Раскладка по конституционному праву России




1. Конституционное право как наука.

2. Конституционное право как отрасль права

3. Нормы конституционного права

4. Предмет и метод конституционного права

5. Конституционно-правовые отношения

6. Субъекты конституционного права РФ

7. Источники конституционного права

8. Закон – основной источник российского конституционного права (понятие, признаки, виды)

9. Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания)

10. Понятие и сущность Конституции РФ (верховенство и высшая юридическая сила Конституции РФ в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 №21-П)

11. Виды Конституций в РФ

12. Конституция РФ 1993. Общая характеристика

13. Юридическая свойства Конституции РФ

14. Реализация конституционных норм (понятие, формы). Прямое действие норм Конституции РФ 1993

15. Конституция РСФСР 1918 (общая характеристика)

16. Процедура пересмотра и изменения Конституции в Российской Федерации.

17. Основы конституционного строя РФ (понятия, элементы, принципы).

18. Разделение властей и конституционная система органов государственной власти в РФ.

19. Народный суверенитет в России.

20. Народовластие и его конституционное закрепление.

21. Конституционные институты прямой демократии.

22. Референдум (понятия и виды).

23. Конституционные основы многопартийности в РФ.

24. Конституционные основы экономического строя РФ.

25. Понятия и принципы российского гражданства.

26. Приобретение гражданства РФ.

27. Оптация.

28. Прекращение гражданства РФ.

29. Гражданство детей в РФ.

30. Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

31. Правовое положение лиц с двойным гражданством.

32. Право политического убежища в РФ.

33. Классификация основных (конституционных) прав и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

34. Личные конституционные права и свободы граждан РФ.

36. Право человека и гражданина на жизнь.

37. Конституционное право граждан на защиту своих прав. Гарантии соблюдения основных прав человека в условиях чрезвычайного положения.

38. Конституционное право граждан на свободу совести.

39. Конституционное право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ.

40. Экономические, социальные и культурные права граждан.

41. Формы собственности в РФ.

42. Право граждан на свободу труда, его конституционное содержание и гарантии.

43. Право граждан на жилище, неприкосновенность жилища – конституционные права граждан РФ.

44. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

45. Право граждан на образование.

46. Политические права и свободы граждан.

47. Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства.

48. Конституционное право граждан на свободу слова и печати.

49. Конституционное право на объединение.

50. Конституционные обязанности граждан.

51. Государственная защита прав и свобод граждан РФ.

52. Понятие и формы государственного устройства.

53. Субъекты Российской Федерации.

54. Принятие в РФ Республики Крым и образование в составе РФ новых субъектов: конституционные основания.

55. Федеративное устройство России.

56. Национальный суверенитет и его реализация в РФ.

57. Образование СССР и прекращение его существования.

58. Суверенитет РФ. Государственные символы РФ.

59. Знание текста Государственного гимна РФ.

60. Конституционный статус республики в составе РФ.

61. Конституционный статус края, области в составе РФ.

62. Виды автономий в РФ.

63. Компетенция РФ (понятие и виды).

64. Сфера совместного ведения РФ и ее субъектов.

66. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

67. Выборы в РФ: понятие, конституционные функции.

68. Конституционные принципы избирательного права.

69. Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование.

70. Избирательный процесс, его основные стадии.

72. Списки избирателей.

73. Избирательные комиссии (порядок образования, компетенции, виды).

74. Выдвижение кандидатов в Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

75. Предвыборная агитация.

76. Установление результатов выборов.

77. Президент РФ (порядок избрания, компетенции, акты).

79. Процедура отрешения Президента.

80. Федеральное Собрание – парламент РФ.

81. Совет Федерации (порядок формирования, компетенция).

82. Государственная Дума (порядок избрания, компетенция).

83. Комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы.

84. Порядок деятельности Государственной Думы.

85. Конституционный статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

86. Депутатская неприкосновенность в РФ.

87. Законодательный процесс в российском парламенте.

88. Акты Федерального Собрания и его палат.

89. Правительство РФ (порядок формирования, полномочия, акты).

90. Конституционные основы судебной власти в РФ.

91. Конституционный Суд РФ (порядок формирования, компетенция, акты)

92. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ.

93. Конституционно-правовой статус Саратовской областной Думы (представительного органа власти своего субъекта РФ) (порядок формирования, структура, компетенция, акты).

94. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

95. Гарантии прав местного самоуправления в РФ

96. Соотношение международного и российского конституционного права.

 


1. Конституционное право как наука.

Конституционное право, как наука – система взаимосвязанных теоретических положений, идей, взглядов по вопросам государственно-правового характера.

Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, которые регулируются или могут либо должны регулироваться ими. Изучает наука также практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, стремясь постичь закономерности их развития и дать обоснованные рекомендации законодателю и правоприменителю по совершенствованию и применению соответствующих правоположений, а отдельным лицам –рекомендации по их использованию. С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права, условия, влияющие на их эволюцию, то есть наука изучает и сама себя.

Предмет науки конституционного права:

1.Исследование сущности конституционного права.

2.Анализ фактических отношений, регулируемых нормами конституционного права.

3.Обобщение практики реализации норм конституционного права.

4.История самой науки, ее идей, научных концепций.

Источники науки конституционного права:

1.Cпециальные источники - т.е. Теоретические произведения, монографии, научные статьи, рецензии, очерки, учебная литература.

2.Юридические источники – это нормативно-правовые акты относящиеся к отрасли конституционного права.

Этапы развития науки:

1.Досоветский–на этом этапе складываются определенные представления о явлениях государственно-правовой действительности.

2.1917-1938г–этап выделения науки государственного права из общей теории государства и права.

3.1938-1980–этот период науки характеризуется с одной стороны господством правовой идеологии, а с другой–складыванием понятий науки, поисков метода научного познания и появлением ряда основополагающих теорий и концепций отрасли.

4.1980-1992-период совершенствования науки и переход от чисто теоретических исследований к анализу реальных государственных процессов.

5.1993-посегодняшнийдень-совершенствованиеипереосмыслениенекоторыхпонятийитеорий,иизучениевновьпоявившихсяинститутов.

Цель науки на современном этапе-это изучение конституционных закономерностей ведения политических процессов и правовое поле.

В дореволюционный период существовало понятие государственное право

Коркунов и Лазаревский

Государственное право – учение о юридическом отношении государственного властвования.

Алексеев А.С.

Предмет гос. права охватывает не только отношения властвования, но и правовое положение граждан. Права и свободы должны выступать юридическим инструментом подчинения власти праву

Предмет конституционного права включает:

· Правовой статус личности

· Основы конституционного строя

· Федеративное устройство

· Организация гос. Власти и местного самоуправления

Конституционное право, по мнению Баглая, включает в себя:

· Устройство государства и организацию гос. Власти

· Отношения между человеком и государством

В предмете конституционного права можно выделить отношения:

· Выступающие предметом регулирования только в конституционном праве РФ

· Отношения, складывающиеся в других сферах жизни общества

Конституция закрепляет только право, а реализация этого права закрепляется другими отраслями.

 

2. Конституционное право как отрасль права

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих основные права и свободы человека и учреждающих с этой целью определенную систему органов государственной власти и регулирующая смежные отношения

Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (необязательно исторически, но, безусловно, логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в России, когда демократические институты проходят испытание на соответствие уровню политической культуры народа.

Система или отрасль конституционного права состоит из групп правовых норм. Каждая из этих групп несколько обособленна, поскольку регулирует какие-то однородные, взаимосвязанные конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовые нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты.

Отрасль конституционного права – непростая совокупность норм. Между конституционно-правовыми нормами существуют сложные системные связи, обусловливающие внутреннее строение данной отрасли права, её систему. При этом системообразующим признаком выступает специфика отдельных групп общественных отношений, образующих в совокупности предмет регулирования конституционного права. Такие группы конституционно-правовых норм называют подотраслями или правовыми институтами конституционного права.

Подотрасль права – это совокупность однородных правовых норм, регулирующих относительно небольшую сферу общественных отношений (избирательно еправо, парламентское право).

Система конституционного права – это его внутреннее строение, которое выражается, во-первых, в единстве и согласованности конституционно-правовых норм, что отграничивает их от норм других отраслей права, во-вторых, в разделении отрасли на относительнообособленные части.

Основным элементом отрасли является правовой институт как наиболее крупная совокупность правовых норм, обладающая определенным внутренним единством, но отличающаяся от других. Правовой институт выступает обособленным структурным подразделением отрасли. Он объединяет нормы, которые регулируют лишь часть, самостоятельный вид качественно однородных общественных отношений, составляющих предмет отрасли конституционного права. Эти близкие по содержанию конституционно-правовые нормы действуют в составе отрасли, хотя и отличаются от других отраслевых норм определенной спецификой.

Каждая отрасль Российского права имеет свои специфические черты, которые характеризуют ее как самостоятельную и независимую:

1.Предмет правового регулирования.

2.Метод регулирования.

3.Объектрегулирования.

Предмет конституционного право охватывает основные общественные отношения:

1.Отношения, охватывающие основы конституционного строя.

2.Отношения, образующие основу правового статуса личности.

3.Отношения, связанные с организацией и функционированием гос власти.

4.Отношения, вытекающие из федеративного характера РФ.

5.Отн-я, возникающие в ходе осуществления судебной власти.

6.Отн-я, составляющие основы местного самоуправления.

 

3. Нормы конституционного права

Конституционно-правовая норма – установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Специфика норм конституционного право заключается в:

· Их назначении

· Особой юридической природе

· Своеобразной юр. структуре

· Многообразии юр. форм выражения

· Высоком уровне нормативности

 

Виды норм конституционного права:

Общие: нормы-дефиниции (ст. 7 К РФ), учредительные (ст. 1), нормы принципы (ст.6)

Нормы-предписания: регулятивные и охранительные

По характеру предписания:

императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);

диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств.

По характеру воздействия:

управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

обязывающие (ст.106) - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

поощрительные,

рекомендательные

По роли в механизме правового регулирования: материальные (установленные права и обязанности субъектов) и процессуальные

По времени действия: постоянные, временные

По территории: на всей территории РФ, территория субъектов

По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

общие - неопределенный круг лиц;

специальные - определенный круг лиц.

Система источников конституционного права характеризуется:

· Множественностью форм выражения правовых норм

· Иерархической соподчиненность

· Изменением соотношения внутригосударственного и международного права

· Приоритетом закона

· Появлением судебного прецедента

· Стабильностью по отношению к другим источникам права

 

4. Предмет и метод конституционного права

Предмет конституционного права – это совокупность общественных отношений, направленных на урегулирование вопросов, связанных с конституционным правом.

Таким образом, прежде всего, необходимо понять, какие именно общественные отношения регулируются нормами конституционного права, т.е. составляют его предмет. По сравнению с другими отраслями права, эти отношения имеют свои определенные особенности, а именно:

1) они складываются во всех сферах жизни общества–политической, экономической, социальной, духовной и др.;

2) это важнейшие ("базовые"," стержневые", "системообразующие") отношения, связанные с высшими интересами государства, общества и человека;

3) эти отношения характеризуют основы всей государственной и общественной жизни, статус личности, характер и механизм осуществления власти в государстве.

Итак, предметом конституционного права являются фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:

1) основы конституционного строя государства;

2) основы правового положения человека и гражданина;

3) основы территориального устройства государства (федеративные отношения);

4) формы и способы осуществления власти в государстве, а также система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Метод конституционного права – это совокупность приемов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников, в результате которых эти отношения упорядочиваются и развиваются: императивный-метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях и ответственности; диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении, обязывания.

Кроме такой классификации методов в литературе встречается деление на частно-правовой и публично-правовой методы, которые также можно отнести к методам конституционного права, как отрасли права.

· Гражданско- правовой метод (Ю. А. Тихомиров именует его методом диспозитивного регулирования; В.Б.Исаков – методом координации; А. Г. Браткои, Н. Л. Гранат –методом автономии. Отличительными чертами этого метода являются:

· Равноправие участников правоотношений, которое придает правомерному поведению субъектов правоотношений индивидуально-регулятивное значение;

· автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствованием. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности юридического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право;

· самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом, нести ответственность по своим обязательствам, возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями.

· Следующий метод – публично-правовой метод.

Характерными чертами данного метода являются:

· Формированиеииспользованиеправоотношенийпопринципу«команда-исполнение».Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы;

· Субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий.

 

5. Конституционно-правовые отношения

В сферу конституционного права попада­ет только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объе­му эти отношения весьма важны.

Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.

Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

(Основания возникновения отношений:

· юридический факт: события (достижение возраста) и действия

· юридические акты и поступки)

·

Специфика конституционно-правовых отношений:

· отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
предмет конституционного права;

· им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);

· обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);

· реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

 

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

1. субъекты (число которых не может быть менее двух);

2. содержание;

3. объект.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

 

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

· федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

· субъектов Федерации;

· государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа.

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правового отношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. (31 ст)

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

· активными, предусматривающими необходимость определенных действий;

· пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку.

Виды:

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

· конкретные;

· общие;

· правовые состояния (особый вид).
2. С точки зрения времени функционирования:

· постоянные (срок их действия не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях, напр., смерть гражданина прекращает отношения по гражданству);

· временные (возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения; с выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются, напр., правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).
3. По назначению (по специфике правового регулирования):

· материальные (реализуются само содержание права и обязанности);

· процессуальные (регламентируют порядок реализации правовых действий, т.е. процедуру).

4. В зависимости от вида норм (по целевому назначению):

· правоустановительные (содержащие права и обязанности);

· правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

 

6. Субъекты конституционного права РФ

Субъект права – это лицо или группа лиц, способные вступать в общественные отношения определенного вида, наделенные совокупностью прав и обязанностей.

Субъектами конституционного права являются физические лица и организации.

Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Перечень субъектов конституционного права весьма широк, поскольку конституционное право охватывает очень большую группу отношений, где задействованы самые различные субъекты. Это отношения по формированию органов государственной власти, защите основных прав и свобод человека и гражданина, разграничению полномочий РФ и субъектов РФ и многие другие.

Классифицировать субъекты конституционного права можно по следующим основаниям:

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация – ее субъекты, органы государственной власти РФ.

К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам конституционного права относятся:

1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ, которые являются относительно автономными государственно-территориальными или территориальными образованиями;

3) Президент РФ является главой государства и обладает широкими управленческими функциями. Глава государства выступает как официальный представитель народа, это определяет его место в системе государственной власти;

4) Правительство РФ осуществляет в РФ исполнительную власть и состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года и является законодательным органом РФ;

6) Совет Федерации состоит из представителей субъектов Российской Федерации, избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей;

7) депутаты Государственной Думы РФ;

8) члены Совета Федерации РФ;

9) суды в РФ представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией, общим является то, что их функцией является отправление правосудия;

10) органы местного самоуправления и муниципальные образования в РФ самостоятельны в осуществлении своих функций;

11) народ РФ является носителем государственного суверенитета РФ, единственным источником власти, осуществляет свою власть непосредственно или через государственные органы;

12) общественные объединения являются негосударственными образованиями, в РФ гарантируется свобода объединений. Общественные объединения неподотчетны государственным органам и независимы от государства;

13) граждане РФ являются полноценными участниками конституционных правоотношений, приоритет прав и свобод граждан гарантирован Конституцией РФ;

14) лица без гражданства по общему правилу в правах лица без гражданства, лица с двойным гражданством и иностранцы приравниваются в своих правах к гражданам (национальный режим), за исключением политических прав;

15) лица с двойным гражданством;

16) беженцы пользуются наряду с вынужденными переселенцами защитой РФ;

17) вынужденные переселенцы;

18) иностранцы;

19) лица, которым предоставлено политическое убежище, пользуются особой защитой РФ.

 

7. Источники конституционного права

Источники конституционного права – это совокупность юридических способов организации и выражения общеобязательных правил поведения или правовых норм, регулирующих отношения конституционного характера.

Источники представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права.

Источники конституционного права РФ:

· Конституция РФ

· Законы РФ о поправках к конституции (только в этом случае)

· Декларации российские и международные договоры

· Акты Конституционного суда РФ (постановления о толковании конституции)

· Решения референдума. 1991 – 1 референдум, о сохранение СССР, об учреждении поста президента, 2 в 1993 – досрочные выборы и недоверие

· Законы (ФКЗ: о конституционном суде ст.128

О верховном суде

О судебной системе ст. 118

Об арбитражных судах

О правительстве ст.114

Об уполномоченном по правам человека ст. 103

О референдуме ст.84

О военном положении ст.87

О гербе, гимне, флаге ст.70

О порядке принятия в РФ нового субъекта ст.64 и ФЗ) ФКЗ принимаются на основе бланкетной нормы конституции, в отношении них есть особый порядок принятия (2/3 госдумы, ¾ совета федерации), на эти законы президент не может наложить вето

· Акты бывшего СССР и РСФСР, сохранившее свое действие

· Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

· Подзаконные нормативные акты (указы президента)

· Федеральные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (договоры о разграничении полномочий с Чечней и Татарстаном)

· Акты субъектов РФ

· Нормативные акты местного самоуправления

· Судебный прецедент

Статья 15, ч. 4

Взаимодействие внутригосударственного и международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Постановлением пленума верховного суда от 10.10.2003 о порядке применения судами норма международного права.

Ратификации подлежат международные договоры:

· Исполнение которых требует изменения действующего законодательства

· Предметом которых являются основные права и свободы

· О территориальном разграничении

· По вопросам обороноспособности РФ

· Об участии РФ в международных организациях

Ратификация осуществляется по средствам принятия федерального закона и ей предшествует проверка международного договора на соответствие конституции и это полномочия конституционного суда РФ.

Констатируется, что нормы и принципы международного права не должны противоречить конституции. В случае коллизии между ратифицированным международным договорам и законодательством, приоритет отдается международному.

Постановление Конституционного суда от 14.07.2015 №21 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод»

Россия по смыслу статьей 15, 79, 125 не в праве заключать международные договоры не соответствующие конституции

Решение межгосударственного органа не может быть исполнено РФ в части возлагаемых на нее мер, если толкование нормы международного договора на котором основано, то решение нарушает основные положения конституции.

 

8. Закон – основной источник российского конституционного права (понятие, признаки, виды)

Закон – это установленное государственной властью общеобязательное правило, регулирующее какую-нибудь область общественно-правовых отношений.

Признаки:

1.Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем:

а). Hиктo, кроме органов зaкoнoдaтeльнoй влacти, не вправе пpинимaть или oтмeнять зaкoны.

б). Bce пpaвoвыe aкты гocyдapcтвa должны издaвaтьcя в cоoтвeтcтвии c оcнoвным Зaкoнoм (Koнcтитyциeй). Ecли подзаконный aкт пpoтивopeчит закону, тo этoт акт должен быть приведен в cooтвeтcтвиe c законом, либо oтмeнeн.

в). Зaкoн не подлежит yтвepждeнию или пpиocтaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на тo органа зaкoнодaтeльнoй влacти.

2.Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3.Законы,в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

4.По своему значению закон–это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право–юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

5.Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами – положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

6.Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

Виды:

-по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);

-по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти);

-по сфере действия(общефедеральные и субъектов федерации).

-по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

-по внешней форме выражения (Конституция, кодекс, постановление, положение, регламент, устав, закон).

Конституция как основной закон государства учреждает политическую форму



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: