовательные карточки.
В воспоминаниях об этом периоде Н. К. Крупская писала:
«... Ильич... тотчас же по приезде в Берн засел за составление
для Энциклопедического словаря Граната статьи «Карл
Маркс», где, говоря об учении Маркса, начал с очерка его
миросозерцания, с разделов «философский материализм»
и «диалектика»... В связи с писанием глав о философском
материализме и диалектике Ильич стал опять усердно
перечитывать Гегеля и других философов и не бросил эту
работу и после того, как окончил работу о Марксе»
(Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине. М., 1957,
стр. 238—239).

На выбор основных конспектируемых произведений
очевидно оказала влияние «Переписка К. Маркса и Ф. Эн-
гельса», которую Ленин тщательно изучил и законспекти-
ровал в конце 1913 года (см. В, И. Ленин. Конспект «Пе-


ПРИМЕЧАНИЯ



реписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг. », М., 1959).
Характеризуя содержание переписки, Ленин говорил, что
ее «фокусом», «центральным пунктом, к которому сходится
вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей» является диа-
лектика (см. Сочинения, 5 изд., том 24, стр. 264). Диалектике
уделяет главное внимание и Ленин в своих философских
конспектах, фрагментах, заметках 1914—1915 годов. Иссле-
дование фундаментальных проблем материалистической диа-
лектики в «Тетрадках по философии» имело важное значе-
ние для марксистского анализа характера первой мировой
войны, для разработки теории империализма, для развития
теории социалистической революции, учения о государстве,
стратегии и тактики партии, данных в других ленинских
произведениях этого периода.

Точные даты написания каждой тетрадки не известны;
Лениным указана лишь дата окончания Конспекта «На-
уки логики» (17 декабря 1914 года), кроме того, на ос-
нове сохранившихся требовательных карточек Бернской
библиотеки установлена точная дата написания заметки
о книге Генова. Ниже приводится перечень «Тетрадок»
в наиболее вероятной последовательности их написания
(исключение представляет Конспект книги Фейербаха о фи-
лософии Лейбница — см. примечание 51).

Тетрадь «Фейербах»
Тетрадь «Hegel. Логи- ка I» Тетрадь «Hegel. Логи- ка II» Тетрадь «Hegel. Логи- ка III»
Тетрадь «(разное+) Hegel»

1. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии».

2. Конспект книги Фейербаха
«Изложение, анализ и крити-
ка философии Лейбница».

3. Конспект книги Гегеля «Нау-
ка логики». Начало.

4. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Продолжение.

5. Конспект книги Гегеля «Нау-
ка логики». Окончание.

6. Заметки «К новейшей лите-
ратуре о Гегеле».

7. Заметка о рецензии на книгу
Ж. Перрена «Трактат по физи-
ческой химии. Принципы».

8. Заметка о книге П. Генова
«Теория познания и метафи-
зика Фейербаха».

9. Заметка о книге П. Фолькмана
«Теоретико-познавательные ос-
новы естественных наук».

 

10. Заметка о книге М. Ферворна
«Биогенная гипотеза».

11. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по истории философии».
Начало.



ПРИМЕ Ч АНИЯ


Тетрадь «Hegel»
Тетрадь «Hegel» Тетрадь «Философия»

12. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по истории философии».
Окончание.

13. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по философии истории».

14. Заметка о книге Ф. Данне-
мана «Как создавалась наша
картина мира».

15. Выписки из книги Л. Дарм-
штедтера «Руководство по
истории естественных наук и
техники».

16. Выписки из книги Наполеона
«Мысли».

17. Конспект книги Ж. Ноэля
«Логика Гегеля».

18. Фрагмент «План диалектики
(логики) Гегеля».

19. Заметка о рецензии на книгу
А. Э. Гаасса «Дух эллинизма
в современной физике».

20. Заметка о книге Т. Липпса
«Естествознание и мировоз-
зрение».

21. Конспект книги Ф. Лассаля
«Философия Гераклита Тем-
ного из Эфеса».

22. Фрагмент «К вопросу о диа-
лектике».

23. Конспект книги Аристотеля
«Метафизика».

В настоящем издании «Философских тетрадей» материалы
«Тетрадок по философии» помещены в двух разделах: кон-
спекты и фрагменты — в первом (стр. 41—332), заметки
о книгах, статьях и рецензиях — во втором (стр. 346—358);
и в том, и в другом случаях сохранена наиболее вероят-
ная хронологическая последовательность документов, исклю-
чение, как сказано выше, представляет Конспект книги
Фейербаха о философии Лейбница. — 41.

32 «Лекции о сущности религии», в основу которых положена
работа «Das Wesen der Religion», 1845 («Сущность религии»),
Фейербах читал в Гейдельберге с 1 декабря 1848 по 2 марта
1849 года; лекции читались в здании ратуши, так как уни-
верситетское начальство не разрешило философу выступать
в стенах университета. «Лекции о сущности религии» впер-
вые были опубликованы в 1851 году, на русском языке
изданы в 1926 году; вошли в Избранные философские про-
изведения Фейербаха, т. II, 1955, стр. 490—894. — 43.


примечания 633

33 Имеются в виду следующие сочинения Л. Фейербаха: «Ge-
schichte der neuern Philosophie von Bacon von Verulam bis
Benedict Spinoza», 1833 («История новой философии от
Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы») и «Darstel-
lung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie»,
1837 («Изложение, анализ и критика философии Лейбница»);
ленинский Конспект последнего сочинения см. в настоящем
томе, стр. 65—76. Ниже при конспектировании второй
лекции В. И. Ленин упоминает сочинение Фейербаха «Pierre
Bayle... », 1838 («Пьер Бейль... »). — 44.

34 Имеется в виду сочинение Л. Фейербаха «Die Gedanken iiber
Tod und Unsterblichkeit» («Мысли о смерти и бессмертии»),
вышедшее анонимно в 1830 году. Основное содержание этой
работы шло вразрез с официальной христианской догматикой,
в ней отрицалось личное бессмертие; когда стало известно
имя автора сочинения, оно было конфисковано, а Фейербах
подвергся преследованиям и был уволен из Эрлангенско-
го университета, приват-доцентом которого он являлся
с 1828 года. — 44.

35 «Сущность христианства» («Das Wesen des Christentums») —
главное философское произведение Л. Фейербаха; первое
издание вышло в Лейпциге в 1841 году. Книга, провозгла-
сившая «торжество материализма» (Энгельс), оказала огром-
ное влияние на идейное развитие передовой интеллигенции
как в Германии, так и за ее пределами, в том числе и в Рос-
сии. Первый русский перевод «Сущности христианства» был
издан в 1861 году. — 44.

36 В. И. Ленин сравнивает определение Л. Фейербахом основ-
ного вопроса философии с определением его К. Марксом и
Ф. Энгельсом. Ниже (настоящий том, стр. 47 и 51) он прямо
ссылается на известную формулировку основного вопроса
философии, данную в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285). — 45.

37 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер-
баха: «Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому
себе,
то есть любовь к человеческому существу, ту любовь,
которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех
тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития
которых человек не есть настоящий, совершенный человек и
не может им быть» (Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 546—547). — 45.

38 Перед этим Фейербах пишет: «... Каждое чувство обоже-
ствляет только само себя. Короче говоря, истина естествен-
ной религии опирается исключительно на истину чувств»


634 примечания

(Л. Фейербах, Избранные философские произведения, т. II,
1955, стр. 588). Мысли Фейербаха о чувственности как основе
обожествления явлений природы содержатся уже в работе
«Grundsatze der Philosophie der Zukunft», 1843 («Основ-
ные положения философии будущего»), свое полное разви-
тие они получили в сочинении «Das Wesen der Religion»,
1846 («Сущность религии»). — 47.

39 В. И. Ленин имеет в виду определение Ф. Энгельсом основ-
ного вопроса философии, данное им в работе «Людвиг Фейер-
бах и конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285); это
же место Ленин имеет в виду ниже (см. настоящий том,
стр. 51). — 47.

40 Термин «агностицизм» был введен в 1869 году английским
естествоиспытателем Т. Гексли. В. И. Ленин в статье «К два-
дцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена» (1913) следующим
образом поясняет его значение: «Агностицизм (от греческих
слов «а» — не и «гносис» — знание) есть колебание между
материализмом и идеализмом, т. е. на практике колебание
между материалистической наукой и поповщиной. К агно-
стикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма
(позитивисты, реалисты и пр.) и современные «махисты»»
(Сочинения, 5 изд., том 23, стр. 118). — 52.

41 В. И. Ленин противопоставляет здесь отношение к естество-
знанию материалиста Л. Фейербаха и субъективного идеа-
листа Э. Маха. Отношение философии Маха к естествозна-
нию Ленин рассматривает в книге «Материализм и эмпирио-
критицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). — 52.

42 И. Дицген развивал аналогичные мысли. Например, в книге
«Сущность головной работы человека» в параграфе «Дух
и материя», он писал: «Уже давно, в особенности со времен
христианства, вошло в привычку с презрением относиться
к материальным, чувственным, плотским вещам, поедаемым
молью и ржавчиной» (см. Избранные философские произве-
дения, 1941, стр. 57). — 52.

43 В. И. Ленин сравнивает ошибочное высказывание Л. Фейер-
баха о том, что «и духовная деятельность — телесна» с ана-
логичными мыслями И. Дицгена, встречающимися в ряде
его работ. Выступая против идеалистического отрыва мышле-
ния от его материального субстрата — мозга, Дицген сделал
неверную попытку «расширить» понятие материи, включив
в него и мышление. На «некоторую путаницу» понятий у
Дицгена указывал К. Маркс, познакомившись с рукописью
его книги «Сущность головной работы человека», (см.
письмо Л. Кугельману от 5 декабря 1868 года — К. Маркс и


ПРИМЕЧАНИЯ 635

Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXV, 1936, стр. 544). Неправомер-
ное смешение основных философских категорий Дицгеном
отмечает и В. И. Ленин при чтении его книги «Мелкие фило-
софские работы» (см. настоящий том, стр. 379, 381, 384—385
и другие). В книге «Материализм и эмпириокритицизм»
Ленин показал несостоятельность попытки расширить поня-
тие материи (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 256—263).
«Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют,
это верно, — писал он. — Но назвать мысль материаль-
ной — значит сделать ошибочный шаг к смешению мате-
риализма с идеализмом. В сущности, это скорее неточность
выражения у Дицгена... » (там же, стр. 257). — 52.

44 Отмечаемые В. И. Лениным здесь и ниже (см. настоящий том,
стр. 57, 58) «зародыши», «зачатки» исторического материа-
лизма у Фейербаха не получили дальнейшего развития
в его философии. В понимании общественной жизни Фейер-
бах, как отмечал Ф. Энгельс, «еще не освободился от ста-
рых идеалистических пут, что признавал он сам, говоря:
«Идя назад, я с материалистами; идя вперед, я не с ними»»
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21,
стр. 289). — 53.

45 О зачатках исторического материализма у Чернышевского
говорится также в книге Г. В. Плеханова «Н. Г. Черны-
шевский»; читая книгу, В. И. Ленин отметил соответству-
ющие места (см., например, настоящий том, стр. 549, 559—
560). - 58.

46 «Манифест Коммунистической партии» был написан в конце
1847 и издан в феврале 1848 года; оценивая значение «Мани-
феста», В. И. Ленин писал: «В этом произведении с гениаль-
ной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание,
последовательный материализм, охватывающий и область
социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее
и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и
всемирно-исторической революционной роли пролетариата,
творца нового, коммунистического общества» (Сочинения,
5 изд., том 26, стр. 48).

«Neue Rheinische Zeitung» («Новая Рейнская Газета»),
созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом, выходила ежедневно
в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 года. Газета, высту-
пившая под знаменем демократии, представляла интересы
всех прогрессивных сил немецкого народа и в первую оче-
редь рабочего класса. В работах Маркса и Энгельса, напе-
чатанных в газете, сформулирован ряд важнейших теорети-
ческих положений, разработанных на основе опыта револю-
ции 1848—1849 годов (о формах буржуазного государства,
о революционной диктатуре народа, о сплочении рабочего


ПРИМЕЧАНИЯ

класса и вовлечении в революционную борьбу широких
крестьянских масс и другие).

Книга Энгельса «Die Lage der arbeitenden Klasse in Eng-
land»
(«Положение рабочего класса в Англии») опубли-
кована в 1845 году (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, 2 изд., т. 2, стр. 231—517). В этой книге Энгельс
исследовал условия возникновения и развития промышлен-
ного пролетариата, показал его прогрессирующее обнища-
ние, дал яркое описание экономических кризисов, вскрыл
всемирно-историческую роль пролетариата в ниспроверже-
нии капитализма. Характеризуя основные положения этой
кнпги, Ленин писал: «Энгельс первый сказал, что пролета-
риат не только страдающий класс; что именно то позорное
экономическое положение, в котором находится пролетариат,
неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за
свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат
сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса
неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них
нет выхода вне социализма» (Сочинения, 5 изд., том 2,
стр. 9). — 58.

47 В. И. Ленин имеет в виду следующие слова Фейербаха:
«... божество состоит, так сказать, из двух составных частей,
из которых одна принадлежит фантазии человека, другая —
природе. Молись! — говорит одна часть, то есть бог, отлич-
ный от природы; работай! — говорит другая часть, то
есть бог, не отличающийся от природы, а лишь выражаю-
щий ее существо; ибо природа — рабочая пчела, боги же —
трутни» (Избранные философские произведения, т. II, 1955,
стр. 846). — 59.

48 Имеется в виду приведенная Фейербахом цитата из сочи-
нения П. Гассенди «Exercitationum paradoxicarum adversus
Aristoteleos», 1624 («Парадоксальные упражнения против
Аристотеля») (см. Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 865—866). — 63.

49 Антропологический принцип — основное положение фило-
софии Фейербаха, в соответствии с которым человек рас-
сматривается как часть природы, как естественное, биоло-
гическое существо. Антропологический принцип был на-
правлен против религии и идеализма. Однако, рассматривая
человека в отрыве от конкретно-исторических обществен-
ных отношений, антропологический принцип не раскрывает
его действительную социальную природу и ведет к идеа-
лизму в понимании законов исторического развития.
Н. Г. Чернышевский в борьбе против идеализма также
исходил из антропологического принципа, специально посвя-
тив этому вопросу работу под названием «Антропологи-
ческий принцип в философии» (см. Н. Г. Чернышевский,


ПРИМЕЧАНИЯ 637

Полное собрание сочинений, т. VII, М., 1950, стр. 222—
295). — 64.

50 В сочинении «Theogonie nach den Quellen des klassischen,
hebraischen und christlichen Altertums», 1857 («Теогония пo
источникам классической, еврейской и христианской древ-
ности») Л. Фейербах исследует происхождение представле-
ний о боге (греч. —, — происхождение, или родослов-
ная, богов). Упомянутые В. И. Лениным параграфы 34 и
36 озаглавлены: ««Христианское» естествознание» и «Теорети-
ческие основы теизма». — 64.

51 Конспект книги Л. Фейербаха «Darstellung, Entwicklung und
Kritik der Leibnizschen Philosophic»
(«Изложение, анализ и
критика философии Лейбница») написан в отдельной тетради,
озаглавленной «Фейербах»; Конспект составлен по IV тому
второго немецкою издания Сочинении Фейербаха. Главное
внимание уделено здесь изложению Фейербахом философ-
ской системы Лейбница, рассматривая которую Ленин ука-
зывает на ее идеалистический характер и вместе с тем
отмечает глубокие диалектические идеи философа. Сопоста-
вление начала Конспекта с началом статьи «Карл Маркс»,
где В. И. Ленин, сравнивая основной текст с добавлениями
1847 года, говорит об эволюции взглядов Фейербаха,
дает основание полагать, что он был написан до окончания
этой статьи, рукопись которой была отправлена из Берна
в Россию (в редакцию Энциклопедического словаря Гранат)
4 (17) ноября 1914 года. В настоящем издании Конспект
книги Фейербаха о философии Лейбница располагается
перед Конспектом «Науки логики», несмотря на то, что
начат он был, очевидно, позднее последнего (см. примеча-
ние 31), для того, чтобы объединить конспекты обоих про-
изведений Фейербаха и не нарушать последовательность
конспектов произведений Гегеля.

Сочинение Фейербаха о философии Лейбница было
написано в 1836 году, а добавления к нему — в 1847 (первое
немецкое издание книги вышло в 1837 году, дополненное —
в 1848, в пятом томе первого издания Сочинений Фейер-
баха). — 65.

52 В указанном месте Фейербах пишет: «Философия Спинозы —
телескоп, делающий доступными для человеческого глаза
предметы, невидимые в силу их отдаленности; философия
Лейбница — микроскоп, делающий видимыми предметы, не-
заметные в силу их малой величины и тонкости» (Samtliche
Werke, Bd. IV, 1910, S. 34). — 67.

53 В. И. Ленин имеет в виду письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от
10 мая 1870 года, в котором Маркс пишет о своем «прекло-
нении перед Лейбницем»; это место отмечено в ленинском


ПРИМЕЧАНИЯ

Конспекте «Переписки» (см. В. И. Ленин. Конспект «Пе-
реписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг. », 1959,
стр. 129). — 68.

54 Энтелехия — термин идеалистической философии, означаю-
щий, по Аристотелю, внутренне присущую предмету цель,
которая посредством своей деятельности из возможной пре-
вращается в действительную. По Лейбницу, энтелехия —
стремление монады к реализации потенциально заключен-
ного в ней совершенства. — 70.

55 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер-
баха: «Предустановленная гармония, хотя это его любимое
детище, — слабая сторона Лейбница... Предустановленная
гармония, понимаемая в чисто внешнем смысле по отношению
к монаде, в корне противоречит духу философии Лейбница»
(Samtliche Werke, Bd. IV, 1910, S. 95). Теологическое
понятие «предустановленной гармонии» Лейбниц вводит для
того, чтобы объяснить, каким образом монады, каждая из
которых индивидуальна и следует только закону своего
внутреннего развития, вместе с тем в каждый данный мо-
мент времени находятся в точном соответствии, в гармонии
друг с другом. Это, по мысли Лейбница, объясняется тем,
что уже при создании монад бог обеспечил их единство,
предустановил их гармонию. — 70.

56 Окказионализм (от лат. occasio — случай) — религиозно-иде-
алистическое течение в философии XVII в., в основе кото-
рого лежит выдвинутая Р. Декартом идея дуализма души и
тела. Окказионалисты доказывали, что душа и тело являются
особыми, самостоятельными сущностями, что все действия
(как физические, так и психические) и взаимосвязь между
ними осуществляются богом, что человек полностью зависит
от «божьего промысла» и т. п. Главными представителями
окказионализма были И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Маль-
бранш. — 71.

57 «Теодицея» («оправдание бога») — сокращенное название
книги Лейбница «Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu,
la liberte de l'homme et l'origine du mal», 1710 («Опыты теоди-
цеи о благости бога, свободе человека и происхождении зла»);
русский перевод книги был издан в 1887—1892 годах.

Онтологический довод за бытие бога (онтологическое дока-
зательство бытия бога) — одна из наиболее распространен-
ных в теологии попыток логически доказать существование
бога и тем самым рационально обосновать веру в него;
впервые выдвинуто одним из «отцов церкви» Августином
«Блаженным» (354—430) и развито средневековым теологом-
схоластом Ансельмом Кентерберийским (1033—1109). '«Это


примечания 639

доказательство, — писал Ф. Энгельс, — гласит: «Когда мы
мыслим бога, то мы мыслим его как совокупность всех
совершенств. Но к этой совокупности всех совершенств
принадлежит прежде всего существование, ибо существо,
не имеющее существования, по необходимости несовершенно.
Следовательно, в число совершенств бога мы должны вклю-
чить и существование. Следовательно, бог должен существо-
вать»» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20,
стр. 42). С критикой онтологического доказательства высту-
пал ряд философов как в средние века, так и в новое время
(в том числе Дж. Локк, Вольтер и другие). Материалистиче-
ская философия окончательно опровергла как онтологиче-
ское, так и другие доказательства бытия бога, которые,
по словам Маркса, «представляют собой не что иное, как
пустые тавтологии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних
произведений. 1956, стр. 97). — 71.

58 Сочинение Лейбница «Nouveaux essais sur Ventendement
humain»,
1764 («Новые опыты о человеческом разуме»)
направлено против книги Дж. Локка «An Essay concerning
Human Understanding», 1690 («Опыт о человеческом разуме»),
в котором была развита сенсуалистическая теория познания.
К основному тезису сенсуализма: «nihil est in intellectu,
quod non prius fuerit in sensu» («нет ничего в интеллекте, чего
бы прежде не было в чувстве») Лейбниц, защищавший ра-
ционализм, добавлял: «nisi intellectus ipse» («кроме самого
интеллекта»). — 71.

59 В. И. Ленин имеет в виду признание Кантом необходимыми,
безусловными, истинными лишь априорных, независимых от
опыта знаний, что является одним из основных положений
идеалистической теории познания Канта. Ниже Ленип отме-
чает сравнение Фейербахом основных сочинений Лейбница
и Канта (см. настоящий том, стр. 72). — 71.

60 Имеется в виду произведение немецкого философа-карте-
зианца И. Клауберга «Defensio Cartesiana», 1652 («Защита
картезианства»). — 72.

61 Диссертация Фейербаха «De Ratione una, universall, infinita»,
представленная в 1828 году для получения права чтения
лекций в Эрлангенском университете, была напечатана в пере-
воде на немецкий язык под названием: «Uber die Vernunft;
ihre Einheit, Allgemeinheit, Unbegrenztheit» («О разуме;
его единстве, всеобщности, безграничности») в IV томе вто-
рого издания Сочинений Фейербаха. — 76.

62 В. И. Ленин имеет в виду произведение Фейербаха «Спиноза
и Гербарт» (1836), напечатанное в IV томе второго издания
Сочинений Фейербаха. — 76,


ПРИМЕЧАНИЯ

63 Имеется в виду написанное в 1843 году письмо JI. Фейербаха
К. Марксу, в котором подвергается критике философия
Шеллинга (см. L. Feuerbach. Samtliche Werke, Bd. IV,
1910, S. 434—440). Письмо Фейербаха написано в ответ на
письмо Маркса к нему от 3 октября 1843 года (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 27, стр. 375—377). — 76.

64 Конспект книги Гегеля «Наука логики» записан в трех
тетрадях, имеющих общую нумерацию страниц 1—115 и
озаглавленных, соответственно, «Hegel. Логика I», «Hegel.
Логика II» и «Hegel. Логика III». На обложке первой тет-
ради Лениным написан также общий заголовок всей серии:
«Тетрадки по философии. Гегель, Фейербах и разное», а
на внутренней стороне обложки записано содержание томов
Сочинений Гегеля (см. настоящий том, стр. 78); первые
четыре страницы рукописи написаны на вклеенных в те-
традь листках в клетку, меньшего формата, чем сама тетрадь,
и аналогичных тому, на котором записано содержание то-
мов Сочинений Фейербаха и Гегеля (см. стр. 346); это
свидетельствует о том, что тетрадь «Hegel. Логика I» была
начата раньше других «Тетрадок по философии» 1914—
1915 годов (см. примечание 31). На обложке второй тетради
помечено: «NB стр. 7 6» (на этой странице начинается кон-
спект третьего раздела «Учения1 о понятии» — «Идея» —
см. настоящий том, стр. 174). В конце страницы 111-ой (3-я
тетрадь) указана дата окончания работы Ленина над Кон-
спектом: «Конец «Логики». 17. XII. 1914». После 115 стра-
ницы, на которой кончается Конспект, следуют чистые
листы, а на последних двух страницах тетради «Hegel. Ло-
гика III» написаны заметки «К новейшей литературе о
Гегеле» (см. стр. 347—350). Параллельно с «Наукой логики»
Ленин конспектирует ряд разделов первой части «Энцикло-
педии философских наук».

Конспект главного произведения Гегеля занимает цеп-
тральное место среди ленинских философских конспектов
1914—1915 годов. В нем Ленин раскрывает идеализм и
историческую ограниченность гегелевской логики, показы-
вая вместе с тем, что в мистической форме Гегель прослежи-
вает «отражение в движении понятий движения объектив-
ного мира» (стр. 160). Ленин рассматривает все основные
законы, категории, элементы диалектики, их связь с прак-
тикой, соотношение диалектики, логики и теории познания,
диалектический характер развития философии, естество-
знания, техники. В Конспекте содержится важнейший ле-
нинский фрагмент об элементах диалектики (см. стр. 202—
203). — 77.

65 Имеется в виду первое немецкое издание Сочинений Гегеля;
1—18 тома вышли в 1832—1845 годах, 19 (дополнительный)
том в двух частях вышел в 1887 году. В. И. Ленин выписал


примечания 641

содержание этих томов на обложке тетради «Hegel. Логика I»
(см. настоящий том, стр. 78); на русском языке вышло
14 томов Сочинений Гегеля (тт. I—XIV, 1929—1959). — 79.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: