Тема урока: С. Есенин «Берёза»
Класс
МБОУ Воротынская средняя школа
УМК «Школа России»
Учитель Семенова Л.В.
Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством С. Есенина и его стихотворением «Берёза».Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Формировать знания об эпитете как образном средстве языка.
2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы.
3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно - строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Эмоциональный настрой на урок
Игра «Да, нет»
- Прозвенел уже звонок? (Да)
- Он позвал нас на урок? (Да)
- Будем по лыжне бежать? (Нет)
- Орфограммы изучать? (Нет)
- Мы начнём сейчас читать,
Чтобы новое узнать? (Да)
Мы начинаем урок литературного чтения.
Речевая разминка.
Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в холодное стекло.
Вопросы.
_ Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать читать быстро и постепенно замедляйте темп.
-Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
_ Начните читать громко и постепенно переходите на щёпот
Подготовка к восприятию произведения
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, кому нравится ходить на прогулки?
- Зачем, с какой целью мы ходим на прогулки?
- Сегодня, мы попробуем совершить прогулку, не выходя из класса, и будем учиться наблюдать за природой.
- Что значит наблюдать за природой? (Замечать что- то необычное, удивительное, красивое)
- А что бы узнать, когда, в какое время года, природа, на ваш взгляд, самая красивая, нам поможет игра “Четыре времени года”.
- Посмотрите на картины.
Какие времена года здесь изображены?
В какое время года природа краше?
- На ваших столах лежат по 4 кружочка: синий – зима, зелёный – лето, жёлтый - осень и красный - весна. Поднимите, пожалуйста, кружок, соответствующий картине с самой лучшей порой года на ваш взгляд.
|
Почему вы так считаете? (Учащиеся объясняют свой выбор)
- Трудно ответить на этот вопрос. Что красивее: белый сверкающий снег или пестрый ковёр осенних листьев, сочная зелень весны или разноцветные краски лета? По - видимому, всё хорошо и неповторимо.
- Отгадайте загадку. И вы узнаете, о каком времени года, будет идти речь сегодня на уроке.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
- Как догадались? Какие слова вам подсказали?
Мы с вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:
В этом имени слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты:
Только скажут – Сергей Есенин,
Всей России встают черты.
О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь? Сергей Есенин.
Мы сегодня познакомимся с его стихотворением «Берёза». Открыть тему.
Рассказ об авторе.
Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный.
|
Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.
С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…
В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них.
С Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.
Выставка книг.
Все эти книги посвящены творчеству С. А. Есенина. Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.
Работа по изучению нового материала. Открытие новых знаний.
Первичное восприятие.
-Давайте послушаем. (Калонка мини Маруся читает стихотворение)
-Понравилось вам стихотворение? Какое оно по настроению?
-О каком времени года говорится в стихотворении?
-Какой увидел берёзу поэт? (Берёза белая, принакрылась снегом)
- Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, рассматривая берёзу? (Чувство любования)
- Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. А ведь этому стихотворению больше 100 лет. Представляете! Но оно до сих пор любимо всеми. Как же удалось Есенину создать такое совершенство? Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать неповторимый мир, созданный поэтом.
Физкультминутка.
-Корень березки сидит глубоко,(садятся)
Ветки растут высоко-высоко,(встают на носочки и тянутся руками верх)
Корня березки нам не видать,(садятся)
Веток березки нам не достать. (встают на носочки и тянутся руками верх)
Словарная работа.
-Вам понятны значения слов: кайма, кисть, бахрома? Прочитайте их значения и найдите среди образцов .(Ученики выбирают кайму, бахрому, кисть и показывают)
(Калонка мини Маруся объясняет значение данных слов)
(Кисть - пучок нитей для украшения чего-либо.
Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.
Анализ произведения.
Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.
Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.
Какой художественный прием использует автор? Сравнение.
Как говорит о кистях берёзы?
О чем ещё мы так говорим? Цветы.
Как называется такой прием? Сравнение.
Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.
Какое время дня рисует поэт? Утро.
Почему вы так решили? Заря.
Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.
Прочитайте, как занимается заря зимой.
Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.
Докажите это строчками из стихотворения.
Где ещё используется этот прием?
Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.
Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года.
Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?