1. Приемами былинной поэтики являются
а) рифма, иносказательность, синтаксический параллелизм
б) ирония, ритмизация, достоверное изображение действительности
в) ретардация, гиперболизация, «общее место»
2. К жанрам зимней обрядовой поэзии относятся
а) волочебные песни, жнивные песни, заклички
б) коляда, виноградье, подблюдные песни
в) русальные песни, троицкие песни, масленичные песни
3. К жанрам весенней обрядности относятся
а) вьюнишные песни, заклички, веснянки
б) щедровки, троицкие песни, жнивные песни
в) купальские песни, волочебные песни, овсень
4. К былинам Новгородского цикла относятся
а) «Михайло Казаренин», «Женитьба Добрыни»
б) «Садко», «Василий Буслаев»
в) «Вольга и Микула», «Скопин»
5. «Старшими» богатырями в русских былинах являются
а) Вольга (Волх Всеславьевич), Святогор, Микула Селянинович
б) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
в) Михайло Потык, Садко, Дюк Степанович
6. К жанрам несказочной прозы относятся
а) докучная сказка, побывальщина, сказ
б) бывальщина, кумулятивная сказка, анекдот
в) леганда, предание, быличка
7. К жанрам свадебного обряда относятся
а) докучные сказки, заклички, овсень
б) волочебные песни, игровые припевки, частушки
в) песни типа монолога-императива, причитания, величания
8. К жанрам свадебного обряда относятся
а) корильные песни, приговор дружки, причитания
б) колыбельные песни, заговор, потешка
в) пестушка, быличка, хороводные песни
9. К жанрам свадебного обряда относятся
а) байки, виноградья, припевки
б) величания, песни, комментирующие акты обряда, причитания
в) прибаутка, вьюнишные песни, небылицы-перевертыши
10. Сюжетами народной баллады являются
|
а) «Сестра и братья разбойники», «Муж губит жену»,
б) «Голубиная книга», «Смерть Чурилы»,
в) «Сон Богородицы», «Вавило и скоморохи»
11. Сюжетами народной баллады являются
а) «Агафонушка», «Об Аракчееве»,
б) «Рябинка», «Молодец и королевна»
в) «Полтавская битва», «Татарский полон»
12. Сюжетами народной баллады являются
а) «Петровы новобранцы на Воробьевых горах», «Поп Емеля»
б) «О воцне 1812 года», «Стрельцы и крестьяние»
в) «Ванька-ключник», «Оклеветанная жена»
13. Сюжетами исторических песен являются
а) «Взятие Казани», «Михайло Скопин».
б) «Сорок калик со каликою», «Семь загадок».
в) «Старый орел», «Конь и сокол».
14. Сюжетами исторических песен являются
а) «Князь Роман жену терял», «Дети вдовы».
б) «Молодец и Королевна», «Василий и Софья».
в) «Авдотья Рязаночка», «Сынок Стеньки Разина».
15. Сюжетами исторических песен являются
а) «Щелкан Дюдентьевич», «Казнь стрелецкого атамана».
Б) «Оклеветанная жена», «Девица-мудреница».
В) «Дмитрий и Домна», «Индрик-зверь».
16. К жанрам детского фольклора относятся
а) страшилки, дразнилки, потешки
б) пестушки, докучные сказки, предание
в) заклички, былины, считалки
17. К жанрам детского фольклора, созданным самими детьми, относятся
а) дразнилки, жеребьевые сговорки, поддевки
б) колыбельные песни, небылицы-перевертыши, пестушки
в) заклички, игровые припевки, считалки
18. К жанрам детского фольклора, созданными взрослыми, относятся
а) дразнилки, жеребьевые сговорки, поддевки
б) колыбельные песни, небылицы-перевертыши, пестушки
в) заклички, игровые припевки, считалки
|
19. К сказкам о животных относятся:
а) «Крочешка-хаврошечка», «Жихарко», «Гуси-лебеди», «Собака и волк»
б) «Лиса-плачея», «Скалочку за гусочку», «Кот и петух»
в) «Иван-собачий сын», «Снегурочка», «Попова жена»
20. Куммулятивными сказками являются
а) «Баба хуже черта», «Мужик и барин», «Клад»
б) «Волк и семеро козлят», «Сивка-Бурка», «Царевна лягушка»
в) «Теремок», «Колобок», «Репка»
21. К волшебным сказкам относятся:
а) «Ледяная и лубяная хата», «Курочка-ряба», «Звери в яме»
б) «Каша из топора», «Морозко», «Машенька и медведь»
в) «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Жар-птица»
22. Поговоркой является
а) «В стрельцы ставка добра, да лиха выставка»
б) «Солдат-горемыка хуже лапотного лыка»
в) «Береги честь смолоду»
23. Пословицей является
а) «Дорога ложка к обеду, а яичко – ко Христову Дню»
б) «Когда рак на горе свистнет»
в) «Куда Макар телят не гонял»
24. Поговоркой является
а) «Голод не тетка – пирожка не подсунет»
б) «Работа не волк»
в) «Голодный француз и вороне рад»
25. К какому жанру фольклора относится следующий текст:
Золотая камка развивается. Лады!
Кто-то в путь собирается. Лады!
Кому поем, тому с добром. Лады!
Кому вынется, тому сбудется, не минуется! Лады!
а) свадебное величание
б) закличка
в) подблюдная песня
26. К какому жанру фольклора относится следующий текст:
Стоит куча не молочена, Илия!
Вершиночка позолочена. Илия!
Кому поем, тому с добром, Илия!
Кому сбудется, не минуётся. Илия!
Тому жить бы богато, Илия!
Ходить хорошо да не делать ничего, Илия!
На пече сидеть, поперёк толстеть. Илия!
|
а) загадка
б) подблюдная песня
в) заговор
27. К какому жанру фольклора относится следующий текст:
За дежой сижу, пятерней вожу. Слава!
Еще посижу, еще повожу. Слава!
Кому же эта песёнка достанется,
Тому вынётся, тому сбудётся, не минуется. Слава!
а) свадебное величание
б) закличка
в) подблюдная песня
28. К какой разновидности причитания относится данный фрагмент текста:
А дорогой ты мой, да ладо милое,
А дорогой ты мой, гора высокое,
Уж ты куды у мня, горе, сряжаишьсе?
Уж ты куды, мое, да отправляишьсе?
а) свадебное причитание
б) рекрутское причитание
в) похоронное причитание
29. К какой разновидности причитания относится данный фрагмент текста:
Господаревы подруженьки,
Господаревы сполюбовные,
Да истопите парну баенку
Да на моем веку не первую,
Да на роду да не последнюю,
Уж вы только последнюю
При честной девьей красоте,
Да при вольной-то волюшке
На родимой сторонушке…
а) свадебное причитание
б) рекрутское причитание
в) похоронное причитание
30. К какой разновидности причитания относится данный фрагмент текста:
Уж оболокли ведь тебя да в белы саваны,
А тебе построили дак нову ведь горницу,
Нову горницу а без дверей тебе,
Без дверей ведь тебе, моя, без окошечек…
а) похоронное причитание
б) свадебное причитание
в) рекрутское причитание
31. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
Пили-то, пили бояра вино.
Вили-то, вили соколья гнездо.
Кличёт-то, кличёт Васильюшка жену,
Кличёт-то, кличёт Иванович свою.
а) свадебная песня
б) свадебное причитание
в) приговор
32. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
"... У окианского моря стоит престол,
На престоле сидит Пресвятая Божья Матерь,
Перед ней стоит золотая метелка.
Я ее попрошу: "Пойдем ко мне на помощь,
Возьми метелку, смети и убери уроки, призоры..."
а) заговор
б) легенда
в) причитание
33. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
"Чирий-вырей,
Нет тебе места на белом теле,
Есть тебе место на дереве.
Как оно сохнет, так и чирий сохни"
а) хороводная песня
б) дразнилка
в) заговор
34. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела;
Ай, по той ли дорожке прямоезжей
Да пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
а) былина
б) необрядовая лирическая песня
в) плясовая песня
35. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
Ехели мы чистыми полями, зелеными лугами.
Ехали, попоехали, до росстаней доехали,
Наши кони встали – есть захотели.
а) считалка
б) лирическая необрядовая песня
в) приговор дружки
36. К какому жанру фольклора относится следующий фрагмент текста:
Кто у нас во лавице сидит?…
Да нет уса, да нет и бороды,
Да волоса его шелковые,
Да в три ряда да розымаются,
Да в три кольца да завиваются...
а) корильная песня
б) игровая песня
в) величальная песня
37. К какому былинному сюжету относится следующий фрагмент текста?:
А похвастать не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новгородские,
Худые товары и добрые!»
Не успел он слова вымолвить,
Как настоятели новгородские
Ударили о велик заклад,
О бессчетной золотой казны…
а) «Василий Буслаев»
б) «Михайло Потык»
в) «Садко»
38. К какому былинному сюжету относится следующий фрагмент текста?:
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
а) «Святогор»
б) «Микула Селянинович»
в) «Три поездки Ильи Муромца»
39. К какому былинному сюжету относится следующий фрагмент текста?:
Подломились ее ноженьки резвые;
Втапоры Соловей он догадлив был,
Бросил свои звончатые гусли,
Подхватил девицу за белые руки,
Клал на кровать слоновых костей,
Да на те ли перины пуховые:
«Чего-де ты, Запава, испужалася?
Мы-де оба на возрасте».
«А и я-де девица на выданье,
Пришла-де сама за тебя свататься».
а) «Соловей Будимирович»
б) «Илья Муромец и Соловей разбойник»
в) «Садко»
40. К «переходным» обрядам относятся
а) строительство дома, тушение пожара
б) колядование, первый выгон скота
в) свадьба, родины
41. К «переходным» обрядам относятся
а) похороны, свадьба
б) переход в новый дом, опахивание
в) троицкие обряды, ряжение
42. К «переходным» обрядам относятся
а) изготовление обыденного предмета, сжигание чучела
б) похороны клопа, завивание бороды
в) родины, похороны
43. Кто является автором исследования «Историческая поэтика»
а) А.Н. Веселовский
б) В.Я. Пропп
в) Б.Н. Путилов
44. Кто является автором исследования «Исторические корни волшебной сказки»
а) А.Н. Веселовский
б) В.Я. Пропп
в) Б.Н. Путилов
45. Кто является автором исследования «Фольклор и народная культура»
а) А.Н. Веселовский
б) В.Я. Пропп
в) Б.Н. Путилов
Ключи к тесту
1 – в | 26 – б |
2 – б | 27 – в |
3 – а | 28 – в |
4 – б | 29 – а |
5 – а | 30 – а |
6 – в | 31 – а |
7 – в | 32 – а |
8 – а | 33 – в |
9 – б | 34 – а |
10 – а | 35 – в |
11 – б | 36 – в |
12 – в | 37 – в |
13 – а | 38 – б |
14 – в | 39 – а |
15 – а | 40 – в |
16 – а | 41 – а |
17 – а | 42 – в |
18 – в | 43 – а |
19 – б | 44 – б |
20 – в | 45 – в |
21 – в | |
22 – в | |
23 – а | |
24 – б | |
25 – в |
Экзамен по курсу «Устное народное творчество» предполагает выявление владения всеми видами компетенций, предусмотренных основной образовательной программой бакалавра филологии. Экзаменационные вопросы включают в себя обширный материал как по общим вопросам фольклористики, так и истории и теории отдельных жанров. На экзамене студентам обязательно предлагается и практическое задание по анализу произведений фольклора.
Вопросы к экзамену:
- Понятие и предмет фольклора.
- Фольклористика как наука. Проблемы происхождения фольклора.
- Синкретизм, устность, коллективность, изменяемость и вариативность фольклора.
- Система жанров устного народного творчества.
- Традиционный фольклор и массовая культура. Литература и фольклор.
- Рождественские обряды. Колядки, виноградья, подблюдные песни. Гадания. Ряженые.
- Масленичные обряды и песни.
- Встреча весны. Веснянки.
- Троицко-семицкие обряды и песни.
- Купальская обрядность.
- Жнивные обряды и песни. Покров.
- Типология календарных обрядов, их магический характер.
- Формы брака.
- Соотношение слова и обрядового действия. Типы продуцирующей и профилактической магии.
- Структура свадебного ритуала.
- Свадебные чины и их функции.
- Заклинательные песни и песни типа монолога-императива. Клевильные и величальные песни. Песни, комментирующие акты обряда.
- Свадебные причитания.
- Приговор дружки.
- Структура похоронного обряда.
- Похоронные и рекрутские причитания.
- Структура родильного обряда.
- Связь родильного обряда с другими обрядами жизненного цикла.
- Определение заговора, его магическая природа и связь с обрядом. Виды заговоров и их художественное своеобразие.
- Поэтический строй заговора. Связь заговора с другими жанрами фольклора.
- Пословицы. Поговорки. Загадки.
- Проблема определения жанра сказки. Проблемы классификации сказки.
- Сказки о животных. Зарождение и развитие жанра. Происхождение вымысла. Древнейшая структура. Сюжеты сказок о животных.
- Волшебные сказки. Характер фантастического. Художественное пространство и время. Структура волшебной сказки.
- Бытовые-новеллистические сказки. Структурное своеобразие жанра. Социальная природа жанра.
- Проблема классификации несказочных эпических жанров.
- Предание. Жанровые признаки и определения. Исторические предания. Топонимические предания.
- Легенда, определение жанра и художественная специфика. Связь легенд с церковной книжностью.
- Былички и бывальщины как жанр. Формы повествования. Демонологические персонажи в быличках и бывальщинах.
35. Определение и генезис былины. История собирания и ареалы распространения.
- Былины древнейшего периода, их сюжеты, темы и образы, связь с мифологическими представлениями.
- Героические и новеллистические былины. Принципы выделения.
- Былины киевского и новгородского циклов, сюжеты и образы.
- Поэтика былин.
- Возникновение, развитие и классификация исторических песен.
- Песни о татарском нашествии.
- Песни эпохи Ивана Грозного.
- Песни эпохи Петра I.
- Песни о русских полководцах.
- Солдатские песни. Особенности художественного стиля.
- Определение жанра баллады. Происхождение баллады.
- Трансформация жанра. Классическая баллада/новая баллада/романс.
- Духовный стих.
- Лирическая необрядовая песня.
- Народный театр. Драмы “Лодка”, “Царь Максимилиан”.
- Детский фольклор.
- Поздние жанры фольклора.
53. Мифологическая школа в русской фольклористике.
54. «Теория заимствования сюжетов» в русской фольклористике.
55. “Историческая школа” в русской фольклористике.
56. Основные направления в фольклористике второй половины ХХ в.