К практическим занятиям по обрядам жизненного цикла студенты готовят по предложенной им литературе вопросы для обсуждения:
1. Каковаструктура родильного обряда? Связь родильного обряда со свадебным и похоронным.
- Что собой представляет народный свадебный обряд как общественно-бытовой ритуал?
- Как исторически сложился свадебный обряд и какие мнения существуют относительно его древности?
- Какова структура свадебного обряда?
- Назовите свадебные чины и их функции.
- Каков жанровый состав свадебного фольклора и в какие моменты по ходу свадьбы исполнялись свадебные песнопения?
- Какие функции выполняли обрядовые свадебные песни и как соединяются эти функции с выражением поэтического содержания?
- Какова специфика поэтики жанра приговора дружки?
- Как соотносятся обрядовое назначение и поэтическое содержание свадебных причитаний?
- Что собой представляет похоронный обряд как народный бытовой ритуал?
- Чем определяется устойчивость во времени похоронного обряда, его малая изменяемость?
- К каким моментам похоронного обряда приурочивалось исполнение причитаний?
- Какие темы и мотивы разработаны в похоронных плачах?
- Какие особенности присущи поэтике похоронного причитания?
- Как связаны рекрутские причитания со свадебными и похоронными?
- Что собой представляет причитание как жанр импровизационного творчества и какие традиционные черты присущи его поэтике?
- Дайте трактовку понятия свадьба-смерть.
- Какие обряды жизненного цикла носят наименование «крайние», а какие «срединные» и почему?
- В чем сходство и в чем отличие календарной и семейной обрядовой поэзии?
Самостоятельная работа: Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и готовятся к практическим занятиям. Вопросы для самопроверки см. в разделе «Практические занятия».
|
Тема 4. Заговорно-заклинательная поэзия
Студент должен знать разновидности заговорно-заклинательной поэзии, их генезис и формы бытования; определение жанров заговорно-закоинательной поэзии, их специфические особенности и семантику отдельных образов и формул.
Студент должен уметь анализировать тексты заговоров и приговоров, их структуру и магическую природу; уметь соотносить заговорно-заклинательную поэзию с другими жанрами фольклора.
Содержание:
Определение заговора, его магическая природа и связь с обрядом. Виды заговоров и приговоров, их художественное своеобразие. Историческая эволюция заговоров. Поэтический строй заговора. Связь заговора с другими жанрами фольклора.
Основная литература:
1. Чернов И.С. О структуре русских любовных заговоров // Ученые записки Тартутского университета. 1965. Вып. 181. С. 159-172.
- Власова З.И. К изучению поэтики устных заговоров // Русский фольклор. Т. 13. Л., 1972. С. 194-201.
3. Дмитриева С.И. Заговоры // Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского севера. М., 1988. С. 38-43.
- Ильинская В.Н. Заговоры и историческая действительность // Русский фольклор: Историческая жизнь народной поэзии. Л., 1976. Т. 16. С. 200-207.
- Соколова В.К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 11-25.
- Балто-славянские исследования. Заговор. (Сб. науч. трудов). Л., 1983.
7. Познанский Н.Ф. Заговоры. (Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул). М., 1995. (1-е изд. Пг., 1917).
|
- Харитонова В.И. Заговорно-заклинательная поэзия восточных славян: Конспекты лекций. Львов, 1992.
Дополнительная литература:
1. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний // Собр. соч. в 8 т. М.; Л., 1962. Т.5. С. 36-65.
- Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М., 1964.
- Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов / Сост. и вступ. ст. Л.Н.Виноградовой. М., 1994.
- Харитонова В.И. Бытование, способы передачи и возможности эволюции заговорно-заклинательного материала в фольклорной традиции // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа: Тез. докл. Сыктывкар, 1990. С. 87-88.
- Харитонова В.И. Русская заговорно-заклинательная традиция в регионе со смешанным коми-русским населением // Духовная культура: История и тенденции развития: Тез. докл. Сыктывкар, 1992. С. 120-121.
- Петров В.П. Заговоры / Публикация А.Н.Мартыновой // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981. С. 77-142.
- Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., 1997.
Тексты
- Майков Л.Н. Великорусские заклинания. СПб., 1869. [Зап. РГО по отделению этнографии. Т. II.] (2-е изд., испр. и доп.: СПб., 1994).
- Русские заговоры / Сост., предисл. и примеч. Н.И.Савушкиной. М., 1993.
- Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. / Под ред. В.П.Аникина. М., 1998.
Самостоятельная работа: Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и отвечают на вопросы для самопроверки:
1. Какие черты древних дохристианских представлений и старинных обрядов сохранились в заговорах?
- В чем состояла историческая эволюция заговоров?
- Как соотносится в заговорах слово и обрядовое действие?
- Из каких традиционных компонентов состоит композиция заговоров?
|
Тема 5. Малые жанры
Студент должен знать жанры, относящиеся к паремиям, их определения и особенности поэтики; знать историю изучения пословиц, поговорок, загадок, основные исследования в области малых жанров фольклора.
Студент должен уметь различать малые жанры фольклора и анализировать их в зависимости от присущих им формально-поэтических особенностей и функций.
Содержание:
Определение пословицы. Происхождение пословицы. Проблема классификации пословиц. Собирание и изучение пословиц. Определение поговорки. Поговорка и речевая фразеология. Типы поговорок, их структура. Загадка как жанр. Происхождение загадки. Поэтическая функция. Бытовая основа образности. Поэтика загадки. Типология паремий.
Основная литература:
- Паремиологический сборник. Пословица. Загадка. (Структура, смысл, текст). М., 1978 (Из содержания: Кёнгэс-Маранда Э. Логика загадок С. 249-282; Левин Ю.И. Семантическая структура загадки. С. 283-324).
- Митропольская Н.К. Русские пословицы как малый жанр фольклора. Вильнюс, 1973.
3. Русские пословицы и поговорки / Сост. Ф.М.Селиванов, Б.П.Кирдан, В.П.Аникин. М., 1988.
- Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978.
Дополнительная литература:
- Даль В. Пословицы русского народа. В 3-х тт. М., 1994.
- Рыбникова М.А. Загадки. М.; Л., 1932.
- Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1959.
- Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г.Л.Пермякова. М., 1995.
5. Морозова Л.А. Художественные формы пословиц // Вопросы жанров русского фольклора. Л., 1972. С.3-17.
- Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. М., 1988.
Самостоятельная работа:
Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и отвечают на вопросы для самопроверки:
- По каким существенным признакам отличают пословицу от поговорки?
- Какие функции выполняют пословицы и поговорки в устной речи?
- Как соотносятся в пословицах и поговорках прямой и переносный смысл и в каких формах выражается их многозначность?
- Как и в какой форме исторически развивались пословицы и поговорки?
- Чем отличается фольклористическое изучение пословиц и поговорок от лингвистического и чем может оказаться полезен лингвистический анализ фольклористу?
- Какие формально-поэтические особенности присущие пословицам и поговоркам?
- Какие свойства следует принять во внимание при определении загадок как художественного явления?
- Как возникли загадки и какой была их первоначальная функция?
- Какая иносказательность присуща загадкам и в чем выражаются ее традиционные свойства?
Тема 6. Сказка.
Студент должен знать определение жанра сказки, проблемы происхождения и классификации жанровых разновидностей сказки; особенности поэтики сказок о животных, волшебных и бытовых сказок; знать историю собирания и изучения сказок.
Студент должен уметь анализировать сказки разных групп, определять структуру сказки и анализировать семантику отдельных образов и сюжетных ситуаций.
Содержание:
Проблема определения жанра сказки. Проблемы классификации сказки. Сказки о животных. Зарождение и развитие жанра. Происхождение вымысла. Древнейшая структура. Сюжеты сказок о животных. Волшебные сказки. Характер фантастического. Художественное пространство и время. Структура волшебной сказки. Бытовые (новеллистические) сказки. Структурное своеобразие жанра. Социальная природа жанра. История собирания и изучения сказок.
Основная литература:
- Пропп В Я. Русская сказка. Л., 1984.
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 3-е изд. СПб., 1996. (1-е изд.: Л., 1946; 2-е изд.: Л., 1986).
3. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969. (1-е изд.: Л., 1928).
- Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1988.
Дополнительная литература:
- Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958.
- Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.
- Бахтина В.А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. М., 1975.
4. Бахтина В.А. Пространственные представления в волшебной сказке // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974. Вып. 1. С. 81-92.
- Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974; М., 1979.
- Кербелите Б. Историческое развитие структур и семантики сказок. Вильнюс, 1991.
- Толстой Н.И. Секреты колобка // Живая старина. 1995. № 3 (7). С. 41-42.
- Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. М., 1984. (1-е изд.: М., 1959; 2-е изд. М., 1977.).
- Астахова А.М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М.; Л., 1966.
- Иванова А.А. К вопросу о происхождении вымысла в волшебных сказках // Советская этнография. 1979. N 3. С.114-122.
- Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987.
- Чистов К.В. Баба-Яга // Живая старина. 1997. № 2 (14). С. 55-57.
- Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе А.Аарне. Л., 1929; (с дополнениями и уточнениями В.Я.Пропп опубликовал его в приложении к сборнику А.Н.Афанасьева “Народные русские сказки”: В 3-х т. М., 1957. Т.3.
Практическое занятие № 7 по теме 6 «Сказка». К практическому занятию студенты готовятся по предложенной им литературе по вопросам для обсуждения:
- Какое отношение у сказочного вымысла к реальности?
- Какие библиографические справочники существуют в сказковедении?
- Какие темы и образы и в каком стиле разработаны сказками о животных и как объясняет современная наука происхождение этих сказок?
- Какие традиционные элементы волшебных сказок восходят к «доисторическим» временам?
- Как волшебные сказки отразили современную рассказчикам действительность?
- Какие особенности свойственны поэтике и стилю волшебных сказок?
- Чем отличаются бытовые сказки-новеллы от других сказок?
- Что отличает сказку-новеллу от анекдота?
Самостоятельная работа: Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и готовятся к практическим занятиям. Вопросы для самопроверки см. в разделе «Практические занятия».
Контрольная работа:
Студентам предлагается сделать анализ волшебной сказки, используя следующую схему функций действующих лиц (по В.Я. Проппу):
1. Один из членов семьи отлучается из дома (отлучка - е).
2. К герою обращаются с запретом (запрет - б).
3. Запрет нарушается (нарушение - d).
4. Антагонист пытается произвести разведку (выведывание - в).
5. Антагонисту даются сведения о его жертве (выдача - w).
6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом (подвох - г).
7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу (пособничество - g).
8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб (вредительство - А).
8-а. одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (недостача - а).
9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его (посредничество, соединительный момент - В).
10. Искатель соглашается или решается на противодействие (начинается противодействие - С).
11. Герой покидает дом (отправка - ).
12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготавливается получение им волшебного средства или помощника (первая функция дарителя - Д).
13. Герой реагирует на действия будущего дарителя (реакция героя - Г).
14. В распоряжение героя попадает волшебный предмет или средство (снабжение, получение волшебного средства - Z).
15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков (пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство - R).
16. Герой и его антагонист вступают в непосредственную борьбу (борьба - Б).
17. Героя метят (клеймение, отметка - К).
18. Антагонист побеждается (победа - П).
19. Начальная беда или недостача ликвидируется (ликвидация беды или недостачи - Л).
20. Герой возвращается (возвращение - ).
21. Герой подвергается преследованию (погоня, преследование - Пр).
22. Герой спасается от преследования (спасение - Сп).
23. Герой неузнаваемым прибывает домой или в другую страну (неузнанное прибытие - Х).
24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания (необоснованные притязания - ф).
25. Герою предлагается трудная задача (трудная задача - З).
26. Задача решается (решение - Р).
27. Героя узнают (узнавание - У).
28. Ложный герой или антагонист, вредитель изобличаются (обличение - О).
29. Герою дается новый облик (трансфигурация - Т).
30. Враг наказывается (наказание - Н).
31. Герой вступает в брак и воцаряется (свадьба - Сх).