Практическое занятие №11 Инструктаж по Т.Б.
Тема: Анализ содержания примесей в воде
Цель: научиться проводить анализ качества воды
Материально-техническое и комплексно-методическое обеспечение:
колбы, нагреватель, вода содержащая примеси.
Время выполнения: 45минут
Порядок выполнения работы.
Определение качества воды.
Опыт №1. Определение органолептических характеристик воды. Определение запаха
1.Заполните колбу водой на 1/3 объема и закройте пробкой.
2.Взболтайте содержимое колбы.
3.Откройте колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же определите характер и интенсивность запаха. Если запах сразу не ощущается или запах неотчетливый, испытание можно повторить, нагрев
воду в колбе до температуры 600 (подержав колбу в горячей воде).
Интенсивность запаха определите по пятибалльной системе согласно Таблице№ 1
Таблица № 1.Определение интенсивности запаха
Интенсивность запаха | Характер проявления запаха | Оценка интенсивности запаха |
Нет | Запах не ощущается | |
Очень слабая | Сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды) | |
Слабая | Запах замечается, если обратить на это внимание | |
Заметная | Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о вод | |
Отчетливая | Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья себя внимание и заставляет воздержаться от питья | |
Очень сильная | Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению |
Характер запаха определите по таблице 2.
Таблица № 2. Определение характера запаха
Характер запаха | |
Естественного происхождения: | Искусственного происхождения: |
неотчетливый или отсутствует) | (или неотчетливый (или отсутствует) |
землистый | нефтепродуктов (бензиновый) |
гнилостный | хлорный |
плесневой | уксусный |
торфяной | фенольный |
травянистый | другой (укажите какой) |
другой (укажите какой) |
Определение цветности
|
1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см.
2. Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном).
3. Выберите из таблицы 3 наиболее подходящий оттенок
Таблица № 3
Цветность воды
Слабо-желтоватая
Светло-желтоватая Желтая
Интенсивно-желтая
Коричневатая
Красно-коричневатая
Другая (укажите какая)
Определение мутности
1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см.
2. Определите мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном).
Выберите нужное из таблицы № 4
Таблица №4.
Мутность воды | |
Слабо опалесцирующая | |
Опалесцирующая | |
Слабо мутная | |
Мутная | |
Оченьмутная |
Опыт №2. Грязная или чистая вода?
Наполните пробирку водой. Добавьте в нее немного раствора перманганата калия. Что наблюдаете?
Если цвет раствора остался розовый – вода чистая, если он обесцветился – вода грязная. На основании наблюдений сделайте вывод о том, какая у Вас вода.
Что делаю? | Что наблюдаю? |
Вывод
Опыт №3. Очистка воды от СМС (синтетических моющих средств)
В пробирку налейте 2 мл раствора СМС, нагрейте и добавьте поваренную соль до насыщенного раствора. По мере насыщения раствора поваренной солью растворимость СМС уменьшается. СМС всплывет над прозрачной жидкостью в виде твердых творожистых хлопьев, которые можно собрать или отфильтровать.
|
Занесите полученные результаты в таблицу № 5
Таблица №5
Характеристика воды | |
Запах | |
Цветность | |
Мутность | |
Чистота | |
Наличие СМС |
Сделайте выводы об экологическом состоянии источника, из которого была взята проба.
Краткие теоретические сведения к практической работе
Контрольные вопросы:
1.Для чего проводят анализ воды?
2.Что такое СМС?
3.Перечислите основные показатели качества воды.
Информационные источники:
О.1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно- научного профиля - М., 2019
Критерии оценивания:
Оценка "5"
Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показал необходимые теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Оценка "4"
Работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
|
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3"
Работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленным к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.