Практические занятия №№ 5,6 по теме 3 «Обряды жизненного цикла».




К практическим занятиям по обрядам жизненного цикла студенты готовят по предложенной им литературе вопросы для обсуждения:

1. Каковаструктура родильного обряда? Связь родильного обряда со свадебным и похоронным.

  1. Что собой представляет народный свадебный обряд как общественно-бытовой ритуал?
  2. Как исторически сложился свадебный обряд и какие мнения существуют относительно его древности?
  3. Какова структура свадебного обряда?
  4. Назовите свадебные чины и их функции.
  5. Каков жанровый состав свадебного фольклора и в какие моменты по ходу свадьбы исполнялись свадебные песнопения?
  6. Какие функции выполняли обрядовые свадебные песни и как соединяются эти функции с выражением поэтического содержания?
  7. Какова специфика поэтики жанра приговора дружки?
  8. Как соотносятся обрядовое назначение и поэтическое содержание свадебных причитаний?
  9. Что собой представляет похоронный обряд как народный бытовой ритуал?
  10. Чем определяется устойчивость во времени похоронного обряда, его малая изменяемость?
  11. К каким моментам похоронного обряда приурочивалось исполнение причитаний?
  12. Какие темы и мотивы разработаны в похоронных плачах?
  13. Какие особенности присущи поэтике похоронного причитания?
  14. Как связаны рекрутские причитания со свадебными и похоронными?
  15. Что собой представляет причитание как жанр импровизационного творчества и какие традиционные черты присущи его поэтике?
  16. Дайте трактовку понятия свадьба-смерть.
  17. Какие обряды жизненного цикла носят наименование «крайние», а какие «срединные» и почему?
  18. В чем сходство и в чем отличие календарной и семейной обрядовой поэзии?

Самостоятельная работа: Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и готовятся к практическим занятиям. Вопросы для самопроверки см. в разделе «Практические занятия».

 

Тема 4. Заговорно-заклинательная поэзия

Студент должен знать разновидности заговорно-заклинательной поэзии, их генезис и формы бытования; определение жанров заговорно-закоинательной поэзии, их специфические особенности и семантику отдельных образов и формул.

Студент должен уметь анализировать тексты заговоров и приговоров, их структуру и магическую природу; уметь соотносить заговорно-заклинательную поэзию с другими жанрами фольклора.

Содержание:

Определение заговора, его магическая природа и связь с обрядом. Виды заговоров и приговоров, их художественное своеобразие. Историческая эволюция заговоров. Поэтический строй заговора. Связь заговора с другими жанрами фольклора.

Основная литература:

1. Чернов И.С. О структуре русских любовных заговоров // Ученые записки Тартутского университета. 1965. Вып. 181. С. 159-172.

  1. Власова З.И. К изучению поэтики устных заговоров // Русский фольклор. Т. 13. Л., 1972. С. 194-201.

3. Дмитриева С.И. Заговоры // Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского севера. М., 1988. С. 38-43.

  1. Ильинская В.Н. Заговоры и историческая действительность // Русский фольклор: Историческая жизнь народной поэзии. Л., 1976. Т. 16. С. 200-207.
  2. Соколова В.К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 11-25.
  3. Балто-славянские исследования. Заговор. (Сб. науч. трудов). Л., 1983.

7. Познанский Н.Ф. Заговоры. (Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул). М., 1995. (1-е изд. Пг., 1917).

  1. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательная поэзия восточных славян: Конспекты лекций. Львов, 1992.

Дополнительная литература:

1. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний // Собр. соч. в 8 т. М.; Л., 1962. Т.5. С. 36-65.

  1. Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М., 1964.
  2. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов / Сост. и вступ. ст. Л.Н.Виноградовой. М., 1994.
  3. Харитонова В.И. Бытование, способы передачи и возможности эволюции заговорно-заклинательного материала в фольклорной традиции // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа: Тез. докл. Сыктывкар, 1990. С. 87-88.
  4. Харитонова В.И. Русская заговорно-заклинательная традиция в регионе со смешанным коми-русским населением // Духовная культура: История и тенденции развития: Тез. докл. Сыктывкар, 1992. С. 120-121.
  5. Петров В.П. Заговоры / Публикация А.Н.Мартыновой // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981. С. 77-142.
  6. Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., 1997.

Тексты

  1. Майков Л.Н. Великорусские заклинания. СПб., 1869. [Зап. РГО по отделению этнографии. Т. II.] (2-е изд., испр. и доп.: СПб., 1994).
  2. Русские заговоры / Сост., предисл. и примеч. Н.И.Савушкиной. М., 1993.
  3. Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. / Под ред. В.П.Аникина. М., 1998.

Самостоятельная работа: Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и отвечают на вопросы для самопроверки:

1. Какие черты древних дохристианских представлений и старинных обрядов сохранились в заговорах?

  1. В чем состояла историческая эволюция заговоров?
  2. Как соотносится в заговорах слово и обрядовое действие?
  3. Из каких традиционных компонентов состоит композиция заговоров?

 

Тема 5. Малые жанры

Студент должен знать жанры, относящиеся к паремиям, их определения и особенности поэтики; знать историю изучения пословиц, поговорок, загадок, основные исследования в области малых жанров фольклора.

Студент должен уметь различать малые жанры фольклора и анализировать их в зависимости от присущих им формально-поэтических особенностей и функций.

Содержание:

Определение пословицы. Происхождение пословицы. Проблема классификации пословиц. Собирание и изучение пословиц. Определение поговорки. Поговорка и речевая фразеология. Типы поговорок, их структура. Загадка как жанр. Происхождение загадки. Поэтическая функция. Бытовая основа образности. Поэтика загадки. Типология паремий.

Основная литература:

  1. Паремиологический сборник. Пословица. Загадка. (Структура, смысл, текст). М., 1978 (Из содержания: Кёнгэс-Маранда Э. Логика загадок С. 249-282; Левин Ю.И. Семантическая структура загадки. С. 283-324).
  2. Митропольская Н.К. Русские пословицы как малый жанр фольклора. Вильнюс, 1973.

3. Русские пословицы и поговорки / Сост. Ф.М.Селиванов, Б.П.Кирдан, В.П.Аникин. М., 1988.

  1. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978.

Дополнительная литература:

  1. Даль В. Пословицы русского народа. В 3-х тт. М., 1994.
  2. Рыбникова М.А. Загадки. М.; Л., 1932.
  3. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1959.
  4. Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г.Л.Пермякова. М., 1995.

5. Морозова Л.А. Художественные формы пословиц // Вопросы жанров русского фольклора. Л., 1972. С.3-17.

  1. Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. М., 1988.

Самостоятельная работа:

Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и отвечают на вопросы для самопроверки:

  1. По каким существенным признакам отличают пословицу от поговорки?
  2. Какие функции выполняют пословицы и поговорки в устной речи?
  3. Как соотносятся в пословицах и поговорках прямой и переносный смысл и в каких формах выражается их многозначность?
  4. Как и в какой форме исторически развивались пословицы и поговорки?
  5. Чем отличается фольклористическое изучение пословиц и поговорок от лингвистического и чем может оказаться полезен лингвистический анализ фольклористу?
  6. Какие формально-поэтические особенности присущие пословицам и поговоркам?
  7. Какие свойства следует принять во внимание при определении загадок как художественного явления?
  8. Как возникли загадки и какой была их первоначальная функция?
  9. Какая иносказательность присуща загадкам и в чем выражаются ее традиционные свойства?

 

Тема 6. Сказка.

Студент должен знать определение жанра сказки, проблемы происхождения и классификации жанровых разновидностей сказки; особенности поэтики сказок о животных, волшебных и бытовых сказок; знать историю собирания и изучения сказок.

Студент должен уметь анализировать сказки разных групп, определять структуру сказки и анализировать семантику отдельных образов и сюжетных ситуаций.

Содержание:

Проблема определения жанра сказки. Проблемы классификации сказки. Сказки о животных. Зарождение и развитие жанра. Происхождение вымысла. Древнейшая структура. Сюжеты сказок о животных. Волшебные сказки. Характер фантастического. Художественное пространство и время. Структура волшебной сказки. Бытовые (новеллистические) сказки. Структурное своеобразие жанра. Социальная природа жанра. История собирания и изучения сказок.

Основная литература:

  1. Пропп В Я. Русская сказка. Л., 1984.

2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 3-е изд. СПб., 1996. (1-е изд.: Л., 1946; 2-е изд.: Л., 1986).

3. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969. (1-е изд.: Л., 1928).

  1. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1988.

Дополнительная литература:

  1. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958.
  2. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.
  3. Бахтина В.А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. М., 1975.

4. Бахтина В.А. Пространственные представления в волшебной сказке // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974. Вып. 1. С. 81-92.

  1. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974; М., 1979.
  2. Кербелите Б. Историческое развитие структур и семантики сказок. Вильнюс, 1991.
  3. Толстой Н.И. Секреты колобка // Живая старина. 1995. № 3 (7). С. 41-42.
  4. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. М., 1984. (1-е изд.: М., 1959; 2-е изд. М., 1977.).
  5. Астахова А.М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М.; Л., 1966.
  6. Иванова А.А. К вопросу о происхождении вымысла в волшебных сказках // Советская этнография. 1979. N 3. С.114-122.
  7. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987.
  8. Чистов К.В. Баба-Яга // Живая старина. 1997. № 2 (14). С. 55-57.
  9. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе А.Аарне. Л., 1929; (с дополнениями и уточнениями В.Я.Пропп опубликовал его в приложении к сборнику А.Н.Афанасьева “Народные русские сказки”: В 3-х т. М., 1957. Т.3.

Практическое занятие № 7 по теме 6 «Сказка». К практическому занятию студенты готовятся по предложенной им литературе по вопросам для обсуждения:

  1. Какое отношение у сказочного вымысла к реальности?
  2. Какие библиографические справочники существуют в сказковедении?
  3. Какие темы и образы и в каком стиле разработаны сказками о животных и как объясняет современная наука происхождение этих сказок?
  4. Какие традиционные элементы волшебных сказок восходят к «доисторическим» временам?
  5. Как волшебные сказки отразили современную рассказчикам действительность?
  6. Какие особенности свойственны поэтике и стилю волшебных сказок?
  7. Чем отличаются бытовые сказки-новеллы от других сказок?
  8. Что отличает сказку-новеллу от анекдота?

Самостоятельная работа: Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и готовятся к практическим занятиям. Вопросы для самопроверки см. в разделе «Практические занятия».

Контрольная работа:

Студентам предлагается сделать анализ волшебной сказки, используя следующую схему функций действующих лиц (по В.Я. Проппу):

1. Один из членов семьи отлучается из дома (отлучка - е).

2. К герою обращаются с запретом (запрет - б).

3. Запрет нарушается (нарушение - d).

4. Антагонист пытается произвести разведку (выведывание - в).

5. Антагонисту даются сведения о его жертве (выдача - w).

6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом (подвох - г).

7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу (пособничество - g).

8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб (вредительство - А).

8-а. одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (недостача - а).

9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его (посредничество, соединительный момент - В).

10. Искатель соглашается или решается на противодействие (начинается противодействие - С).

11. Герой покидает дом (отправка - ).

12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготавливается получение им волшебного средства или помощника (первая функция дарителя - Д).

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя (реакция героя - Г).

14. В распоряжение героя попадает волшебный предмет или средство (снабжение, получение волшебного средства - Z).

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков (пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство - R).

16. Герой и его антагонист вступают в непосредственную борьбу (борьба - Б).

17. Героя метят (клеймение, отметка - К).

18. Антагонист побеждается (победа - П).

19. Начальная беда или недостача ликвидируется (ликвидация беды или недостачи - Л).

20. Герой возвращается (возвращение - ).

21. Герой подвергается преследованию (погоня, преследование - Пр).

22. Герой спасается от преследования (спасение - Сп).

23. Герой неузнаваемым прибывает домой или в другую страну (неузнанное прибытие - Х).

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания (необоснованные притязания - ф).

25. Герою предлагается трудная задача (трудная задача - З).

26. Задача решается (решение - Р).

27. Героя узнают (узнавание - У).

28. Ложный герой или антагонист, вредитель изобличаются (обличение - О).

29. Герою дается новый облик (трансфигурация - Т).

30. Враг наказывается (наказание - Н).

31. Герой вступает в брак и воцаряется (свадьба - Сх).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: