Болонский процесс и другие интеграционные процессы в развитии высшего образования




Лекция 2. Современные тенденции и перспективы развития высшего образования в России

(Лекционное занятие – 2 часа)

Задачи: познакомить магистрантов с тенденциями и перспективами развития высшего образования в России и за рубежом; приобщать к индивидуальному выявлению проблемных вопросов, поощряя при этом формулировку и обоснование путей совершенствования системы высшего образования с приведением конкретных примеров.

Содержание учебного материала

Болонский процесс и другие интеграционные процессы в развитии высшего образования

Реформирование российского образования обусловлено целым рядом преобразований и глобальных изменений, касающихся многих областей общественной и политической жизни внутри страны и за рубежом. Так в 1995 г. результатом работы Генеральной конференции всемирной организации ЮНЕСКО стал программный документ «Реформа и развитие высшего образования». На рубеже веков в ходе построения новой образовательной политики обозначились основные направления деятельности международного сообщества: «соответствие требованиям времени, интернационализация и качество», что и определило дальнейшую стратегию стран-участниц конференции.

Вследствие предпринятой на государственном уровне модернизации назрел вопрос о создании единой европейской зоны высшего образования для «повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, рационального сочетания академического качества и прикладного характера образовательных услуг». С этой целью в 1999 г. была принята Болонская декларация, в которой особое значение придается постоянному улучшению качества образования и сближению систем его обеспечения странами европейского сообщества. Данная позиция еще более укрепилась в 2001 г. на встрече представителей 300 европейских вузов в Саламанке, что нашло свое отражение в «Послании качеству». Воплощение идеи качества стало залогом успешности завтрашнего дня, благодаря чему наметилась четкая линия на устойчивое реформирование высшего образования в Европе. Подписание Россией в сентябре 2003 г. Болонского соглашения стало следующим шагом в реализации кардинальных мер, что предоставило новые возможности для продвижения российского образования на международную арену. Актуальное выражение «как учим, так и живем» выстроилось в тесной взаимосвязи понятий: «качество образования – качество человека – качество жизни».

Совершенствование российской системы образования актуализировалось в конце XX в. в момент перехода общества к новому этапу своего развития – изменению экономической, политической, правовой, идеологической обстановки в стране. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» была конкретизирована роль образования и определена основная цель модернизации, а именно – «необходимость преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития через повышение качества образования, его доступность и эффективность».

В одноименной Концепции, утвержденной уже до 2020 г., определился дальнейший ориентир в преобразованиях согласно следующим задачам: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и объективность системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся и др. Кроме того, совершенствование методов управления высшим образованием и контроль за его качеством явились одним из важнейших приоритетов как «Федеральной программы развития образования в России на 2011-2015 гг.», так и «Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г.». В этих основополагающих документах продекларирована главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В связи с выше сказанным можно констатировать, что происходила закладка принципиально новой позиции государства, направленная на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту. Для отслеживания проводимых шагов в указанном направлении необходимо создать такую систему оценки вузов, которая бы смогла обеспечить объективность результатов процедуры контроля за качеством образования согласно установленным требованиям.

Более того, в Коммюнике Конференции европейских министров «Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии», проходившей 28-29 апреля 2009 г. в г. Левене, были чётко сформулированы основные задачи образовательной политики для 46 стран-участниц: мобилизовать таланты и возможности всех своих граждан и направить их усилия на образование в течение всей жизни; сформировать компетенции, необходимые им на меняющемся рынке труда; стремиться к введению инноваций, основой которых станет интеграция образования и научных исследований. Решение задач наступившего столетия потребует постоянного внимания к качеству. Глобальное реформирование учебных программ в ракурсе реализации принципов Болонского соглашения должно обеспечить возможность высококачественных, гибких и индивидуализированных образовательных технологий.

Итак, современная эпоха ознаменована новыми идеями, но предыдущий ориентир, основанный на трех китах «эффективность, качество и доступность» не только остался актуальным, но и составил фундамент нынешнего десятилетия. При этом отметим – несмотря на адекватность поставленных целей, существуют и серьезные барьеры в их достижении, которые связаны с рассогласованностью мнений о выработке и утверждении критериев качества и методах его оценки.

В Российской Федерации с состоянием дел в сфере образования напрямую связана не только государственная социальная политика, но и стратегия экономического развития государства. В современном обществе от уровня развития образования и его качества зависят практически все стороны государственной жизни и общественного развития – экономика, безопасность, научно-технический прогресс, культура, экология и т. д.

Очевидно, что столь значимый сегмент общественной жизни должен иметь адекватную правовую базу. Однако на протяжении ряда лет в России остро ощущалось несоответствие между общественно-политической значимостью образования, его особой ролью в процессе модернизации российской экономики, с одной стороны, и состоянием нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования, с другой стороны.

Принятый еще в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» уже в конце 90-х годов прошлого столетия нуждался в серьезном обновлении. Многочисленные поправки и дополнения сделали российское законодательство об образовании внутренне противоречивым. Однако, самая главная причина, заставившая правительство приступить к разработке нового базового закона об образовании, заключалась в том, что прежний закон был принят для регулирования еще советской модели образования. Череда реформ в образовании в конце 90-х годов и начале «нулевых» привела к кардинальному изменению самого объекта нормативно-правового регулирования, и решать задачу адаптации образовательного законодательства к новым реалиям в российском образовании требовалось через принятие нового базового законодательного акта. Так был подготовлен проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», включивший в себя как общие принципы правового регулирования отношений в сфере образования, так и положения, регламентирующие отдельные уровни общего и профессионального образования. Наконец, в конце 2012 г. новый закон об образовании был принят. Так, вступивший в законную силу 01.09.2013 г. он стал основой для формирования обновленной отрасли образовательного законодательства, соответствующей социально-экономическим реалиям XXI в., учитывающей обязательства, взятые Россией в процессе интегрирования в европейское образовательное пространство, в частности при вхождении в Болонский процесс.

В этом Законе, как следует из его преамбулы:

• установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации;

• закреплены основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

• зафиксированы общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности;

• определено правовое положение участников отношений в сфере образования.

2. Современные стратегии модернизации высшего образования

Приоритетными направлениями развития высшего образования являются:

· педагогическое (в связи с положительной динамикой рождаемости в стране и усилением значения дошкольного и школьного образования);

· техническое (с интенсивным развитием научно-технического прогресса, заменяющего ручной труд, поддержание отечественного производства, его технологизацией);

· и медицинское направление (увеличение доли инвалидов, в т. ч. инвалидов-детства, развитие отечественной науки, введение здоровьесберегающих технологий в повседневную жизнь, приобщение населения к здоровому образу жизни).

В 2017 году Министерство образования и науки выделило 60 % бюджетных мест на специальности и направления педагогического и технического профиля.

К современным тенденциям развития высшего образования относятся:

· создание опорных центров высшего образования, что вызвано укреплением позиций региональных вузов и повышением качества подготовки; базовыми характеристиками таких вузов установлены: 80 % преподавателей с учёными степенями / званиями, разнообразие укрупненных групп специальностей / направлений подготовки, повышение доли магистрантов в общечисленном значении – не менее 20 %, 150 000 в год за НИР и НИОКР на одного НПР, привлечение иностранных граждан для обучения и преподавания;

· демократизация высшего образования, которая основана на субъект-субъектном стиле взаимодействия преподавателя со студентами и изменении при этом позиции обучающегося как активного участника образовательного процесса;

· фундаментализация образования посредством доступности получения качественного высшего образования для всех способных обучающихся; ориентирование студентов на академический (с последующим обучением в магистратуре и аспирантуре) и прикладной бакалавриат (с формированием базовых практических навыков для конкретного региона с конкретными запросами работодателей) для воспитания осознанной позиции обучения;

· индивидуализация обучения и индивидуализация учебного труда студента согласно выбранной им траектории обучения; при этом уточним и дополним следующее: индивидуализация целей образования на уровне отдельного обучающегося – это традиционный ориентир на возможности и способности каждого обогащается новым смыслом – необходимость исключить накопление «строительного материала» в виде знания фактов, понятий, закономерностей, отдельных умений, а формировать способности «строить дом», а дифференциация целей образования на уровне образовательного учреждения – это необходимость следовать новым ориентирам в образовательной политике государства, но при этом обязательно учитывать сложившиеся традиции, особенности региона, состав преподавателей и обучающихся;

· гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля (в качестве уточнения понятия «узкотехнократическое мышление» добавим, что это особенность мышления, состоящая в переоценке роли средств, техники, материальных ценностей в человеческой жизни и деятельности. Это примат средств над целью, цели над смыслом и человеческими интересами, смысла над реалиями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Это виртуальное мышление, которому чужды духовно-нравственные основы бытия, где недооценивается добро, совесть, честь и достоинство. Такое мышление позволяет одному человеку манипулировать другим как средством решения своих личных проблем или корпоративной программы. Технократическое мышление – это его узкая направленность лишь на предметный мир. Оно может развиваться не только у инженера, но и гуманитара – учителя – политика, поэта, экономиста. В образовании такое мышление проявляется в отношениях педагога к обучаемому как к объекту программирования и управления, в ограничении его свобод в отношении пространства и времени его деятельности и развития;

· компьютеризация и автоматизация высшего образования вызваны развитием технологии, а вместе с тем промышленности и сельского хозяйства, что влечет за собой повышенные требования к технологическим процессам, условиям работы человека, так как комфортность труда определяет и технологию производства, умения и навыки работы на новейшем оборудовании необходимо прививать именно в вузе. Однако стоит отметить, что широкое внедрение информационных и экспертных систем может привести к появлению своеобразных «интеллектуальных тунеядцев», полностью доверяющих машине и стремящихся избавиться от необходимости прилагать малейшие интеллектуальные усилия, при этом потеряв навыки и культуру общения, в т. ч. грамотность изложения мыслей;

· активизация электронных технологий в образовательной деятельности для обучения слушателей без отрыва от производства;

· создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства; работодатель в этом случае выступает в нескольких ролях: 1) заказчик образовательной программы и её эксперт; 2) преподаватель, читающий одну из дисциплин учебного модуля и / или практики; 3) член государственной аттестационной комиссии на защите выпускных квалификационных работ;

· усиление тенденции (особенно в европейских университетах) к переходу на самоуправление и выборность руководящего состава вузов всех уровней, где ответственность ложится на каждого члена команды без исключений;

· рост требований к профессионализму преподавателей, усиление значимости психолого-педагогической подготовки, повышения квалификации преподавательских кадров вузов, методического мастерства, применение современных технических средств обучения;

· формирование системы регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества (профессионально-общественная аккредитация) и основных потребителей образования (студентов и их родителей), построенной на принципах независимости и объективности применяемых критериев оценки; регулярное совершенствование критериев и весовых значений показателей, используемых на государственном уровне (лицензирование и аккредитация, мониторинг эффективности работы вузов);

· введение профессиональных стандартов с 01.07.2016 г. предполагает аттестацию работников по соответствующей квалификации на занимаемой должности, трудоустройство выпускников вузов согласно полученной по диплому профессии, строгую отчётность вузов по трудоустройству выпускников (в показатели отчётности с 2016 г. не входит трудоустройство магистрантов и аспирантов), что усиливает адресную подготовку специалистов в конкретном регионе по прогнозируемым потребностям работодателей и сокращение доли выпускников, состоящих на учёте в центре занятости населения либо, работающих не по специальности;

· следование принципу «Образование на протяжении всей жизни человека» предполагает совершенствование полученных квалификационных характеристик в зависимости от повышения требований работодателя, конкуренции, изменения условий труда и технологии производства (за счёт самообразования, проведения рефлексии, получения новых компетенций на курсах повышения квалификации, ускоренном обучении или при переподготовке / стажировке).

Таким образом, эти и ряд других тенденций по-разному выражены − в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования, но в той или иной степени они проявляются во всех развитых странах и не могут игнорироваться российской высшей школой, имеющей и свои собственные высокие образцы, и замечательные традиции.

Литература

1. Агафонова Е. А. Оценка качества образования как средство стимулирования учебной деятельности студентов: монография. – Киров: Изд-во ООО «Лобань», 2013.

2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры / Энциклопедический словарь педагога, 2000.

3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Издат. центр «Академия», 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: