Краткие теоретические сведения к практической работе




Практическое занятие №10 Инструктаж по Т.Б.

Тема: Механизм образования кислотных дождей.

Цель: изучить в смоделированных условиях механизм образования кислотных дождей; экспериментальным путем установить действие кислотных дождей на растительные ткани, живые существа, металлы, мрамор.

Материально-техническое и комплексно-методическое обеспечение:

штатив с пробирками, пробиркодержатель, штатив, газоотводная трубка, спиртовка, газометр, пирит, раствор хлорида бария, универсальный индикатор, образцы кислотных дождей, лакмусовая бумажка, железный гвоздь, мрамор, яблоко.

Время выполнения: 45минут

Порядок выполнения работы.

Задание № 1:

Провести опыты по получению кислотного оксида серы (II) и опыты с предложенными образцами кислотных дождей. Опишите механизм образования кислотных дождей. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод о влиянии кислотных дождей на растительные ткани, живые существа, активные металлы, мрамор.

Опыт 1.

Кусочки пирита поместите в стеклянную трубку. Нагрейте трубку в пламени спиртовки и пропустите из газометра воздух или кислород. Образовавшийся в результате реакции газ с резким запахом растворите в воде.

Напишите уравнение химической реакции.

Опыт 2.

Содержимое пробирки поделите на две части, в одну добавьте раствор хлорида бария, в другую – универсальный индикатор. Сделайте вывод о природе раствора на основании полученных результатов.

Опыт 3.

Налейте примерно по 2 мл жидкости из предложенного образца осадков в четыре пробирки, проверьте реакцию на лакмусовую бумажку. Запишите наблюдения, определите по шкале рН уровень кислотного дождя. Поместите о вторую пробирку железный гвоздь. Пронаблюдайте не менее 5 минут за пробиркой и запишите наблюдения. Добавьте в третью пробирку кусочек мрамора. Пронаблюдайте не менее 3 минут, запишите наблюдения. Поместите в четвертую пробирку кожуру яблока. Пронаблюдайте не менее 7 минут, запишите наблюдения в таблицу. Сделайте вывод.

Таблица Действие кислотных дождей на растительные ткани, металлы, мрамор.

Кислотные осадки Уровень рН Железо Мрамор Кожура яблок
Образец 1        
Образец 2        
Образец 3        

Вывод:

Краткие теоретические сведения к практической работе

Кислотными называются любые осадки - дожди, туманы, снег, кислотность которых выше нормальной.

Кислотные осадки обусловлены присутствием серной (Н24) и азотной (НNО3) кислот. Обычно кислотность на две трети состоит из первой и на одну треть из второй, но во многом их соотношение определяется особенностями антропогенного загрязнения атмосферы в конкретном регионе. Присутствие в этих формулах серы и азота указывает на то, что проблема связана с выбросами данных элементов в воздух. Загрязнение атмосферы соединениями серы. Соединения серы попадают в атмосферу, как естественным путем, так и в результате антропогенной деятельности. При отсутствии источников загрязнения диоксид серы (SO2) встречается в атмосфере в виде ничтожных следов. Единственным крупным естественным источником диоксида серы является вулканическая деятельность. В основном SO2 поступает в атмосферу в результате человеческой деятельности. Главная причина загрязнения им атмосферы - сжигание ископаемого топлива, которое содержит серу. В процессе горения часть серы окисляется до SO2. Среди используемых видов топлива первое место по поставке диоксида серы занимает каменный уголь, второе - нефть, а природный газ находится на третьем месте. Наиболее распространенными соединениями серы, поступающими в атмосферу, являются диоксид серы (SO2),сульфиты (S04), сероуглерод (CS2) и сероводород (Н2S). Основной вред окружающей среде наносит не столько сам диоксид серы, сколько продукт его окисления - S03. Процесс окисления осуществляется под действием кислорода на пылеобразных частицах оксидов металлов в качестве катализаторов, в атмосферной влаге или под действием солнечного света. Газообразный SОз растворяется в капельках влаги с образованием серной кислоты:

SОз(газ) +Н20(ж) = Н2S04 (водн)

Загрязнение атмосферы соединениями азота. Оксиды азота образуются в атмосфере как естественным, так и антропогенным путем при горении ископаемого топлива. Загрязнение атмосферы оксидами азота в целом сравнительно невелико. Однако в районах с развитой химической промышленностью имеются локальные зоны повышенного содержания N0, N02 в воздухе.

Контрольные вопросы:

1. Какие из газообразных оксидов формируют естественную кислотность осадков?

2. Какая характеристика свидетельствует о том, что дождь – кислотный?

3. Какие из газообразных оксидов преимущественно влияют на подкисление атмосферных осадков сверх нормы?

Информационные источники:

О.1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно- научного профиля - М., 2019

Критерии оценивания:

Оценка "5"

Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показал необходимые теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка "4"

Работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка "3"

Работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.

Оценка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленным к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: