Биологическое в человеке проявляется:
• в инстинктах: самосохранения, агрессии и др.
• в сфере способностей: физическая сила и ловкость, интеллект, языковые способности, воля
• в темпераменте: экспрессия, эмоциональность, агрессивность, импульсивность и др.
• врожденных особенностях психики и соматики, в генетической предрасположенности к определенной патологии.
Социальное в человеке проявляется как:
• наличие культурных норм, установок, стереотипов
• знания и навыки, приобретенные в процессе социализации
• самостоятельно выработанные убеждения
• потребность принадлежать какой-либо социальной общности и в тоже время обладать в ней известной автономией, самоценностью.
Отношение биологического и социального дифференцировано и индивидуализировано.
В системе интегральной индивидуальности оно существует в двух вариантах:
биологическое как основание социальных качеств (иерархия),
биологическое как взаимодействующее с социальным: координация, кооперация, конкуренция.
Смысл человеческой жизни
На вопрос о смысле жизни есть четыре ответа:
• Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни: обретение бессмертия души; обретение добра, человек сам находит смысл; смысл истории Вселенной.
• Смысл жизни за пределами самой жизни: в прогрессе человечества; благо последующих поколений; благо детей; во имя идеалов добра, справедливости и свободы; во имя собственного завтра; в высокой цели, а человек – средство.
• Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь: в удовольствии; в радости; в благотворительности; в счастье (но все это не цель, а следствие достигнутой цели).
• Нет смысла жизни: «все суета», нигилизм, нирвана, крайний аскетизм, экзистенциализм (жизнь абсурдна, непостижима и хаотична)
Концепции смысла жизни человека
Гедонизм – жить значит наслаждаться.
Аскетизм – отречение от мира и отказ от его благ.
Утилитаризм – жить – значит извлекать из всего пользу.
Гуманизм – человеколюбие, уважение достоинства, обеспечение блага и развития человека.
Эвдемонизм – стремление к счастью как подлинному назначению человека.
Этика долга – самопожертвование, альтруизм, служение идеалу.
Прагматизм – цель смысла жизни оправдывает любое средство ее достижения.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Дайте определение понятию «человек».
2. Назовите биологическое в человеке.
3. Назовите социальное в человеке.
4. Приведите примеры взаимодействия в человеке биологического и социального.
5. Назовите концепции смысла жизни.
Лекция 20. Культура и цивилизация
План:
1. Философия культуры
2. Взаимодействие культур
3. Виды культур
4. Наука в человеческом обществе
Философия культуры
v В узком смысле -система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам.
v В широком смысле - специфическая, генетическая, ненаследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
v Культура - связующее звено между природой и обществом, охватывает духовную и материальную сферу существования общества и выступает как форма проявления свободы и творчества, как средство самореализации и основных ценностей человека.
v Культура - результат объективизации, материального воплощения человеческих стремлений, целей, переживаний.
v Благодаря культуре, человек преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным.
ЦЕННОСТИ
Ø смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, истине и справедливости);
Ø универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.);
Ø общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);
Ø межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);
Ø демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.).
Главные ценности культуры - истина, добро, справедливость.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫКУЛЬТУРЫ
Синтетической формой культуры называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения.
Ноосфера - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития
Духовная культ ура -идеи, знания, художественные образы, моральные и правовые нормы, этикет, научное, художественное, литературное, народное творчество
Материальная культура -материальное производство, техника, технология, обмен, распределение, потребление материальных благ -- ноосфера
Культура - совокупность инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает совокупность и процесс воспроизводства сущностных сил человека (А. Д. Рычков, 6. Л. Яшин, Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, И. М. Сушков).
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
- Преобразования мира (практически-преобразовательная)
- Общения
- Познавательная
- Управления поведением людей
- Оценка системы ценностей
- Наследования, исторической преемственности
- Воспитательная
- Образовательная
- Средство укрепления и развития общества как специфического, отличного от природы качества
-На уровне социальных групп
- объединение людей (классов, наций, сословий), дифференциация их выделение в обществе как специфических целостностей
- подключение индивида к богатству общества, развитие, приложение его способностей
- человекотворческая - синтезирующая функция
Взаимодействие культур
Основные ценности западной культуры:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономность личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности.
Основные ценности восточной культуры:
1) Ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни;
2) отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм;
3) иррациональность;
5) человек абсолютно несвободен, он предопределен либо космическим законом, либо Богом.
Виды культур
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС
– способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве и т.п.
– «способность судить о прекрасном», опираясь не на рассудок, а на чувство удовольствия/неудовольствия (И.Кант).
Структура эстетической ситуации содержит три смысловых составляющих:
Первая – создание новизны.
Вторая – радость творчества.
Третья – стадия рационализации, методологической рефлексии.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
- совокупность всех выработанных в процессе человеческого развития форм, средств, способов взаимодействия людей.
• Культура общения конкретного человека
- это степень усвоения и реализации в своей жизнедеятельности определенных форм, средств и способов взаимодействия с другими людьми.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Искусство, заявившее об отказе от классических традиций (т.н. авангард), являет тенденцию:
· оригинальность
· деформация
· самоиндукция
· самопрезентация.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Массовая культура, т.е. усредненная культура, создаваемая средствами массовой информации и тиражируемая с помощью специальной, технически высокооснащенной индустрии.
Массовая культура имеет своей исторической целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства, но массовая культура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Однако на любом уровне культура в ее широком смысле являет собой гуманистически ориентированную ценность. А все, что разлагает эту ценность, есть антикультура.
Противоречия между массовой и элитарной культурой имеют глубокие основания, но есть тенденции к сближению этих пластов культуры.