Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
· владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
б) общепрофессиональных (ПК):
· способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
· владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
· свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);
· владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
по видам деятельности:
в научно-исследовательской деятельности:
· способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
· способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
|
· владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
· владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные этапы развития фольклора;
- систему жанров, их функции, содержание и поэтику, а также предусмотренные программой тексты произведений русского народного творчества;
- базовые положения и концепции в области фольклористики;
Уметь:
- раскрывать особенности функционирования, содержания и формы произведений народного творчества в связи с разнообразными контекстами их аутентичного бытования (вербальными и невербальными - историческим, этнографическим, др.) с использованием основных понятий и терминов, приемов и методов анализа и интерпретации текстов, принятых в фольклористике;
- пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами (в том числе указателями сюжетов и мотивов, путеводителями по фольклорным архивам, др.);
- излагать устно и письменно свои выводы и наблюдения по вопросам теории и истории фольклора; создавать тексты разного типа (аннотация, коллекция фольклорных текстов, комментарий, обзор научных источников, отчет по итогам фольклорной практики, реферат, самостоятельный анализ текста фольклорного произведения, сценарий фольклорного праздника/фестиваля);
|
- применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
Владеть:
- основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области фольклористики;
-способностью к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к устной и письменной коммуникации.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них 54 ауд. часа.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, тем (краткое содержание) | Количество часов по учебному плану | Формы текущего контроля по теме, разделу | Формируемые компетенции | |||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | |||||||
В том числе | |||||||||
Лекции | Семинар | Практич. работа | Лаборатор. работа | ||||||
1. | Предмет и специфика фольклора | опрос | ПК-1,2 | ||||||
Календарные обряды и поэзия | Опрос, проверка конспектов тестирование | ПК-1,2 | |||||||
Обряды жизненного цикла | Опрос, проверка конспектов и контр. работы | ПК-1,2 | |||||||
Заговорно-заклинательная поэзия | - | Проверка конспектов | ПК-1,2 | ||||||
Малые жанры | - | Проверка конспектов | ПК-1,2 | ||||||
Сказка | Опрос, проверка конспектов тестирование | ПК-1,2 | |||||||
Несказочная проза | - | проверка конспектов | ПК-1,2 | ||||||
Былина | Опрос, проверка конспектов | ПК-1,2 | |||||||
Историческая песня | Опрос, проверка конспектов | ПК-1,2 | |||||||
Баллада | Опрос, проверка конспектов | ПК-1,2 | |||||||
Духовный стих | - | проверка конспектов | ПК-1,2 | ||||||
Необрядовая лирическая песня | - | проверка конспектов | ПК-1,2 | ||||||
Народный театр | - | проверка конспектов | ПК-1,2 | ||||||
Детский фольклор | - | проверка конспектов | ПК-1,2 | ||||||
Поздние жанры фольклора | - | проверка конспектов | ПК-1,2 | ||||||
История русской фольклористики | - | проверка конспектов | ПК-1,2 | ||||||
КСР Курсовая работа Вид итогового семестрового контроля | |||||||||
Итого часов | |||||||||
Итого зач.ед | 0,5 | 2,5 |
|