— и символика — 108.
— совпадение понятий с «синтезом», суммой, сводкой эмпи-
рии — 257.
— универсальная гибкость понятий — 99.
— есть форма отражения природы в познании человека — 164,
См. также Категории.
Постепенность — 110—113.
— перерыв постепенности — см. Переход, Скачок.
Право — 35—36.
Прагматизм — 345, 475, 490, 504, 510—512, 520, 522.
— и агностицизм — 478.
— и бессознательное — 507.
— и неопозитивизм — 341.
— и А. Пуанкаре — 480—481, 525,
— и рационализм — 484, 511.
— и религия — 477.
— и скептицизм — 504—505, 512.
— софистика прагматизма — 478.
764 предметный указатель
Практика — 169—170, 196, 199—200, 308.
— и действительность — 195, 199.
— и идеи — 27.
— в теории познания — 194 — 195, 197—200.
— единство познания и практики в теории познания — 200.
— и категории логики — 82, 172, 177.
— необходимо соединение познания и практики — 198.
— как критерий объективности познания — 183 — 184, 198,
252, 301—302, 511.
— практика и техника как критерий истины — 183.
— практика человека и человечества есть критерий, про-
верка объективности познания — 193.
— практикой своей доказывает человек объективную пра-
вильность своих идей, понятий, знаний, науки — 173.
— проверка фактами, практикой в каждом шаге анализа —
302.
— результат действия есть проверка субъективного позна-
ния п критерий истинносущей объективности — 200.
— как ступень развития истины — 182— 183.
— и теория — 27, 30, 33-34, 190, 194—195, 288, 550.
— практика выше (теоретического) познания — 195.
См. также Опыт.
Предел — см. Граница.
Представление — 55, 72, 150, 483.
— и здравый смысл — 205—206.
— и истина — 256—257, 262.
— и мышление — 83, 128, 206, 209, 264.
— и понятие — 160, 174, 187—188, 256—257.
— и ощущение — 262—264.
— и противоречие — 125— 128.
Предустановленная гармония — 19, 70.
Прерывное и непрерывное — 64, 70, 106, 231 — 233, 238.
— движение есть единство непрерывности и прерывности
(времени и пространства) — 231.
Природа — 32-33, 53, 68, 70, 75, 119, 131, 163, 236—239, 267—
268, 292, 446, 502.
__ „ бог — 44, 48—52, 55, 59—60, 63, 139, 238—239.
— есть все кроме сверхприродного (по Фейербаху) — 47.
— Гегель природу сослал в примечания (Фейербах) — 112.
— диалектика природы — 100, 112, 122, 139, 178—179, 185,
189, 229, 316—317, 321.
— борьба противоречий — 122, 316—317.
— и принцип единства — 229.
— скачки в природе — 112.
— и дух (духовное) — 82, 92, 151, 186, 214—215, 358, 503.
—,:аконы природы — 142, 169—171, 240, 258, 330, 491.
— законы внешнего мира, природы суть основы целесооб-
разной деятельности человека — 169.
предметный указатель 765
— и история — 283.
— и конкретна и абстрактна, и явление и суть, и мгновение и
отношение — 190.
— необходимость природы — 53 — 55, 168, 315.
— незнание природы — см. Познание.
— и человек — 44—45, 47, 51—52, 131, 169—170, 172—173,
183—184, 194—195, 286, 417.
См. также Действительность, Материя, Мир.
Причина (причинность) — 55, 142—146, 160, 170, 222, 298—
301, 310- 311, 329, 351.
— действительное познание причины есть углубление позна-
ния от внешности явлений к субстанции — 142 — 143.
— в истории — 143 — 144.
— каузальность есть лишь одно из определений универсальной
связи — 146.
— и опосредствование — 147.
— и основание — 129, 199.
— отношение причинности — 144 — 147.
— и повод — 143.
— и следствие — 51, 385.
— лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи,
лишь звенья в цепи развития материи — 143 — 144.
— условный характер причинности — 189,
— и функциональность — 471.
— и цель — 258.
См. также Связь.
П рогресс — 103.
— и регресс в истории — 18—20.
Производственные отношения — 16.
Пролетариат — 11 — 13, 15, 20, 378, 464, 580— 581, 597.
— и философия — 378.
Пространство — 69, 196— 197, 225.
— и время — 49—50, 70, 205, 209, 230—232, 382.
— движение есть сущность времени и пространства — 231.
— и точка — 276.
Противоположность — 20, 70, 81, 90, 113, 120, 149, 166, 168,
196, 226—2.27', 238, 327, 379.
— единство (тождество) и борьба противоположностей — 98 —
99, 103, 122, 131, 159, 179, 180—181, 202—203, 210—211,
233, 308, 316—318.
— абстракции и «конкретное единство» противоположно-
стей — 181.
— относительность единства противоположностей и абсо-
лютность их борьбы — 317.
— подвижность противоположностей — 98, 128,
766 предметный указатель
Противоположность. Единство (тождество) и борьба противо-
положностей (продолжение)
— превращение в противоположность есть основной закон
мира (по Гераклиту) — 309, 312.
— развитие в свою противоположность — 181, 235.
— тождество (единство) противоположностей есть призна-
ние (открытие) противоречивых, взаимоисключающих,
противоположных тенденций во всех явлениях и про-
цессах природы (и духа и общества в том числе) — 317.
— тождество противоположностей как закон познания (и за-
кон объективного мира) — 316.
— и противоречие — см. Противоречие и противоположность.
См. также Антагонизм.
Противоречие — 8—11, 26, 60, 87, 124, 145, 177—178, 180,
185, 196—197, 208-210, 217, 226, 238, 316, 453.
— и движение — 125—128, 193, 308, 318.
— движение есть противоречие, есть борьба противоре-
чий — 231—232.
— единство и борьба противоречий — 122, 202, 252.
— и жизнь — 125, 128, 210.
— в истории — 122, 286—287.
— и мышление — см. Мышление и противоречие.
— необходимость — 89.
— и опыт — 125.
— и отношение — 124, 128, 178, 203.
— и противоположность — 120, 124, 128, 202, 316—317.
— противоречивые силы и тенденции во всяком явлении — 202,
316—317.
— противоречия капитализма — см. Общество буржуазное,
— и различие — 124, 128.
— и сущность — 124, 226.
См. также Антиномии.
Психология — 64, 156, 314, 336, 337, 508.
Р
Равенство — 14.
Развитие — 229, 301, 317.
— есть «борьба» противоположностей — 317.
— всего конкретного содержания мира и познания его — 84.
— всеобщий принцип развития — 229.
— две концепции развития — 316 — 317.
— категорий — см. Категории.
— мира — см. Мир.
— отрицание как момент связи, развития — 207.
— познания — см. Познание.
— и рост — 229, 241, 318.
— и саморазвитие — 104, 202, 235.
— человеческой мысли — 221; см. также Мышление,
предметный указатель 767
Различие — 90, 120—121, 298, 301.
— борьба различий, полярности — 89.
— научное рассмотрение требует указания различия, связи,
перехода — 208.
— и противоречие — 124.
— лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия
становятся подвижными — 128.
Разум — 20, 72, 99, 152, 154, 160, 164, 169, 176, 180, 204,
261, 282, 290, 292, 313, 326, 411, 415, 418, 422, 479,
484, 522.
— антиномии разума — см. Антиномии.
— и опыт — 384, 401, 452.
— и рассудок — 79, 153, -762-163, 234, 240, 258,
— и чувства — 46, 73—75, 128, 325, 399, 411.
См. также Мышление.
Рассудок — ИЗ, 150, 152, 155, 179—181, 224, 258, 262, 268, 546.
— и разум — см. Разум и рассудок.
— в философии Пифагора — 224.
См. также Здравый смысл.
Реальность (реальное) — 151, 155, 199.
— и идеальное — 180, 252, 288.
— мысль о превращении идеального в реальное глубока:
очень важна для истории — 104.
— объективная — 150, 153, 209, 353.
См. также Действительность, Материальное и идеальное.
Революционно-демократическое движение в России — 540, 565,
573, 576, 578, 593—597, 601—604, 606—615.
Революция — 361, 370, 600, 609—610.
— крестьянская — 599—600, 616.
— 1848 года и Фейербах — 43.
— французская конца XVIII века — 18, 25, 27—28, 158, 284,
286, 288.
Религия — 8, 24—26, 45, 53—56, 59—60, 91, 217, 283, 325, 341,
373, 375, 383, 444, 462.
— и атеизм — см. Атеизм и религия.
— гносеологические корни религии — 322, 329 — 330.
— возможность идеализма (= религии) дана уже в первой,
элементарной абстракции — 330.
— классовые корни религии — 322, 372.
— и наука — см. Наука и религия.
— персидская — 310.
— и социал-демократия — 368— 372, 376, 387,
— и суеверие — 54, 59, 268, 372.
— и философия — см. Философия и религия.
— христианство — 287, 375—376, 380, 406, 510,
См. также Бог, Теология,
768 предме т ный указа т ел ь
Релятивизм — 244, 317, 466, 517; см. также Абсолютное и отно-
сительное.
Рефлексия — 79, 96, 115, 118, 119—125, 127—129, 134, 136-137,
141, 167, 181, 185, 193, 205, 210, 243.
— виды рефлектированности — 121.
Реформация — 287—288.
Реформизм — 40.
Речь — см. Язык.
Рост — си. Развитие и рост.
С
Самодвижение — см. Движение и самодвижение.
Самоотчуждение — см. Отчуждение.
Саморазвитие — см. Развитие.
Свет — 267.
— скорость света — 265, 356 — 357.
Свобода — 100, 282, 287— 289, 614.
— как понимание необходимости — см. Необходимость и сво-
бода.
— и субъективность — 148.
Свойство — см. Материя и свойство, Субстанция и атрибут.
Связь — 184, 208, 237, 310, 532.
— взаимодействие — 135, 146 —147.
— взаимосвязь в природе — 51, 70, 92, 95, 135.
— и ее отражение в понятиях — 131, 159, 160 — 161, 179.
— всесторонность и всеобъемлющий характер мировой связи —
143.
— всех частей бесконечного прогресса — 103.
— и закон — 135, 241, 258.
— закономерность объективной связи мира — 160 — 161.
— материн и движения — 67, 256.
— момент связи — 132, 207.
— необходимая, объективная связь всех сторон, сил, тенден-
ций данной области явлений — 89.
— отдельного и общего — 318.
— и есть переходы — 92, 162, 318.
— и причинность — 143 — 147, 160.
См. также Непосредственное и опосредствованное, Отноше-
ние, Причина.
Сенсуализм — 31.
Символика — 489.
— и понятие — 108.
ПРЕДМЕТНЫЙ указате ль 769
Синтез — ел. Анализ и синтез.
Скачок — 456, 566, 568.
— от общего в природе к душе, от объективного к субъектив-
ному, от материализма к идеализму — 240.
— перерыв постепенности — 111 — 112, 256, 317.
См. также Переход.
Скептицизм — 117—118, 227, 461.
— античный — 106, 244, 271—ПЪ.
— и Гегель — 294.
— и диалектика — 205, 207—208.
— диалектика скептицизма «случайна» — 272.
— отличие субъективизма (скептицизма и софистики) от
диалектики — 317.
— и идеализм — 466.
— и кантианство — см. Кант и кантианство.
— и метафизика XVII в. — 30.
— и прагматизм — 504—505, 512.
— роль скептицизма в истории философии — 106.
— не есть сомнение — 273.
— тропы скептицизма — 273 — 276.
— в философии иового времени — 30, 231, 250, 272—273, 351.
— Юма — см. Юмпзм.
Следствие — см. Причина и следствие.
Слово — 56, 135, 325.
— всякое слово (речь) уже обобщает — 246.
См. также Язык.
Случайность — 169, 175, 176.
— и возможность — 287.
— и необходимость — 145, 318 — 321.
Снятие — 53, 96, 102, ИЗ, 149, 181, 199, 210, 276.
Содержание — см. Форма и содержание.
Созерцание — 73, 154—155.
— от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него
к практике — таков диалектический путь познания — 152 —
153.
— от созерцания к познанию объективной реальности — 150.
Сознание — 75. 110, 148, 150, 165, 172, 184, 198, 205, 344.
— и бессознательное — 507.
^— и бытие — см. Бытие и сознание.
— движение сознания к абсолютному знанию (в «Феноменоло-
i ии духа») — 87—88.
— закономерности объективной связи мира — 160.
— и история — 237.
— отражает сущность, субстанцию природы — 170.
770 предметный указатель
Сознание (продолжение)
— переход от материи к сознанию диалектичен — 256.
— самосознание — 13—14, 33, 36—37, 88, 153, 167, 191.
— и субстанция — 32.
— субъективное сознание и его погружение в объективность —
186.
— человека есть внешнее по отношению к природе (не сразу,
не просто совпадающее с ней) — 170.
— человека не только отражает объективный мир, но и творит
его — 194—195.
Сократики — 249 — 251.
Сократический метод — 247 —248.
Софистика — 131, 243, 261, 313, 317, 518.
— и диалектика — см. Диалектика и софистика.
— прагматизма — 478.
— и эклектика — 99.
Софисты — 233, 242, 243— 246, 509.
Социализм — 12—13, 19, 600—601.
— мелкобуржуазный — 10, 14— 16, 23, 35, 38—39, 56, 585—
586.
— научный — 8, 11—13, 16, 23, 29, 31—32, 39, 365, 586, 589.
— утопический — 18, 19, 32, 38—39, 541, 555, 582, 584, 588.
— «социализм» Фейербаха — 57 — 58.
Социология — 511.
Спекулятивное (спекуляция) — см. Идеализм,
— мышление — см. Мышление.
Спинозизм — 32, 67, 149, 426—427, 465,
Среда — см. Организм и среда.
Средство — см. Цель и средство.
Становление — 86, 94, 96, 119, 149, 234—255, 247, 301, 308.
— и переход — 95, 206—208.
Стоимость — см. Политическая экономия.
Стоицизм — 262, 315.
Субстанция — 32, 67—68, 71, 138, 140, 142—143, 145, 163, 170,
Л QQ
— и атрибут — 149-150, 426—427, 434.
— есть важная ступень в процессе развития человеческого
познания природы и материи — 142.
Субъект и объект — 85, 87—88, 103, 134, 149—150, 165, 180,
184, 189, 193—197, 210, 301, 314, 380, 417, 424, 452.
— движение познания к объекту всегда может идти лишь диа-
лектически — 252.
предметный указатель 771
Субъект и предикат — см. Логика формальная.
Субъективизм — 87, 134—135, 150, 189.
— есть отсутствие объективизма — 243.
— отличие субъективизма (скептицизма и софистики) от диа-
лектики — 317.
— против субъективизма и односторонности — 192.
— и скептицизм Канта — см. Кант и кантианство.
Субъективное (субъективность) — см. Объективное и субъек-
тивное.
Суеверие — см. Религия и суеверие.
Суждение — см. Логика формальная.
Существование — 95, 129, 132, 133, 135, 140—141, 151,
— и понятие — 241.
Сущность — 119, 121, 135, 170, 316.
— и абсолют — 116.
— и бытие — см. Бытие и сущность.
— и видимость — см. Видимость (кажимость),
— и данное — 120.
— и закон — см. Закон.
— и мера (в «Науке логики») — 109,
— и «общее» — 241.
— и основание — 122.
— и противоречие — 124, 226.
— и самосознание — 187.
— и форма — 129.
— и явление — см. Явление и сущность.
Схоластика — 326.
Т
' Тавтология — 113, 121, 130, 192.
Телеология — 51, 129, 168, 172—173, 258, 373—375, 508; см.
также Цель.
Теология — 8, 32, 33, 51, 341.
— Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной
связи материи и движения — 67.
Теория отражения — см. Отражение.
Теория познания — 115, 311, 377, 379, 397, 419, 439, 452, 454.
— Аристотеля — 326—327, 331.
— Гегель опровергает Канта именно гносеологически — 151.
— Гераклита — 313—314.
— единство познания и практики в теории познания — 200,
— и история познания — см. Логическое и историческое.
— киренаиков — 250—251,
предметный указатель
Теория познания (продолжение)
— и логика — 92, 160, 163, 203, 301, 545.
— логика и теория познания должна быть выведена из
«развития всей жизни природы и духа» — 80.
— условие совпадения логики и теории познания — 156;
см. также Диалектика как логика и теория познания.
— области знания, из коих должна сложиться теория позна-
ния и диалектика — 314.
— ощущение как принцип теории познания и как принцип
этики — 251.
— А. Рея = стыдливый материализм — 514.
— Эпикура — 263—266, 268.
— Гегель обошел теорию познания Эпикура — 266,
См. также Логика, Познание.
Терминология — 368—369, 386.
Техника — 170—171, 252, 356—357.
— история техники — 131, 143.
— и практика как критерий истины — 183.
Товар — см. Политическая экономия.
Тождество — 120—121, 124—125, 136, 145—146, 154, 176, 182,
256, 298, 301, 314, 326.
— абстрактное — 126.
— закон тождества — см. Логика формальная.
— противоположностей — см. Противоположность.
Трансцендентальное — 108, 168, 186.
— единство апперцепции — 150.
Трансцендентное — 174 —175.
Труд — 583.
— умственный и физический — 378— 379.
У
Ум — см. Мышление.
Умозаключение — см. Логика формальная.
Условие — 131— 132.
Ф
Фантазия — см. Мышление и фантазия.
Фейербах Л. А. — 257, 351-352, 422-423, 551—552.
— антропологический принцип философии Фейербаха — 64.
— о боге — см. Бог.
— зачатки исторического материализма у Фейербаха — 53,
57, 58.
— историческое значение его философии — 14, 22, 33, 36а,
372-373, 391.
ПРЕ ДМ ЕТ Н Ы Й УКАЗАТЕЛЬ
— критика им идеализма — 29, 33, 43, 51, 56, 59—60 64
70-72, 75, 112.
— ограниченность материализма Фейербаха — 43, 47, 58, 549.
— его «просветительский» атеизм — 57.
— и революция 1848 года — 43.
— (социализм» Фейербаха — 57 — 58.
— эволюция взглядов — 67, 71, 76, 139, 352.
Феноменологизм —244, 251, 296, 358, 530—531.
Физика — 29—30, 72, 81, 112, 130, 135, 191-192, 316, 340, 342,
356-357, 485-491, 494—499, 501—502, 532-533; см. также
Атом, Атомистика, Электричество, Электрон, Электронная
теория.
Физиология — 313—314, 337.
«Физический идеализм* — 146, 354.
Физическое — 56.
— и психическое — 48.
Филантропия — 16, 33.
Философия — 79—80, 93, 153—154, 179, 188, 237, 250, 378, 392,
443, 465, 474, 521—522, 524, 526.
— и абстрактное — 14, 221.
— диалектика как философская наука — 248.
— должна все доказывать и выводить, а не ограничиваться
дефинициями — 216.
— и естествознание — см. Естествознание и философия.
— ее задачи — 131, 146, 160, 397.
— и ее история — см. История философии, Логическое и исто-
рическое.
— ее метод — 79, 88, 210, 218; см. также Метод.
— есть наука о мышлении — 250.
— опровергнуть философскую систему не значит отбросить ее,
а развить дальше — 149.
— основной вопрос философии — 45, 47—48, 51, 257, 261, 265,
353, 389, 414, 435.
— партийность философии — 382, 389, 408, 412—ИЗ.
— и пролетариат — 378.
— и религия — 222, 322, 326, 329—330, 335, 393—394, 477.
См. также Диалектика, Идеализм, Материализм.
Фихтеанство — 32, 87, 103, 117—118, 217, 467.
Форма — 137, 186.
— и материя — 129—.Ш, 260, 328.
— и мышление — см. Мышление.
— отражения природы в познании человека есть понятия,
законы, категории — 164.
— и содержание — 84—86, 88, 128—129. 134, 201, 218—219.
— борьба содержания с формой и обратно — 203.
— и сущность — 129.
774 предметный указатель
Формальная логика — см. Логика формальная.
X
Химия — 111— 112, 169—171, 316, 350-351, 353—354, 356, 434,
497—498.
— анализ в химии — 216.
Христианство — см. Религия.
ц
Целесообразность — см. Телеология.
Целое и часть — 73—75, 95, 103, 129, 137— 138, 147, 235, 312,
318.
— раздвоение единого и познание противоречивых частей
его — 316.
Цель — 13, 129, 148, 175, 195-200, 217, 241, 501.
— в истории — 171—172, 251, 282—283, 286, 289—290.
— познания сначала субъективна — 188.
— и причина, закон, связь, разум — 258.
— и средство — 171—172, 185, 198, 258.
— целесообразная деятельность человека — см. Человек.
См. также Телеология.
Ч
Частная собственность — 8—14, 25,
Часть — см. Целое и часть.
Человек — 32, 34, 127, 139, 179, 185, 243, 249, 552.
— бытие человека — 184, 549.
— в буржуазном обществе — 25—26.
— видимость человечного в отношениях частной собственно-
сти — 8—13.
— воспроизводство человека — 184— 185.
— и его мозг есть высшее развитие духа — 337.
— зависит от объективного мира, им определяет свою деятель-
ность — 169—170.
— и природа — 44—45, 47, 51-52, 131, 169—170, 172—173,
184, 194—195, 286, 417.
— инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из
природы, сознательный человек — выделяет — 85.
— и религия — 44—45, 48, 51, 54, 56, 59—60, 271, 286.
— самоотчуждение человека — 11—13, 15.
— самосознание человека — 14, 37.
— в философии Гегеля — 32, 35—37.
— в философии Фейербаха — 46, 50, 57, 64.
— его целесообразная деятельность — 169 — 173, 195, 199.
— цели человека порождены объективным миром и пред-
полагают его — 171.
________ ^_________ предмет ный указатель 775
Число — 107, 177, 271, 329, 482.
— у пифагорейцев — 223, 225.
Чувства — 72, 150, 246.
— и мышление (познание, разум) — 46, 51—52, 60 73—75
128, 257, 325, 399, 411. '
— и язык — 75—76.
См. также Восприятие, Ощущение, Представление, Созер-
цание.
Чувственность (чувственное) — 16, 31, 44, 46, 49, 56, 72, 154,
277, 551—552.
— чувственная достоверность — 205—206, 230, 237, 250.
— чувственное и рациональное — 301.
Э
Эволюция — 99, 446, 456, 502.
— внутренняя, объективная логика эволюции и борьба разли-
чий, полярности — 89.
— и диалектика — 229, 316—317.
Эгоизм — 57—58, 282.
— как философский принцип сообразности с природой, с разу-
мом человека (по Фейербаху) — 45.
— разумный (у Чернышевского) — 577— 578.
Эклектика — 207, 255, 278, 296, 321, 353.
— и софистика — 99.
Элеаты — 94, 205, 226—233.
Электричество — 130, 316, 498.
Электрон — 68, 100, 266, 496.
Электронная теория — 495, 533.
Элементы диалектики — см. Диалектика.
Эмпиризм (эмпирия) — 71, 111, 151, 174, 187, 216, 267.
— новоэмпиризм — 146.
— совпадение понятий с «синтезом», суммой, сводкой эмпирии—
257.
Энергетика — 341, 345, 358, 494.
Энергия — 46, 348, 351, 479, 486, 495.
— и движение — 46.
Энтелехия — 70, 126.
Эпикур и эпикуреизм — 263 — 271.
— об атоме — 265—266, 271.
— гениальность догадки Эпикура о скорости света — 265.
— теория познания Эпикура — 263 —266.
Этика — 251; см. также Благо, Мораль,
776 ПГЕДОЕТЯЫЙ указа т е ль
Эфир - 130, 342, 487, 495—496.
— у пифагорейцев — 225.
— тысячи лет догадка насчет эфира существует, оставаясь до
сих пор догадкой — 225.
— в философии Эпикура — 267.
Ю
Юмизм — 161.
— скептицизм Юма — 187, 336, 466.
Я
Я — 74—75, 249.
— начать философию с Я нельзя — 93.
— в философии Канта — 186 —187.
— в философии Фихте — 118.
Явление — 85, 89, 105, 142—143, 150, 155, 175—176, 233, 244,
318, 326.
— и вещь в себе — 103, 133—135, 187, 227, 426.
— и закон — 135—138.
— явление богаче закона — 137.
— каждая вещь (явление, процесс) связаны с каждой — 203.
— Кант ограничился явлениями — 188, 247, 411, 426, 447.
— противоречивые силы и тенденции во всяком явлении —
202, 316—317.
— совокупность всех сторон явления, действительности и их
взаимоотношения — 178.
— и существование — 141.
— и сущность — 75, 89, 133, 138, 190, 199, 301—302, 327, 385,
394—395, 401—402, 413— 414, 418, 446, 453—454.
— бесконечный процесс углубления познания от явлений
к сущности — 203, 227.
— и цена есть выражение сущности — 116.