Перечислить темповые обозначения в изучаемом произведении и перевести их. Выявить наличие фермат.
По местоположению в партитуре ферматы могут находиться в конце, в начале и в середине произведения или его части.
а) Фермата в конце произведения или на границе его разделов выражает момент постепенного успокоения, замирания движения и его остановку.
б) Применяется фермата и как начальный пункт, из которого разворачивается последующее всё более быстрое движение. Таковы, например, традиционные начала многих игровых и плясовых народных песен (“Пойду ль я, выйду ль я”, “Про комара”, “Веники”, “Ой, дуб дуба”).
в) Использование ферматы в середине построения обычно связано со стремлением исполнителя продлить мгновение наивысшей динамической напряжённости, подчеркнуть кульминационный звук мелодии, смысловую вершину.
Не менее часто встречается фермата на паузе. Как правило, пауза имеет ту или иную смысловую и эмоциональную окраску. Например, паузы-утверждения, паузы-раздумья, паузы-вопросы и др.
Проследить взаимосвязь темпа с формой, фактурой, метроритмом, мелодией, гармонией.
ü Темп и форма.
Исполнительский темп имеет формообразующее значение. Темповыми изменениями можно подчеркнуть расчленённость музыкальной речи или, напротив, способствовать её слитности.
ü Темп и фактура.
Темп исполнения связан с фактурой изложения. Плотная массивная фактура требует более медленного темпа, чем лёгкая, прозрачная.
ü Темп и метроритм.
Ощущение темпа зависит не от того, как скоро звуки сменяют друг друга (это связано с относительной длительностью звуков), а от того, какое время проходит между соседними акцентированными (ударными) звуками. Чем чаще следуют акцентированные звуки, тем быстрее темп.
|
Простейший равномерный ритмический рисунок (все звуки одинаковой длительности) в быстром темпе используется в произведениях, для которых характерно моторное, безостановочное, устремлённое движение; в умеренном же темпе равномерный ритм придаёт музыке уравновешенность, спокойствие.
ü Темп и мелодия.
Певучая, протяжная мелодия, воплощающая настроение созерцания или размышления, подсказывает неторопливый темп, тогда как устремлённое вперёд мелодическое движение, передающее возбуждение, радость или драматический характер, требует быстрого темпа.
ü Темп и гармония.
Чем ближе по родству между собой аккорды, сопровождающие мелодию, тем скорее может быть темп. Диссонирующие и сложные по строению аккорды часто выдерживаются дольше, чем простые и консонирующие.
Перечислить авторские динамические обозначения. Для наглядности изобразить динамическую кривую. Определить местонахождение кульминации.
Кульминации бывают общие и частные, динамические, смысловые. Кульминационных точек общих – одна, частных – много.
Способы достижения кульминации:
ü постепенное усиление звучности в сочетании с фактурным насыщением хоровой ткани;
ü восходящее мелодическое движение (постепенное, ступенчатое или со скачком);
ü расширение диапазона партии и хора в целом;
ü cеквенцирование с повышением тесситуры;
ü подчёркивание ритмическими изменениями – оживленность в момент подхода;
ü применение синкопы – одновременно увеличивает напряжение и делает мелодию вблизи кульминации более непрерывной.
|
Распространённые приёмы выражения кульминации:
ü динамическая насыщенность;
ü ритмическая продолжительность;
ü широкое расположение голосов;
ü гармоническая устойчивость или диссонансная колористичность созвучия;
ü расширение темпа;
ü фермата.
Связать динамику с другими средствами художественной выразительности.
ü Динамика и гармония.
Динамика в значительной степени связана с гармоническим движением, с чередованием музыкальной устойчивости и неустойчивости, с функциональной ролью аккордов в ладу. Т.е., если после диссонирующего аккорда следует разрешение, то его следует исполнять тише аккорда.
ü Динамика и мелодия.
Немалое значение для нюансировки имеет направленность мелодии. Распространённый приём – увеличение силы звука при движении мелодии вверх, как нарастание экспрессии, и затихание при движении вниз, как эмоциональный спад. Но может быть и наоборот.
ü Динамика и темп.
Также динамика зависит от темпа, а темп – от динамики. Громкий звук несовместим с быстрым виртуозным движением.
Сильным средством выразительности является длительное crescendo и diminuendo. Оба нюанса следует выполнять постепенно и равномерно. Для того чтобы нарастание и спад звучности осуществлялись с большей последовательностью, рекомендуется начинать crescendo несколько слабее основного нюанса, а diminuendo – несколько громче.
Указать связь динамики и темпа с литературным текстом, указать примеры (проставить такты) в изучаемом произведении.